Решение по делу № 2-7847/2024 от 28.06.2024

Дело № 2-7847/2024

УИД 50RS0028-01-2024-007653-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2024 года                                                      г. Мытищи Московской области

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                         Кутыриной Н.В.,

при помощнике судьи                                        Курмаевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы к ООО «АШАН» об обязании разработать план снижения сбросов, обеспечения очистки сточных вод, актуализировать сведения об объекте негативного воздействия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ответчику ООО «АШАН» об обязании ответчика в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по договору на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ разработать, согласовать, утвердить план снижения сбросов и обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, разрешенных законодательством Российской Федерации; в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу актуализовать сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду (номер в реестре ) в разделе «источники сброса» в части осуществления сбросов в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод: объем сбрасываемых сточных вод через централизованную систему водоотведения, куб. м/год; наличие ливневой системы канализации на объекте.

Требования мотивированы тем, что Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка в связи с поступившей информацией о нарушении требований законодательства о водоснабжении и водоотведении. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МГУП «Мосводоканал» и ответчиком заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию . Между тем, ответчиком допущено превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня первого превышения, согласно направленному ООО «АШАН» уведомлению АО «Мосводоканал» по следующим веществам: железо (даты отбора проб - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, деятельность ответчика по сбросу сточных вод с превышением нормативов состава сточных вод неизменно ведет к ухудшению состояния водного объекта. Кроме того, в Государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствуют сведения в разделе «источники сброса» об объекте П, а именно сведения об осуществлении сбросов в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод: объем сбрасываемых сточных вод через централизованную систему водоотведения, куб. м/год; наличие ливневой системы канализации на объекте. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы обратился в суд с настоящим иском.

Представитель истца Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы - помощник прокурора ФИО3 в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ООО «АШАН» - ФИО4 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований в части разработки, согласования, утверждения плана снижения сбросов и обеспечения очистки сбрасываемых сточных вод до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, разрешенных законодательством Российской Федерации по следующим основаниям. В настоящее время концентрация железа в сточных водах согласно сведениям истца (1,42 мг/л, 1,36 мг/л) не превышает даже половину установленных договором величин. ООО «Торгово-развлекательный центр Гагаринский» осуществляет сброс сточных вод в колодцы К9, К7, К6, К5, входящих в зону ответственности ответчика по договору, следовательно, прямым образом влияет на загрязненность сточных вод торгового центра и фактически является вторым абонентом по договору.

Представитель третьего лица ООО «Торгово-развлекательный центр Гагаринский» - ФИО5 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска, указывая на то обстоятельство, что нарушение, являющееся предметом иска, устранено.

Представитель третьего лица АО «Мосводоканал» - ФИО6 в судебное заседание явилась, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, поскольку по результатам исследования проб сточных вод ответчика за 2023 год, были неоднократно выявлены превышения по веществу цинк (норматив для Курьяновских очистных сооружений по железу 1,1 мг/л): проба от ДД.ММ.ГГГГ - железо 1,42 мГ/л; проба от ДД.ММ.ГГГГ - железо 1,36 мг/л. АО «Мосводоканал» в связи с допущенными превышениями нормативов свойств сточных вод по железу направляло абоненту уведомление о необходимости разработки плана снижения сбросов от ДД.ММ.ГГГГ. Довод ответчика о том, что другие абоненты сбрасывают в контрольный колодец сточные воды не состоятелен в связи с тем, что из представленной ответчиком декларации о составе и свойствах сточных вод указан контрольный колодец 26445, в который сбрасываются сточные воды только от ООО «АШАН».

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Согласно ст. 4 Закона № 7-ФЗ к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

В соответствии со ст. 34 Закона № 7-Ф3 хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должно предусматриваться проведение мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Частью 1 статьи 51 Закона № 7-Ф3 предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 11 Закона № 89-Ф3 индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу ч. 1 ст. 13.4 Закона № 89-Ф3 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, вышеуказанный участок также не обладает признаками «места накопления отходов».

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-11, по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-Ф3 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-Ф3), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

Частью 1 статьи 14 Закона № 416-Ф3 установлено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

Согласно п. 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

В соответствии с п. 113 Правил № 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4(1);

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N? 5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Правил № 644.

В соответствии с ч. 4 ст. 30.1 Закона № 416-Ф3, п. 182 Правил № 644 абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Допущенные абонентом превышения нормативов состава сточных вод являются основанием, чтобы обязать обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод по договору водоотведения до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, разрешенных законодательством Российской Федерации, а также чтобы подготовить, согласовать и утвердить план снижения сбросов, поскольку соответствующий план абонентом не подготовлен, не согласован и не утвержден.

Судом установлено, что в связи с поступившей информацией о нарушении требований законодательства о водоснабжении и водоотведении на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка в отношении ООО «АШАН» в части исполнения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, водного законодательства на объекте, расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что ООО «АШАН» осуществляет хозяйственную деятельность на территории ООО «Торгово-развлекательный центр Гагаринский».

ДД.ММ.ГГГГ между МГУП «Мосводоканал» и ответчиком заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию , предметом которого является отпуск питьевой воды из системы водоснабжения по водопроводным вводам и прием сточных вод в систему канализации по канализационным выпускам.

Согласно п. 3.1 договора контроль за соблюдением нормативов сброса по составу сточных вод осуществляется МГУП «Мосводоканал» путем выполнения анализов разовых проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, о чем составляется акт.

Между тем, ООО «АШАН» допущено превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение 12 месяцев со дня первого превышения по следующим веществам: железо (даты отбора проб - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с допущенными превышениями нормативов свойств сточных вод по железу ДД.ММ.ГГГГ АО «Мосводоканал» направило в адрес ООО «АШАН».

уведомление о необходимости разработки плана снижения сбросов

Требования уведомления оставлены ООО «АШАН» без удовлетворения.

Таким образом, деятельность ответчика по сбросу сточных вод с превышением нормативов состава сточных вод неизменно ведет к ухудшению состояния водного объекта.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в настоящее время в Государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствуют сведения в разделе «источники сброса» об объекте , а именно: сведения об осуществлении сбросов в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод: объем сбрасываемых сточных вод через централизованную систему водоотведения, куб. м/год; наличие ливневой системы канализации на объекте.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, а также скриншотами интернет-страниц.

По результатам проверки в адрес ООО «АШАН» направлено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на ответчика возложена обязанность принять меры к устранению и недопущению выявленных нарушений законодательства; рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших вышеуказанные нарушения, к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения и принятых мерах уведомить межрайонную природоохранную прокуратуру г. Москвы в установленный законом месячный срок, в письменной форме, с приложением копии приказов о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности (в случае принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности).

Требования представления также оставлены ответчиком без удовлетворения.

Изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив неоднократные превышения нормативов свойств сточных вод, принимая во внимание, что в адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости разработки плана снижения сбросов, оставленное ответчиком без удовлетворения, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и обязании ответчика в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по договору на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ разработать, согласовать, утвердить план снижения сбросов, обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, разрешенных законодательством Российской Федерации.

Разрешая требования истца в части обязания ответчика актуализовать сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду (номер в реестре П) в разделе «источники сброса» в части осуществления сбросов в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод: объем сбрасываемых сточных вод через централизованную систему водоотведения, куб. м/год; наличие ливневой системы канализации на объекте, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-Ф3 объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

На основании п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-Ф3 постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с п. 11 ст. 69 Закона № 7-ФЗ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам І, ІІ, ІІІ и ІV категорий, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее - Критерии).

Согласно п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Подпунктом 5 пункта 6 Критериев установлено, что осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах І, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа, является критерием отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории.

Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532 (далее - Форма заявки).

В соответствии с п. 7 Формы заявки при отсутствии выпусков и сбросов сточных вод в водный объект или акваторию исключительной экономической зоны Российской Федерации указываются сведения об осуществлении сбросов в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод: объем сбрасываемых сточных вод через централизованную систему водоотведения, куб. м/год; наличие ливневой системы канализации на объекте; реквизиты договора водоотведения.

Согласно п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении источников загрязнения окружающей среды.

Поскольку отсутствие актуальных данных об объекте негативного воздействия на окружающую среду (номер в реестре ) в разделе «источники сброса» препятствует получению достоверной информации, определению областей применения наилучших доступных технологий, применению программно-целевых методов планирования, а также планированию осуществления государственного экологического надзора, тем самым нарушая экологические права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в указанной части и обязании ответчика в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу актуализовать сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду (номер в реестре ) в разделе «источники сброса» в части осуществления сбросов в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод: объем сбрасываемых сточных вод через централизованную систему водоотведения, куб. м/год; наличие ливневой системы канализации на объекте.

Доводы ответчика о необходимости отказа в удовлетворении заявленных истцом требований ввиду отсутствия нарушений на момент рассмотрения дела, опровергается материалами дела и по существу не имеет правового значения, поскольку законом установлена обязанность, в частности, по разработке, согласовании и утверждении плана снижения сбросов, отсутствие которого ответчиком не оспаривалось.

Указание на неисполнимость требования истца о разработке плана ввиду того, что оброс сточных вод осуществляется также ООО «ТРЦ Гагаринский», основанием отказу в удовлетворении требований являться не может, поскольку как установлено при рассмотрении дела и подтверждается представленными доказательствами, именно ООО «АШАН» является стороной по договору от ДД.ММ.ГГГГ, кроме того ответчиком ранее представлялась декларация о составе и свойствах сточных вод ООО «АШАН» указан контрольный колодец , в который сбросы осуществляются только ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы к ООО «АШАН» об обязании разработать план снижения сбросов, обеспечения очистки сточных вод, актуализировать сведения об объекте негативного воздействия – удовлетворить.

Обязать ООО «АШАН» (ОГРН ) в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по договору на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ разработать, согласовать, утвердить план снижения сбросов, обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, разрешенных законодательством Российской Федерации.

Обязать ООО «АШАН» (ОГРН ) в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу актуализовать сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду (номер в реестре ) в разделе «источники сброса» в части осуществления сбросов в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод: объем сбрасываемых сточных вод через централизованную систему водоотведения, куб. м/год; наличие ливневой системы канализации на объекте.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд Московской области в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме – 18.10.2024.

Судья                                                                                                              Н.В. Кутырина

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья                                                                                                              Н.В. Кутырина

2-7847/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонный природоохранный прокурор г.Москвы
Ответчики
ООО "Ашан"
Другие
ООО УК ТРЦ Гагаринский
АО "Мосводоканал"
ООО "Торгово-развлекательный центр Гагаринский
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
mitishy.mo.sudrf.ru
28.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2024Передача материалов судье
03.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2024Подготовка дела (собеседование)
19.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.08.2024Предварительное судебное заседание
10.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее