Дело № 2- 34/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2020 г. г. Харовск
Харовский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Бараевой О.В.,
при секретаре Макаровой О.А.,
с участием
заместителя прокурора Харовского района Воробьева И.В.,
представителя ответчика БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» Корчагина А.Р.,представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение надзорной деятельности по Харовскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области, Главное Управление МЧС России по Вологодской области Зайцева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Харовского района, к БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» об обязании устранить нарушения в области гражданской обороны,
у с т а н о в и л :
В Харовский районный суд с иском к БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» обратился прокурор Харовского района с иском к БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» об обязании устранить нарушения в области гражданской обороны, мотивировав свои требования тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на балансе БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» с Х. года находится защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ), инвентарный номер Х., расположенное по адресу: Х., Указанное ЗС ГО используется БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» по договору оперативного управления от Х. Х., заключенного с Департаментом имущественных отношений Вологодской области, имеет паспорт ЗС ГО от Х..
Х. отделением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области в отношении БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» проведена проверка исполнения требований в области гражданской обороны. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение п.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 (далее Правила), БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» не организовано выполнение спланированных работ проектно-сметной документации по ремонту и обслуживанию помещений, оборудования ЗС ГО. Неисправен западный аварийный выход из ЗС ГО, что является нарушением п. 3.2.3 Правил. В нарушение п.3.5.3 Правил, в полном объеме не окрашены преимущественно в светлые тона стены, потолки и перегородки ЗС ГО, Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО (система вентиляции, санитарно- техническое оборудование) не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, что является нарушением п.3.2.11 Правил.
В нарушение п. 5.2.3. Правил окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО не производится с периодичностью: при клеевой окраске – не более 3 лет, при масляной окраске – не более 5 лет, при известковой окраске – не более 3 лет.
Первоначально указанные нарушения были выявлены в ходе проверки, проведенной в отношении БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» в Х. г.. Отделением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области данные нарушения включены в предписания по устранению нарушений от Х., Х.,Х., Х. Х. Данные факты свидетельствуют о том, что БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» длительный период времени с 2015 г. не принимает меры по устранению нарушений в области гражданской обороны, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО, что нарушает законные интересы неопределенного круга лиц на защиту от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обосновывая свои исковые требования также нормами Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера прокурор Харовского района просил обязать БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» устранить нарушения в области гражданской обороны, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Х.,инвентарный Х., а именно организовать выполнение спланированных работ проектно-сметной документации по ремонту и обслуживанию помещений, оборудования защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) в срок до Х.:
Восстановить функционирование западного и южного выходов из ЗС ГО, путем установки новых дверей из обоих выходов, восстановления лестницы, ведущей на улицу из западного выхода, ремонта кладки стен у обоих выходов, устройства гидроизоляции стен обоих выходов.
Окрасить стены и перегородки ЗС ГО в светлые тона водоэмульсионной краской (клеевая окраска), потолки известкой светлых тонов в срок до Х.
Обеспечить работоспособность инженерно-технического оборудования ЗС ГО, а именно: восстановить функционирование надлежащего водоснабжения и водоотведения, установить новую вытяжную вентиляцию, заменить дверные блоки внутри помещения ЗС ГО, установить деревянные конструкции для размещения укрываемых.
В ходе судебного разбирательства в качестве ответчиков были привлечены: Департамент имущественных отношений Вологодской области, Комитет гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области, Департамент здравоохранения Вологодской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Администрация Харовского муниципального района, Отделение надзорной деятельности по Харовскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области, Главное Управление МЧС России по Вологодской области.
В судебное заседание представители ответчиков Департамента имущественных отношений Вологодской области, Комитета гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области, Департамента здравоохранения Вологодской области, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Харовского муниципального района не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд определил с учетом мнения сторон, ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора Харовского района Воробьев И.В. требования уточнил, просил обязать БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» устранить нарушения в области гражданской обороны, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Х.,инвентарный Х., а именно организовать выполнение спланированных работ проектно-сметной документации по ремонту и обслуживанию помещений, оборудования защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) в срок до Х.: восстановить функционирование западного выхода из ЗС ГО, путем установки новых дверей, ремонта кладки стен у выхода, устройства гидроизоляции стен выхода; окрасить стены и перегородки, потолки ЗС ГО в светлые тона водоэмульсионной краской; обеспечить работоспособность инженерно-технического оборудования ЗС ГО, а именно: восстановить функционирование надлежащего водоснабжения и водоотведения, установить новую вытяжную вентиляцию, заменить дверные блоки внутри помещения ЗС ГО.
Представитель ответчика БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, из которых следует, что на балансе БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» ЗС ГО не числится, ЗС ГО каким-либо образом БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» не передавалось и документов на него у учреждения не имеется, Нормативно-правовыми актами на главного врача БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» не возложены обязанности по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению сооружения и проведению его технического обслуживания. В договоре от Х. оперативного управления имуществом, заключенного между БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» и Департаментом имущественных отношений Вологодской области, защитное сооружение не числиться. Согласно техническому паспорту в подвале находятся кладовые. Паспорт ЗС ГО объекта не соответствует законодательству: в паспорте проставлено факсимиле руководителя учреждения, полномочия представителя органа управления по делам гражданской обороны не подтверждены и основное нарушение – отсутствуют приложения к паспорту ЗС ГО; копии поэтажных планов и экспликации помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (п.3.6 приложения к приказу МЧС России от 15 декабря 202 г. Х.) Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»). Согласно реестру федерального имущества защитное сооружение по адресу: Х. не числится.
Ответчики Департамент Здравоохранения Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Комитет гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области требования не признали по основаниям, указанном в отзыве.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного Управления МЧС России по Вологодской области Отделения надзорной деятельности по Харовскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области, требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование в области защитных сооружений гражданской обороны осуществляется Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).
В соответствии со статьей 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации постановлением от 29.11.1999 N 1309 утвердило Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).
МЧС России в силу пункта 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Правилами N 583 МЧС России предусмотрело, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).
Исходя из названных норм паспорт ПРУ является основанием для ведения учета ЗС ГО, тогда как статус ЗС ГО объект приобретает в связи с внесением соответствующих сведений об объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России.
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3).
Как следует из материалов дела, БУЗ ВО «Харовская ЦРБ», согласно Уставу, осуществляет, в том числе, организацию мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, учреждение обязано обеспечивать выполнение мероприятий по гражданской обороне.
В реестре защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области, состоит ЗС ГО с инв.Х., расположенное по адресу: Х..
В соответствии с договором Х. от Х., заключенным между Департаментом имущественных отношений Вологодской области и БУЗ «Харовская ЦРБ» на праве оперативного управления БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» передано в том числе здание хирургического корпуса, расположенного по адресу: Х.. В здании хирургического корпуса БУЗ ВО «Харовская ЦРБ», расположенного по вышеуказанному адресу, находится ЗС ГО (ПРУ) инвентарный Х.. Согласно вышеуказанному договору БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» обязалась обеспечить сохранность имущества, использование имущества в соответствии с его целевым назначением, установленными правилами эксплуатации, с учетом соблюдения отраслевых правил и норм, действующих в отношении вида деятельности Учреждения и его имущества.
В соответствии с паспортом защитного сооружения, представленного суду ГУ МЧС В Вологодской области, защитное сооружение (ПРУ): Х., приписано Центральной районной больнице, с назначением в мирное время – склады, дата приемки в эксплуатацию Х., с технической характеристикой : вместимость – 600 человек, общая площадь 705, общий объем 1762 м3, коэффициент защиты 400, вентиляторы АВЛ Х. – один, Х.-три, производительность 4200 м3\час, система отопления – водяное от котельной ЦРБ, система энергоснабжения – от гор. электросетей, система водоснабжения – гор.водопровод, гор. кан.коллектор, санитарно-технические приборы 10 шт., 4 противопожарных крана, инструмент для проделывания аварийного лаза. Дата заполнения паспорта - Х., к паспорту имеется приложение в виде технического плана.
Согласно паспорту ЗС ГО Х. от Х., подготовленного БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» в соответствии с предписанием Х. от Х. ЗС ГО, расположенное по адресу: Х. приписано БУЗ ВО «Харовская ЦРБ», организация эксплуатирующая ЗС ГО БУЗ ВО «Харовская ЦРБ», техническая характеристика ЗС ГО вместимость 600 человек, площадь м2 384,56 м2, объем 960 м2, Техническая характеристика систем вентиляции, в том числе вентиляционная система воздуховоды для естественной вентиляции – 2 шт. с высотой вытяжных каналов более 10 м. Вентиляторы, фильтры, клапаны, противовзрывные устройства, насосы, калориферы, холодильные машины - информация отсутствует. Измерительные приборы - отсутствуют, система отопления - централизованная, система энергоснабжения – централизованная, система водоснабжения – централизованная, канализация – централизованная, количество санитарно-технических приборов -3. Инструмент, инвентарь, оборудование – отсутствует.
Согласно информации, поступившей из ГУ МЧС России по Вологодской области Главным управлением в Центральный аппарат МЧС России Х. секретным делопроизводством направлялся на согласование перечень защитных сооружений гражданской обороны, предложенных к снятию с учета, в который вошло ПРУ с инв. Х.. МЧС России по результатам рассмотрения вышеуказанного перечня не было принято решение о снятии с учета ЗС ГО. Обобщенные материалы инвентаризации ЗС ГО 2018г., в которые вошли сведения о ПРУ с инв.Х., были направлены Главным управлением в Центральный аппарат МЧС России Х. для формирования обобщенных сведений в субъекты РФ. Акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) инв.Х. от Х. не является основанием для снятия с учета ЗС ГО. Документация для снятия с учета ПРУ с инв.Х., подготовленная в соответствии с требованиями Прави и Методических рекомендаций, Департаментом здравоохранения Х. и бУЗ ВО «Харовская ЦРБ» в Главное управление не направлялась.
Согласно актам проверки, предписаниям ГУ МЧС России по Вологодской области за период с Х. гг., БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 970-36, расположенное по адресу: Х.. В связи с допускаемыми нарушениями БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» за указанный период неоднократно привлекалась к административной ответственности.
Согласно предписанию Х. от Х. БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» предписано, в том числе, в срок до Х. разработать необходимую проектно-сметную документацию и организовать выполнение спланированных работ для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО. Во исполнение данного предписания ГУ МЧС России по Вологодской области БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» был подготовлен, который в дальнейшем обновлялся, локально-сметный расчет Х. по ремонту ПРУ в БУЗ ВО «Харовская ЦРБ», представленного ответчиком БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» суду и приобщенный к материалам гражданского дела.
Согласно вышеуказанному расчету, а также ведомости объема работ БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» предусматривала произвести работы по отделочным, сантехническим, плотницким работам, произвести работы по ремонту вентиляции, входной группы ЗС ГО.
Как следует из акта проверки ГУ МЧС России по Вологодской области Х. от Х. БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» не выполнено предписание ГУ МЧС России по Вологодской области, а именно не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны инв. Х. (п.16.4 Приказа МЧС России от Х. Х., приказ МЧС России от Х. Х. «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО»), а именно:
Не организовано выполнение спланированных работ проектно-сметной документации по ремонту и обслуживанию помещений, оборудования ЗС ГО (требования п.1.3 Приказа МЧС России от Х. Х.);
Западный аварийный выход из ЗС ГО неисправен (требования п.3.2.3 Приказа МЧС России от Х. Х.);
Частично внутренняя отделка помещений защитного сооружения произведена из сгораемых отделочных материалов (пластиковые панели), а не из несгораемых или трудно сгораемых материалов, частично стены, потолки, перегородки не окрашены преимущественно в светлые тона (требования п.3.2.8 и 3.5.3 Приказа МЧС России от Х. Х.);
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО (система вентиляции, санитарно-техническое оборудование) не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (требования п.юХ. Приказа МЧС России от Х. Х.);
Окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО не производится с периодичностью (требования п.5.2.3 Приказа МЧС России от Х. Х.: при клеевой окраске - не более 3 лет; при масляной окраске – не более 5 лет; при известковой окраске – не более 3 лет.
Предписание для исполнения получено БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» Х.г.
Согласно пояснениям представителя ответчика БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» данные работы на момент рассмотрения дела не произведены.
На основании вышеизложенного, суд признает исковые требования прокурора Харовского района к БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» правомерными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, а также опровергаются материалами дела.
Оснований для возложения обязанностей по устранению нарушений в области гражданской обороны на иных ответчиков судом не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Харовского района к БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» удовлетворить,
Обязать БУЗ ВО «Харовская ЦРБ» устранить нарушения в области гражданской обороны, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Х., инвентарный Х., а именно: в срок до Х. организовать выполнение спланированных работ проектно-сметной документации по ремонту и обслуживанию помещений, оборудования ЗС ГО: восстановить функционирование западного выхода из ЗС ГО, путем установки новых дверей, ремонта кладки стен у выхода, устройства гидроизоляции стен выхода; окрасить стены, перегородки, потолки ЗС ГО водоэмульсионной краской светлых тонов; обеспечить работоспособность инженерно-технического оборудования ЗС ГО, а именно восстановить функционирование надлежащего водоснабжения и водоотведения, установить новую вытяжную вентиляцию в ЗС ГО.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено Х.г.