Изготовлено в окончательной форме 19.08.2022г.
Дело №2-3386/2022
УИД: 76RS0016-01-2022-003157-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2022 года г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Черничкиной Е.Н.,
при секретаре Исрафиловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чурсиной Н.А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца, возврате незаконно удержанных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Чурсина Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ – ОПФР по Ярославской области в г. Ярославля о признании незаконным отказа в переводе на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца; обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца, возврате удержанных денежных средств в размере 43 318,57 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является дочерью Чурсиной Л.К., умершей 24 июля 2017г. Чурсина Н.А. и Чурсина Л.К. проживали одной семьей, вели общее хозяйство, истец осуществляла уход за матерью. Размер пенсии, получаемой истцом, мизерный, не позволяющий удовлетворять жизненные потребности. Оказываемая ей матерью материальная помощь была основным и существенным источником дохода. Ответчиком произведены удержания из пенсии истца на общую сумму 43 318,57 рублей, в результате чего размер оставшегося у нее дохода ниже прожиточного минимума.
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Дзержинский РОСП г. Ярославля, УФССП России по Ярославской области, ТСЖ «Родонит».
В судебном заседании истец Чурсина Н.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ – ОПФР по Ярославской области Смолякова Н.В. исковые требования не признала. Указала, что Чурсина Н.А. не относится к категории лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Удержания из пенсии Чурсиной Н.А. производились на основании постановлений Дзержинского РОСП г. Ярославля, поступивших в ГУ – ОПФР по Ярославской области.
Представитель третьего лица Дзержинского районного отдела судебных приставов г. Ярославля УФССП России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель УФССП России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении заявленных требований Чурсиной Н.А. отказать. Указал, что исполнительные производства №-ИП о взыскании с Чурсиной Н.А. в пользу ТСЖ «Родонит» денежных средств и №-ИП о взыскании с Чурсиной Н.А. исполнительского сбора окончены фактическим исполнением за счет удержаний из пенсии должника. Действия Дзержинского РОСП г. Ярославля незаконными не признавались.
Председатель ТСЖ «Родонит» Лисин Н.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, просил о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует из материалов дела, Чурсина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем страховой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ. – федеральной социальной доплаты (л.д.5 – 7). В настоящее время размер страховой пенсии по старости составляет 9 846,22 руб., размер федеральной социальной доплаты – 2 301,97 руб.
04.05.2022г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, приложив к нему свидетельство о смерти Чурсиной Л.К., свидетельство о рождении Чурсиной Н.А., выписку из реестра данных о факте работы застрахованных лиц Чурсиной Л.К.
Решением ГУ-ОПФР по Ярославской области от 17.05. 2022г. №№ Чурсиной Н.А. отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ввиду того, что заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на получение указанной пенсии (л.д.3).
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в п. 2 ч. 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Положения ч. 2 данной статьи определяют круг лиц, относящихся к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, за которыми признается право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца. К их числу относятся:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
В силу ч.6 ст.10 данного Федерального закона нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца
Из анализа приведенных норм закона следует, что право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца возникает у членов семьи умершего кормильца при наличии одновременно двух условий: в случае их нетрудоспособности и нахождении на иждивении умершего. При этом Закон определяет исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на назначение такой пенсии.
Чурсина Л.К., на назначение пенсии по случаю смерти которой претендует истец, является матерью последней.
По смыслу п.п.1, 2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, дети умершего кормильца имеют право на назначение такой пенсии, если соответствуют определенным критериям, а именно: либо не достигли возраста 18 лет; либо обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, до достижения ими возраста 23 лет; либо до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; либо осуществляют уход за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают.
К перечисленным категориям Чурсина Н.А. не относится. Документов, подтверждающих наличие у нее инвалидности, полученной в возрасте до 18 лет, истец не представила.
В этой связи истец не может быть отнесена к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца - матери, соответственно, не имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца на основании Федерального закона РФ «О страховых пенсиях в Российской Федерации». Положения ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ лишь уточняют понятие иждивенцев, не могут быть применены в отрыве от ч.1 данной статьи. Иное толкование данного правового положения повлекло бы за собой не основанное на нормах Закона расширение круга лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Заявляя требования о взыскании с ответчика удержанных из ее пенсии денежных средств, истец указывает, что оставшийся после удержания размер ее дохода ниже прожиточного минимума.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2).
Таким образом, ответственность наступает при наличии совокупности следующих условий: возникновение вреда; противоправность действий причинителя вреда; причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями; вина причинителя вреда. Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении ущерба.
Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка №3 Дзержинского судебного района г. Ярославля от 06.03.2019г. с Чурсиной Н.А. в пользу ТСЖ «Родонит» взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.12.2017г. по 30.08.2018г. в размере 26470 руб. 62 коп., пени по состоянию на 04.02.2019г. в размере 3881 руб. 16 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска – 1110 руб. 55 коп., по оплате услуг представителя – 8000 руб. 00 коп., а всего взыскано 39 462 руб. 33 коп. Решение вступило в законную силу.
21.11.2019 г. Дзержинским РОСП г. Ярославля УФССП России по Ярославской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Чурсиной Н.А. в пользу взыскателя ТСЖ «Родонит», предмет исполнения – задолженность в размере 39462 руб. 33 коп. Постановлением судебного пристава-исполнителя Дзержинского РОСР г. Ярославля УФССП России по Ярославской области от 25.11.2019г. обращено взыскание на пенсию Чурсиной Н.А., постановлено производить удержания ежемесячно в размере 50% пенсии и иных доходов должника.
Указанное постановление направлено в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на пенсию Чурсиной Н.А., установлен размер удержаний – 10% пенсии и иных доходов должника. Указанное постановление направлено в ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Ярославской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Дзержинского РОСП г. Ярославля УФССП России по Ярославской области от 14.07.2020г. с Чурсиной Н.А. взыскан исполнительский сбор в размере 2 639,18 рублей. 29.04.2022г. судебным приставом-исполнителем Дзержинского РОСП г. Ярославля обращено взыскание на доходы Чурсиной Н.А., установлен размер удержаний – 50% от дохода должника. Указанное постановление направлено в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Ответчик пенсионные права истца не нарушил, поскольку в силу указанных правовых норм был обязан исполнять постановления судебных приставов-исполнителей об обращении взыскания на пенсию Чурсиной Н.А. Довод истца о том, что после произведенных удержаний размер оставшегося у нее дохода ниже прожиточного минимума, о незаконности действий ответчика не свидетельствует. Действующее законодательство не предоставляет пенсионным органам, исполняющим требования исполнительных документов, право самостоятельно определять процент удержания из пенсии должника-гражданина. Действия пенсионного органа были обусловлены предписаниями, содержащимися в постановлениях должностных лиц службы судебных приставов, которые в установленном порядке незаконными не признавались и не отменялись.
При этом согласно ч.2 ст.29 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Нарушений указанного правового положения в части размера ежемесячных удержаний при исполнении постановления судебного пристава-исполнителя пенсионным органом допущено не было.
Из представленной ответчиком справки следует, что удержание производилось из получаемых истцом страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты.
Возможность обращения взыскания на страховую пенсию по старости предусмотрена п.9 ч.1 ст.101 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Федеральная социальная доплата назначена Чурсиной Н.А. на основании Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Федеральным законом «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан. Статьей 1 данного Закона социальная доплата к пенсии определяется как предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
В соответствии с положениями ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации (ч. 1).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (ч. 4).
Из приведенных норм следует, что социальная доплата к пенсии не является льготой или мерой социальной поддержки, поскольку представляет собой денежную сумму доплаты к пенсии с целью достижения ее размера величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Чурсина Н.А. не относится к категории лиц, для которых ежемесячная денежная выплата в системе социального обеспечения имеет специальный правовой режим, носит компенсационный характер, поскольку является неотъемлемой составляющей социальной поддержки. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Следовательно, социальная доплата к пенсии по своей правовой природе является иным доходом, на который может быть обращено взыскание по исполнительным документам, так как действующее законодательство не содержит запрета на обращение взыскания на такой вид дохода должника (ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Таким образом, удержаний из выплат, на которые действующим законодательством запрещено обращение взыскания, ответчиком не производилось.
Учитывая возврат на счет Чурсиной Н.А. 06.07.2022г. излишне взысканной денежной суммы в размере 1 545,30 рублей, общий размер произведенных пенсионным органом удержаний не превышает размер требований исполнительного документа, выданного на основании решения мирового судьи судебного участка №3 Дзержинского судебного аргона г. Ярославля от 06.03.2019г., и постановления судебного пристава-исполнителя Дзержинского РОСП г. Ярославля от 14.07.2020г. о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку каких-либо нарушений норм действующего законодательства при осуществлении удержания из ее пенсии ответчиком допущено не было, оснований для привлечения его к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба в размере произведенных сумм удержаний не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Чурсиной Н.А. (<данные изъяты>) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (<данные изъяты>) об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца, возврате незаконно удержанных денежных средств - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Черничкина