Решение по делу № 2-1097/2023 от 02.02.2023

Дело № 2-1097/2023

УИД: 61RS0012-01-2023-000371-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2023 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дмитриенко Е.В.,

при секретаре Выборновой М.Б.,

с участием старшего помощника прокурора города Волгодонска Дубоносовой О.В.,

представителя ответчика ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восохождение» Фокина О.В.,

представителя ответчика Министерства общего и профессионального образования Ростовской области Смольяковой Е.А.,

заинтересованное лицо Мирзоева К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Волгодонска в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО2 к государственному казенному образовательному учреждению «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», Министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обязании министерство общего и профессионального образования Ростовской области принять меры к организации и финансированию ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» в сумме 50 456 (пятьдесят тысяч четыреста пятьдесят шесть рублей) для оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому в ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» ФИО2, обязании ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» при поступлении указанных денежных средств в 3-х дневный срок с момента их зачисления на счет учреждения, произвести их перечисление законному представителю ребенка-инвалида ФИО3 на указанный ею банковский счет, установить срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Волгодонска Ростовской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья ФИО2 к государственному казенному образовательному учреждению «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой г.Волгодонска во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, соблюдения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся учащимися образовательных учреждений, на получение бесплатного питания. В ходе проведенной проверки по поступившему с личного приема заместителя прокурора области обращению ФИО3 по вопросу нарушения права на получение двухразового питания её сыном ФИО2. 2010г.р., имеющего статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающего образование на дому, установлено, что компенсация за горячее питание выплачивалась законному представителю ребенка-инвалида с ноября 2020 года по настоящее время. При этом ребенок обучается в учреждении с сентября 2018 года. Несовершеннолетний ФИО2, обучающийся на дому получает компенсацию за питание в денежном эквиваленте после внесения изменений в Областной закон Ростовской области «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС.

Руководителю учреждения прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, которое признано обоснованным, однако в виду отсутствия финансирования нарушения не устранены. Согласно ответу, поступившему в прокуратуру <адрес>, руководителем учреждения для рассмотрения вопроса о выплате компенсации направлено письмо в министерство общего и профессионального образования <адрес>. По результатам рассмотрения данного письма направлен ответ, согласно которому денежные средства на выплату компенсации не предусмотрены. До настоящего времени компенсация двухразового питания несовершеннолетнего ФИО2 за период с сентября ДД.ММ.ГГГГ по октябрь ДД.ММ.ГГГГ 50 456 рублей, исходя из предоставленного расчета, уточненного в ходе судебного разбирательства, в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – рабочих дней; в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – рабочих дней; в ДД.ММ.ГГГГ учебном году (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) – учебных дней, итого учебный день.

Выплата компенсации за необеспечение двухразовым горячим питанием ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья ФИО2 относится к компетенции ответчиков. Несоблюдение ответчиками требований федерального законодательства привело к нарушению прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО2 На основании изложенного прокурор просил суд: обязать министерство общего и профессионального образования <адрес> принять меры к организации и финансированию ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» в сумме 50 456 (пятьдесят тысяч четыреста пятьдесят шесть рублей) для оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому в ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» ФИО2; обязать ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» при поступлении указанных денежных средств в 3-х дневный срок с момента их зачисления на счет учреждения, произвести их перечисление законному представителю ребенка-инвалида ФИО3 на указанный ею банковский счет; установить срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО6 поддержала уточненные заявленные административные исковые требования, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» ФИО7 в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на отсутствие нормы закона, регулирующей указанные правоотношения, а так же отсутствие заявления ФИО3 о выплате указанной компенсации. Руководство образовательного учреждения не доводило до сведения ФИО3 о возможности получения ею компенсации.

Представитель ответчика министерства общего и профессионального образования <адрес> ФИО8 в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на возражения, предоставленные ранее, из содержания которых следует, согласно абзаца 5 пункта 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В свою очередь, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (абзац третий пункта 1 статьи 85 БК РФ). Согласно пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации в поименованном выше случае устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Федеральный закон № 279-ФЗ случаи и порядок обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации определяются органами государственной власти соответствующих субъектов. В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, частью 1 статьи 37 Федерального закона № 279-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Как следует из части 7 статьи 79 указанного выше Федерального закона, обучающиеся с ОВЗ, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

<адрес> в адрес первого заместителя <адрес> ФИО9 было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление мер социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования с участием начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры <адрес> ФИО10 доводы представления признаны обоснованными, о чем областная прокуратура была уведомлена (исходящий первого заместителя <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ). В целях устранения выявленных нарушений министерством общего и профессионального образования <адрес> была инициирована разработка проекта областного закона, которым, в частности предлагалось внести изменения в Областной закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об образовании в <адрес>» (далее - Областной закон об образовании, Областной закон -ЗС) в части дополнения: статьи 9 нормой об обучающихся с ОВЗ, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы в государственных организациях <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, и не проживающих в указанных организациях, в качестве одной из категорий лиц, обеспечивающихся питанием за счет бюджетных ассигнований областного бюджета; статьи 12 нормой о выплате родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ, обучение которых но адаптированным основным общеобразовательным программам организовано государственными организациями <адрес>, осуществляющими образовательную деятельность, на дому, по их заявлению за счет средств областного бюджета стоимости двухразового питания, размер и порядок осуществления которой устанавливаются <адрес>.

Принятый Законодательным <адрес> Областной закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об образовании в <адрес>» потребовал доработки порядка обеспечения питанием обучающихся за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок обеспечения питанием). Так, уполномоченный орган - <адрес> - принял постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ », которым урегулировал вопрос выплаты стоимости двухразового питания родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ, поименованным в части 3 статьи 12 Областного закона об образовании. Согласно сведениям официального портала правовой информации <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» изменения в Порядок обеспечения питанием опубликованы и вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ; приказом министерства общего и профессионального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера выплаты стоимости двухразового питания» утвержден норматив выплаты стоимости двухразового питания в размере 136 руб. на одного обучающегося в день.

Таким образом, принимая во внимание положения Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу <адрес>, Областных законов, постановлений Законодательного <адрес>, правовых актов <адрес> и органов исполнительной власти <адрес>», Областной закон -ЗС в действующей с ДД.ММ.ГГГГ редакции закрепил право на получение за счет средств областного бюджета выплаты стоимости двухразового питания и определил <адрес> в качестве органа, устанавливающего механизм (процедуру) самой выплаты. В свою очередь, высший постоянно действующий коллегиальный орган исполнительной власти <адрес> в рамках своей компетенции внес изменения в действующее областное правовое регулирование в сфере обеспечения питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований <адрес> посредством доработки Порядка обеспечения питанием. Следовательно, основания проведения выплат (компенсации) стоимости двухразового питания в предусмотренных НПА случаях до вступления в силу поправок в указанный Порядок (ДД.ММ.ГГГГ) отсутствуют; с ДД.ММ.ГГГГ компенсация выплачивается в полном объеме.

Ссылка прокуратуры <адрес> в исковом заявлении на письмо Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому», как на основание для удовлетворения исковых требований, является не обоснованной, так как не прошло государственную регистрацию, опубликовано не были, подписано заместителем руководителя структурного подразделения. Таким образом, указанное письмо не влечет правовых последствий, как не имеющее юридической силы, и не может служить основанием для регулирования определенных его содержанием правоотношений. Кроме того, министерство общего и профессионального образования <адрес> считает, что прокуратурой <адрес> не представлено никаких доказательств, подтверждающих законность и обоснованность заявленных требований, а также не приведено доводов, подтверждающих размер самой выплаты в случае возникновения у ответчиков соответствующей обязанности.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме и пояснила следующее, её несовершеннолетний сын ФИО2, является ребенком-инвалидом, с ДД.ММ.ГГГГ года обучается в ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат», в связи с ограниченными возможностями здоровья, ребенок находится на домашнем обучении. Она является председателем регионального отделения <адрес> Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и для решения вопроса о выплате компенсации за двухразовое горячее питание ДД.ММ.ГГГГ, была вынуждена обратится на прием в прокуратуру <адрес>, так как в виду отсутствия нормы закона на уровне субъекта, ей отказывали в выплате данной компенсации.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурору представлено право обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании ч. 3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с п.4 ст.27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст.7 Конституции РФ (далее - Конституция РФ) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу положений ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пунктом 2 частью 2 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в редакции 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-ФЗ) установлено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 37 Закона №273-ФЗ обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом согласно ч. 1 ч. 4 ст. 34 Закона №273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на образовательную организацию. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 7 статьи 79 Закона №273-ФЗ предусмотрено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение <адрес> «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» является самостоятельным юридическим лицом, подведомственным министерству общего и профессионального образования <адрес>.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> из прокуратуры <адрес> поступило письменное обращение ФИО3 по вопросу нарушения прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2 на получение двухразового питания, и об оказании помощи в судебной защите нарушенных прав.

ФИО2 является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ -2011 , выданной ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., признан ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что несовершеннолетний ФИО2 согласно приказу ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат» от ДД.ММ.ГГГГ зачислен в образовательное учреждение с ДД.ММ.ГГГГ по адаптированной основной образовательной программе (АООП) начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с составлением индивидуальной программой развития и обучается на дому по настоящее время.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.41 Закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Согласно пп.5 п.3 ст.9 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об образовании в <адрес>» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие адаптированные основные общеобразовательные программы в государственных организациях <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, и не проживающими в указанных организациях, обеспечиваются питанием за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

В силу ч.5 ст.11 Областного закона, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не находящиеся на полном государственном обеспечении за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и осваивающие по очной форме обучения образовательные программы среднего профессионального образования или программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в государственных профессиональных образовательных организациях <адрес>, за счет средств областного бюджета обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием в порядке, установленном <адрес>.

В соответствии с п.2.3 Порядка обеспечения питанием обучающихся за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , для получения бесплатного питания родитель обучающегося, указанного в подпункте 2.1.5 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка, или дееспособный обучающийся, указанный в подпункте 2.1.5 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка, в сроки, установленные локальным актом образовательной организации, представляет в образовательную организацию, в том числе заявление на имя руководителя о предоставлении бесплатного питания.

Согласно п. 2.11.1 Порядка образовательная организация в сроки, установленные локальным актом образовательной организации, утверждает реестр обучающихся, которым предоставляется выплата стоимости двухразового питания; осуществляет ежемесячно выплату стоимости двухразового питания за дни учебных занятий с момента зачисления обучающегося, указанного в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка, на счет родителя (законного представителя) обучающегося либо совершеннолетнего обучающегося.

Письмом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" предусмотрено, что дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Ребенок-инвалид ФИО2, имеющий статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в период времени учебных годах, не обеспечивался бесплатным двухразовым питанием, в том числе в виде сухого пайка или компенсацией двухразового школьного питания в денежном эквиваленте.

Проведенной проверкой установлен факт неисполнения указанных выше нормы права и игнорирование имеющихся разъяснений Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от ДД.ММ.ГГГГ ) о том, что обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, осуществляется посредством их обеспечения сухим пайком или денежной компенсацией.

ДД.ММ.ГГГГ директору ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» внесено представление прокурора о принятии мер к обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 компенсацией за двухразовое питание за период обучения на дому до ДД.ММ.ГГГГ. Данное представление признано обоснованным, однако в виду отсутствия финансирования нарушения не устранены. Согласно ответу, поступившему в прокуратуру <адрес>, руководителем учреждения для рассмотрения вопроса о выплате компенсации направлено письмо в министерство общего и профессионального образования <адрес>. По результатам рассмотрения данного письма направлен ответ, согласно которому денежные средства на выплату компенсации не предусмотрены.

Судом установлено, что до настоящего времени компенсация двухразового питания несовершеннолетнему ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ учебные года в денежном эквиваленте не выплачена, чем нарушены требования ст.18, ч.ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ, п. 2 ч. 2 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 7 ст. 79 Закона № 273-ФЗ.

Согласно приказу министерства общего и профессионального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден размер выплаты стоимости двухразового питания в размере 136 рублей в день.

Приказом министерства общего и профессионального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены дополнения в приложение к приказу министерства общего и профессионального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (Об утверждении нормативных затрат государственных казенных учреждений, подведомственных минобразованию Ростовской области, следующего содержания «Нормы расходов на выплату стоимости двухразового питания родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых по адаптированным основным общеобразовательным программам организовано государственными организациями <адрес>, осуществляющими образовательную деятельность, на дому – от лет и старше – 136 рублей».

Согласно календарным учебным графикам за ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходил обучение на дому в ДД.ММ.ГГГГ учебном году – рабочих дней, в ДД.ММ.ГГГГ учебном году дней, в ДД.ММ.ГГГГ учебном году (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) – учебных дней, а всего учебный день. Соответственно в ДД.ММ.ГГГГ году не получена компенсация за учебных дней, в ДД.ММ.ГГГГ году не получена компенсация за дней, в ДД.ММ.ГГГГ учебном году (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не получена компенсация за учебных дней, а всего за учебный день. Общая сумма компенсации составляет 50 456 рублей.

В силу ч.4 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно положениям под. 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Таким образом, выплата компенсации за необеспечение двухразовым горячим питанием ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья ФИО2 относится к компетенции ответчиков.

Доводы представителя ответчика ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» ФИО7 о том, что данная выплата носит заявительный характер, не могут быть приняты судом во внимание, в виду того, что обязанность по надлежащему информированию о необходимости подачи такого заявления возложена, в том числе, на образовательное учреждение, которое данную обязанность в отношении ребенка - инвалида ФИО2 не исполнило.

Доводы представителя ответчика Министерства общего и профессионального образования Ростовской области ФИО8 об отсутствии нормативного акта, регламентирующего порядок обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных образовательных учреждениях Ростовской области, суд считает несостоятельными, поскольку федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Областным законом Ростовской области от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», письмом Минобрнауки России от 14.01.2016 №07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» установлена обязанность по обеспечению детей, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать денежную компенсацию за питание в денежном эквиваленте. То обстоятельство, что должностными лицами не приняты своевременные и надлежащие меры, направленные на соблюдение предусмотренного и гарантированного законодательством права несовершеннолетнего на двухразовое питание, в том числе путем предоставления сухого пайка или денежной компенсации, не должно нарушать права и законные интересы ребенка-инвалида.

Доводы представителя ответчика Министерства общего и профессионального образования Ростовской области ФИО8 о том, что ссылка прокуратуры г.Волгодонска в исковом заявлении на письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 №07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому», как на основание для возложения принять меры к организации финансирования не обоснована, не принимаются судом во внимание, так как указанное письмо, оцениваются судом в совокупности с другими доказательствами по делу.

Доводы представителя ответчика ФИО8 об отсутствии в материалах гражданского дела доказательств расчета денежных средств, подлежащих, взысканию с ответчика, судом не принимаются во внимание в виду следующего. В исковом заявлении приведен расчет размера исковых требований, кроме того в ходе судебного разбирательства истцом неоднократно уточнялись исковые требования с указанием причин уточнения, расчет суммы иска сторонами не оспаривался, и поэтому положен судом в основу решения.

Согласно п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона №273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Статьей 37 Закона №273-ФЗ регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Оценив изученные доказательства, суд считает их относимыми, допустимыми, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела и установления факта нарушения гарантированного законом права ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья ФИО2 на получение бесплатного двухразового горячего питания в образовательном учреждении, которым он обеспечен не был.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности исковых требований прокурора города Волгодонска в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО2

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Волгодонска в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО2 к государственному казенному образовательному учреждению «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, удовлетворить.

обязать министерство общего и профессионального образования Ростовской области принять меры к организации и финансированию ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» в сумме 50 456 (пятьдесят тысяч четыреста пятьдесят шесть рублей) для оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому в ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» ФИО2;

обязать ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» при поступлении указанных денежных средств в 3-х дневный срок с момента их зачисления на счет учреждения, произвести их перечисление законному представителю ребенка-инвалида ФИО3 на указанный ею банковский счет;

установить срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Дмитриенко

В окончательной форме решение изготовлено 31.03.2023.

2-1097/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Волгодонска
Ответчики
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области "Волгодонская специальная школа-интернат "Восхождение"
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Другие
Мирзоева Каринэ Константиновна
Суд
Волгодонской районный суд Ростовской области
Судья
Дмитриенко Евгений Владимирович
Дело на сайте суда
volgodonskoy.ros.sudrf.ru
02.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Подготовка дела (собеседование)
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2023Дело оформлено
19.05.2023Дело передано в архив
24.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее