Решение по делу № 33-4607/2019 от 29.08.2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Хлебникова И.Ю. Дело № 33 – 4607/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2019 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Михальчик С.А.

судей Гарматовской Ю.В., Теплинской Т.В.,

при секретаре Герасименко О.В.

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной политики Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 июня 2019 года, которым исковые требования иск О. удовлетворен частично.

На Министерство социальной политики Калининградской области возложена обязанность включить О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

В остальной части требования О. – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Гарматовской Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

О. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области, Правительству Калининградской области, указав, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Мать О. умерла в 1998 г., отец умер в 2000 г., с 2008 по 2010 г. О. воспитывалась в детском доме г. Черняховска, на социальном обеспечении находилась с 2008 по 2015 г.

В 2015 году, когда ей было 22 года, она не могла подать заявление о включении её в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, поскольку была отправлена в места лишения свободы для отбытия наказания по приговору Черняховского районного суда Калининградской области от 01 октября 2015 года.

Освободилась из мест лишения свободы после отбытия наказания О. 31 мая 2018 г., в возрасте 25 лет.

12 декабря 2018 г. О. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении её в список, представив необходимый пакет документов, а также копию справки об освобождении № 026583 от 31.05.2018 г., однако уведомлением от 18.12.2018 года Министерства социальной политики Калининградской области ей отказано во включении в список нуждающихся в жилье.

Полагая, что ответчиком безосновательно не приняты во внимание обстоятельства, препятствовавшие ей своевременно обратиться с заявлением о включении в соответствующий список нуждающихся в жилье, истец просила признать незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области во включении О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области; обязать ответчика включить О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО «Черняховский городской округ», постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Калининградской области просит решение суда отменить, в иске отказать.

Настаивает на своей правовой позиции о том, что предоставление жилых помещений лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер, который истцом соблюден не был.

Не согласен автор жалобы с выводом суда о наличии уважительных причин, объективно препятствовавших истцу обратиться с соответствующим заявлением до достижения ею возраста 23 лет, поскольку пребывание в местах лишения свободы не препятствует представить заявление по почте. Кроме того, после достижения совершеннолетия в 2011 года и до заключения под стражу в 2015 году истец также не предпринимала мер к защите своих прав.

Ответчик полагает, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших истцу своевременно воспользоваться правами на включение в соответствующий список лиц, по делу не имеется.

В судебное заседание не явились стороны, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Черняховского городского суда Калининградской области от 05.01.1997 г. Ф. лишена родительских прав, а В. ограничен в родительских правах в отношении детей: Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения и О. ДД.ММ.ГГГГ рождения. Вступившим в законную силу решением Черняховского городского суда Калининградской области от 06.06.2001 г. В. лишен родительских прав в отношении детей: Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения и О. ДД.ММ.ГГГГ рождения. 09.03.1998 года Ф. умерла, 24.09.2001 года умер В..

Постановлением главы Черняховского Муниципального образования Калининградской области № 150 от 14 марта 1997 года, опекуном несовершеннолетних Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения и О. ДД.ММ.ГГГГ рождения назначена А., за Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения и О. ДД.ММ.ГГГГ рождения закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Постановлением главы Черняховского Муниципального образования Калининградской области № 1025 от 16 октября 2000 года, П. назначена попечителем несовершеннолетней Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения и опекуном О. ДД.ММ.ГГГГ рождения. Постановлением Администрации МО «Черняховский городской округ» № 35 от 18 марта 2007 года, Постановлением Администрации МО «Черняховский городской округ» № 49 от 14 апреля 2008 года попечителем над несовершеннолетней О. ДД.ММ.ГГГГ рождения назначена Р..

Постановлением Администрации МО «Черняховский городской округ» № 79 от 25 июня 2008 года отменено попечительство над несовершеннолетней Разводите Вилией ДД.ММ.ГГГГ рождения, О. ДД.ММ.ГГГГ рождения направлена в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.

28.10.2018 г. О. вступила в зарегистрированный брак с Л., в связи с чем изменила фамилию «О.» на фамилию «Л.».

На момент совершеннолетия истицы в закрепленном жилом помещении в <адрес>1 было зарегистрировано (проживало) три человека, на каждого из которых приходилось по 11,6 кв.м общей площади жилого помещения, 08,33 жилой площади. Учетная норма жилого помещения составляла 12 кв.м на 1 человека.

Согласно заключению врачебной комиссии № 2729 от 10.10.2018 г, заболевание О. имеет заболевание, которое относится к заболеваниям, указанным в п. 1 (А15, А17 – А19) Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Приказом Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н и имеет код <данные изъяты>.

На основании приговора Черняховского городского суда Калининградской области от 01.10.2015 г. О. отбывала наказание в виде лишения свободы по 31.05.2018 г.

12 декабря 2018 г. О. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, представив необходимый пакет документов, а также копию справки об освобождении № 026583 от 31.05.2018 г.

Уведомлением от 18.12.2018 г. истцу отказано в включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области со ссылкой на то, что на момент подачи такого заявления О. достигла возраста 23 лет.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В силу п.1 ст. 8 указанного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Согласно п. 24 Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, являющегося приложением к письму Минобрнауки России от 08 апреля 2014 года № ВК-615/07, включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в список субъекта Российской Федерации должно осуществляться в том числе на основании заявления лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае непринятия мер по включению указанных лиц в список до достижения ими 18-летнего возраста.

В соответствии с п.9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как следует из материалов дела, О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако до достижения возраста 23 лет она не реализовала право на предоставление жилого помещения, поскольку в период с 2015 года по 2018 находилась в местах лишения свободы, у нее отсутствовала объективная возможность на реализацию данного права, а мер по включению указанных лиц в список до достижения ею 18-летнего возраста, назначенные опекуны и попечители истца, а также органы опеки и попечительства, также не принимали.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеназванные положения закона, которые не ограничивают возраст, когда должно быть фактически предоставлено жилое помещение лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которой относится истец, суд первой инстанции обоснованно признав уважительными причины пропуска О. срока для обращения с заявлением об обеспечении ее жилым помещением как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также установив нуждаемость истца в таком жилье применительно к положениям ст. 51 ЖК РФ, возложил на ответчика обязанность включить истца в соответствующий список.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4607/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Козенко Вилия Альбиновна
Ответчики
Министерство социальной политики Калининградской области
Правительство Калининградской области
Другие
Администрация МО «Черняховского городского округа»
Козенко Александр Александрович
Администрация МО "Черняховский городской округ"
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Гарматовская Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
17.09.2019[Гр.] Судебное заседание
23.09.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2019[Гр.] Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
17.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее