Решение по делу № 33а-7297/2021 от 27.09.2021

Дело № 33а-7297/2021

в суде первой инстанции дело № 2а-3341/2021

УИД 27RS0001-01-2021-003827-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

судей: Чуешковой В.В., Савченко Е.А.,

при секретаре: Джиба С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 24 ноября 2021 года дело по административному исковому заявлению прокурора города Хабаровска, действующего в интересах Воробьева А.Ю., Петрова И.О., к комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите, Правительству Хабаровского края о признании незаконным отказа в выделении бюджетных ассигнований для оказания финансовой помощи, возложении обязанности,

по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора г. Хабаровска, апелляционной жалобе заинтересованного лица - администрации г. Хабаровска, на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Доськовой Т.Ю., административных истцов Воробьева А.Ю., Петрова И.О., представителя административного ответчика - Правительства Хабаровского края Евсеенко А.В., представителя административного ответчика - Комитета правительства Хабаровского края по гражданской защите Красинской А.С., представителя заинтересованного лица - администрации г. Хабаровска Даниленко Е.С., представителя заинтересованного лица - Министерства финансов Хабаровского края Бахмат Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Хабаровска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Воробьева А.Ю., Петрова И.О. о признании незаконным отказа в выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета для оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обязании выделить администрации г. Хабаровска денежные средства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой города проведена проверка по факту неоказания финансовой помощи в связи с утратой имущества гражданами, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, связанной с обрушением строительных конструкций многоквартирного дома № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске. Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа «Город Хабаровск» от 10.04.2020г. ситуация с обрушением дома № 22 признана чрезвычайной. Возможность выделения бюджетных ассигнований органам местного самоуправления для частичного покрытия расходов на финансовую помощь, в связи с утратой ими имущества первой необходимости, предусмотрена пп. «д» п. 3 Правил предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением Правительства края от 30.09.2015г. № 318-пр (далее - Правила). Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом 06.05.2020г. в комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите направлены документы для выделения бюджетных ассигнований из краевого бюджета (постановление от 14.04.2020г. № 1306, список граждан, акты обследования утраченного имущества). Согласно ответу председателя комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите Горохова А.С. от 07.05.2020г. в предоставлении финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС (обрушение МКД № 22), отказано, поскольку факт разрушения жилого дома не установлен, фактический осмотр жилых помещений, в которых находилось имущество граждан, не произведен. Председателем Комитета Гороховым А.С., на которого возложен общий контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением резервов, решение об отказе в оказании финансовой поддержки гражданам, проживающим в МКД № 22, принято в нарушение ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, постановления 138-пр.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным отказ в выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета для оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (обрушение многоквартирного дома № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске); обязать Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите выделить администрации г. Хабаровска денежные средства по 100 000,00 рублей для оказания финансовой помощи Воробьеву А.Ю., Петрову И.О.

Определениями суда первой инстанции от 30.06.2021г., 07.07.2021г. административные дела в отношении Воробьева А.Ю. и Петрова И.О. объединены в одно производство, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Хабаровского края, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23.07.2021г. в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказано.

В апелляционном представлении И.о. прокурора г. Хабаровска просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение - об удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, приведенным ранее в исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции. А так же, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда противоречат установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела документам.

В апелляционной жалобе администрация г. Хабаровска просит отменить решение суда первой инстанции, и принять по делу новое решение - об удовлетворении требований прокурора по тем основаниям, что действующее законодательство к полномочиям органов местного самоуправления не относит оказание финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в том числе в связи с утратой имущества первой необходимости. Исходя из содержания статей 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, не является расходным обязательством муниципального образования. В нарушение ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в оспариваемом решении не указаны доводы, в соответствии с которыми суд отверг представленные администрацией г. Хабаровска доказательства в подтверждение дефицита бюджета, при этом не указаны доказательства, на которых основаны выводы суда о его профиците. Комиссия по обследованию утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций в спорном многоквартирном доме, создана на основании постановления администрации г. Хабаровска от 28.04.2020г. № 1441. Единственным полномочием Комиссии является определение конкретного размера финансовой помощи и степени утраты имущества первой необходимости. При этом в полномочия Комиссии не входит решение вопросов по защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций. В апелляционном представлении и.о. прокурора г. Хабаровска считает постановленное по делу решение незаконным и необоснованным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает, что выводы суда о том, что администрацией г. Хабаровска не подтверждены факты разрушения многоквартирного дома и невозможности проведения осмотра и реальной оценки утраты имущества первой необходимости прямо противоречат имеющимся в материалах дела документам. Доводы суда о том, что Правилами не предусмотрены основания для непроведения обследования фактического наличия и подтверждения утраты имущества первой необходимости в виде невозможности войти в жилое помещение, невозможности проведения обследования, в связи с установленной опасной зоной чрезвычайной ситуации, являются ошибочными. Поскольку такой порядок установлен в абзацах 2, 3 пункта 9.10 Правил предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением Правительства края от 30.09.2015 № 318-пр, ввиду невозможности проведения осмотра утраченного имущества администрацией г. Хабаровска составлен акт, который имеется в материалах дела. Просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Согласно письменным возражениям на апелляционные представление и жалобу, Министерство финансов Хабаровского края считает их не подлежащими удовлетворению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Судом выяснены значимые по делу обстоятельства, исследованы полно, всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, эти обстоятельства документально подтверждены, изложенные в оспариваемом решении выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца – прокурор Доськова Т.Ю. апелляционное представление прокурора г. Хабаровска поддержала в полном объеме по приведенным в нем доводам. Просила решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Хабаровска апелляционную жалобу поддержала в полном объеме по приведенным в ней доводам. Просила решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Воробьев А.Ю. и Петров И.О. просили решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков – Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите и Правительства Хабаровского края, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения по доводам, приведенным ранее при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Хабаровского края просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по доводам, приведенным ранее в письменных возражениях на апелляционные представление и жалобу.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы администрации г. Хабаровска, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Из материалов дела следует, что 09.04.2020г. произошло частичное обрушение строительных конструкций многоквартирного дома № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске.

На основании донесения об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации по состоянию на 14:00 ч. 10.04.2020г. произведено обследование МКД № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске.

Актом визуального обследования МКД № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске от 10.04.2020г. установлено, что по состоянию на 18:00ч. 10.04.2020г. обрушены перекрытия первого и второго этажей, а также перекрытие между 1-ым этажом и подвалом в правой части дома, обрушены межкомнатные перегородки, в подвешенном состоянии находятся часть балок перекрытий, а также элементы деревянной конструкции крыши, разрушены 4 квартиры в правой части дома, балки вышли из креплений. Принято решение о возможности до 0:00ч. текущего дня забрать жильцам левой части дома документов, легкой бытовой техники, личных вещей, запрещено забирать мебель, тяжелую бытовую технику. В правую часть дома вход жильцам для целей изъятия личных вещей запрещен.

Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10.04.2020г. № 11 «О ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера» ситуация, связанная с аварийным состоянием жилого дома № 22 по ул. Зои Космодемьянской после обрушения строительных конструкций, которая представляет угрозу жизни и здоровью населению города, классифицирована как чрезвычайная ситуация муниципального характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно акта повторного визуального обследования от 13.04.2020г. МКД № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске, составленного по факту обрушения строительных конструкций в жилом доме, установлено, что за прошедшие 2 суток с момента первичного визуального обследования обнаружено появление новых трещин по перекрытиям на лестничной клетке, выдавливание дверной коробки входной двери в подъезд, периодическое осыпание штукатурки с чердачного перекрытия, что свидетельствует о продолжении процессов разрушения штукатурного слоя, наблюдается появление щелей между лестничным маршем и стенами, раскрытие ранее выявленных трещин и щелей на перекрытиях в местах общего пользования, в левой (неразрушенной) части дома на втором этаже в санузле выявлено опускание перекрытия с образованием щели. Принято решение о невозможности изъятия личных вещей из здания, в связи с возможностью его обрушения.

Постановлением администрации города Хабаровска от 14.04.2020г. № 1306 введён режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном доме № 22 по ул. Зои Космодемьянской.

Заключением городской межведомственной комиссии от 24.04.2020г. № 894 дом № 22 по ул. Зои Космодемьянской г. Хабаровска признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно актам № 1 и № 5 от 30.04.2020г. обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций МКД по ул. Зои Космодемьянской, 22 в г. Хабаровске, пострадавшими, постоянно проживающими и зарегистрированными по месту жительства в жилом помещении, где в результате чрезвычайной ситуации утрачено имущество первой необходимости, признаны: Воробьев Алексей Юрьевич и Петров Игорь Олегович.

Указанными Актами установлено, что ввиду невозможности проведения обследования в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, нахождение в здании представляет угрозу здоровью и безопасности членов комиссии, принято решение о полной утрате имущества административных истцов, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости пострадавшим составил 100 000 рублей.

Согласно списка граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций МКД № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске, Администрацией города Хабаровска Воробьев А.Ю. и Петров И.О. внесены в данный список в качестве пострадавших. Указанные акты, список пострадавших и иные необходимые документы направлены в адрес Правительства Хабаровского края 30.04.2020г.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

Подпунктом "м" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

Согласно пп. "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019г. N 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".

Исходя из положений пп. "г" пункта 4 указанных Правил трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.09.2015г. № 318-пр «О создании и об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края» в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Хабаровского края от 01.03.1996г. № 7 «О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждены Правила предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, и методика их распределения (далее - Правила).

Согласно абз. 2 пункта 2 Правил финансовая помощь бюджетам городских округов и муниципальных районов края оказывается в форме межбюджетных трансфертов, в том числе для последующего предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам городских (сельских) поселений из бюджетов муниципальных районов.

Подпунктом «д» пункта 3 Правил установлено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края (городских округов и муниципальных районов) (далее - органы местного самоуправления) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий - оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - до 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - до 100 тыс. рублей на человека).

Согласно п. 6 Правил обращения о выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, направляются в Правительство края на имя Губернатора, Председателя Правительства края в случае возникновения чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера органами местного самоуправления на обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е", "з" пункта 3 настоящих Правил, один раз в месяц до 05 числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили заявления граждан и прилагаемые к ним документы (пп. 2).

Таким образом, возмещение ущерба от чрезвычайного происшествия производится при полной или частичной утрате имущества первой необходимости, а также обращения лиц, пострадавших от такого происшествия, с соответствующим заявлением в компетентные органы.

В силу пп. «а» п. 9 Правил для рассмотрения вопроса о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований, предусмотренных Комитету на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обратившиеся с просьбой органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней со дня выхода поручения, указанного в абзаце первом пункта 8 настоящих Правил, представляют документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований на мероприятия, указанные в подпунктах "а", "в" - "к" пункта 3 настоящих Правил, - документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований, предусмотренные пунктами 1.2, 1.3 раздела 1 Порядка оформления документов.

Согласно п. 15 Правил решение о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, принимается Правительством края в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 июля 2006 г. N 117-пр, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил.

Перечисление бюджетных ассигнований из краевого бюджета на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "к" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

Как следует из материалов дела, 11.04.2020г. Воробьев А.Ю. и Петров И.О., проживавшие в многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Зои Космодемьянской, д. 22, в интересах которых подано настоящее административное исковое заявление, обратились с заявлениями к мэру г. Хабаровска о включении их в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Согласно утвержденному мэром г. Хабаровска списку граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций многоквартирного дома по ул. Зои Космодемьянской, 22 на территории городского округа «Город Хабаровск» Воробьев А.Ю. и Петров И.О. включены в указанный список.

30.04.2020г. администрацией г. Хабаровска в адрес председателя комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите А.С. Горохова направлен пакет документов на оказание финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций спорного многоквартирного дома.

По результатам рассмотрения указанных документов 07.05.2020г. председателем комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите Гороховым А.С. в адрес администрации г. Хабаровска направлен ответ об отсутствии оснований по выделению бюджетных ассигнований. Как следует из названного ответа, в соответствии с пунктом 1.2 Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением № 318-пр, органы местного самоуправления в случае обращения в Правительство края с просьбой о выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации подготавливают обязательные документы, в число которых входят фотоматериалы на каждый пострадавший объект с четким видом адреса и повреждений. Однако такие документы в Комитет не были предоставлены.

Согласно ответу Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Хабаровска от 10.12.2020г. на обращение Воробьева А.Ю. о сроках выплаты денежной компенсации за утраченное имущество следует, что на неоднократные обращения администрации г. Хабаровска о выделении бюджетных ассигнований городскому округу «Город Хабаровск» от Правительства Хабаровского края получен отказ и предложено оказать материальную помощь гражданам за счет средств муниципального образования.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт разрушения многоквартирного дома, и как следствие невозможность проведения осмотра и реальной оценки утраты имущества первой необходимости администрацией г. Хабаровска не подтверждены, в связи с чем, Комитетом Правительства Хабаровского края по гражданской защите сделан правильный вывод об отсутствии правовых оснований для предоставления финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно абз. 1 пункта 9.10 Правил предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением Правительства края от 30.09.2015 № 318-пр, конкретный размер финансовой помощи и степень утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате ЧС, определяются на основании проведенного обследования утраченного имущества первой необходимости комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

Согласно абз. 2 пункта 9.10 названных Правил, в случае невозможности проведения комиссией обследования утраченного имущества первой необходимости в связи с разрушением жилого помещения (жилого дома, квартиры), многоквартирного дома граждан, пострадавших в результате ЧС, в акте обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате ЧС, делается об этом отметка, а размер финансовой помощи составляет 100 тыс. рублей на человека.

Как следует из заключения № 894 от 24.04.2020г. о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, с учетом года постройки, давности проведения капитального ремонта объекта, а также в связи с произошедшим обрушением значительной части несущих конструкций и ограждающих конструкций общее состояние конструктивных элементов дома оценивается как аварийное. Аварийное состояние строительных конструкций здания характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании их несущей способности и опасности их внезапного и неконтролируемого обрушения. Это представляет угрозу для здоровья и безопасности проживающих либо находящихся в здании граждан.

Актами обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций многоквартирного дома по ул. Зои Космодемьянской, 22 установлена полная утрата имущества, в связи с невозможностью проведения обследования по причине признания дома аварийным и подлежащим сносу (заключение городской межведомственной комиссии от 24.04.2020г. № 894 о выявлении оснований для призвания дома аварийным и подлежащим сносу. Нахождение в здании представляет угрозу здоровью и безопасности членов комиссии).

Постановление администрации от 14.04.2020 № 1306 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном доме N 22 по ул. Зои Космодемьянской" издано в соответствии с законом и незаконным в установленном порядке не признавалось.

Сам факт обрушения строительных конструкций в многоквартирном доме N 22 по ул. Зои Космодемьянской, повлекший за собой значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей нашел свое подтверждение и согласуется с понятием чрезвычайной ситуации, приведенным в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При этом причины, приведшие к чрезвычайной ситуации, в силу закона не могут исключать принятие мер по защите граждан и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, лишать пострадавших в результате такой ситуации граждан законного права на получение материальной помощи.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что проведение в установленном порядке комиссионного обследования жилых помещений дома и оценки степени утраты имущества первой необходимости пострадавших граждан невозможно, поскольку существует риск обрушения строительных конструкций, что в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровья находящихся в таком доме и поблизости лиц, а администрацией города Хабаровска обоснованно принято решение о невозможности составления акта об утрате имущества по результатам осмотра жилых помещений, расположенных в МКД № 22, в связи с введением чрезвычайной ситуации и наличием угрозы жизни и здоровью.

При указанных обстоятельствах, отказ комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите в выделении администрации г. Хабаровска денежных средств для оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций многоквартирного дома по ул. Зои Космодемьянской, 22, нельзя признать законным.

Доводы Правительства Хабаровского края, приведенные при рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции, судебная коллегия находит несостоятельными. Материалами дела подтверждается отсутствие возможности у жильцов разрушающегося дома забрать свои вещи и провести комиссионное обследование каждой квартиры, поскольку на совершение указанных действий имелось ограниченное количество времени (с 08-00 до 00-00 часов 10.04.2020). Факт фактического присутствия пострадавших административных истцов Воробьева А.Ю. и Петрова И.О. при составлении акта от 10.04.2020г. и выноса вещей из своих квартир не установлен и опровергается актами № 1 и № 5 от 30.04.2020г.

Доводы административных ответчиков о том, что администрация города Хабаровска, в нарушение Правил не произвела осмотр и учет поврежденного имущества на предмет установления уровня утраты (полного или частичного), судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку обрушение дома само по себе несет угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в непосредственной близости к указанному зданию. При таких обстоятельства, полагаться на то, что в процессе осмотра внутренних помещений (квартир, комнат) данного дома, дальнейшего обрушения здания не произойдет, являлось бы самонадеянностью и опасной небрежностью. При этом, произвести осмотр здания визуально через окна, не проникая во внутрь дома, как указывает апеллянт, с целью установить количество уцелевших предметов первой необходимости, судебной коллегии представляется нецелесообразным, поскольку сам факт проникновения во внутренние помещения обрушенного дома, как указано выше, создает угрозу жизни и здоровью лиц и является недопустимым. Таким образом, даже при дистанционном визуальном осмотре внутренних помещений и обнаружении каких-либо вещей, установить их точное количество, наименование и целостность при отсутствии контакта с ними не представлялось бы возможным, равно как и вынос этих вещей из опасного обрушенного дома для дальнейшего использования пострадавшими.

Кроме того, исходя из содержания донесения МКУ «Центр проведения спасательных работ» от 23.05.2020г. № 625 следует, что 05.05.2020г. в обрушенном доме произошел пожар, площадь пожара 300 кв.м, что также подтверждает отсутствие безопасной возможности для изъятия личных вещей пострадавшими. 22.05.2020г. окончен демонтаж аварийного дома, территория очищена.

Доводы административных ответчиков о том, что факт обрушения дома не доказан ввиду неуказания об этом в заключении межведомственной комиссии, отклоняются судебной коллегией, поскольку указанное установлено представленными в материалы дела доказательствами, фотоматериалами и не оспаривалось сторонами ни в процессе досудебного урегулирования спорного вопроса, ни на стадии судебного разбирательства. Более того, о разрушенном состоянии дома неоднократно указывалось и в документах самого административного ответчика. При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводами Правительства Хабаровского края о том, что факт разрушения спорного здания не установлен ввиду указания в заключении межведомственной комиссии от 24.04.2020г. № 894 на признание МКД № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске аварийным и подлежащим сносу в отсутствие формулировки «признан разрушенным». Поскольку основанием для выделения бюджетных ассигнований из краевого бюджета на мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является наличие данных: факт ЧС, о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций средств органов местного самоуправления.

Ссылки административных ответчиков на то, что администрация г. Хабаровска длительное время не принимала мер к расселению граждан и признанию МКД № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске аварийным и подлежащим сносу, что обрушение дома носило неслучайный характер и было связано с длительным непринятием мер администрацией города Хабаровска по расселению жильцов дома в связи с его ветхостью, для решения вопроса о выделении бюджетных ассигнований пострадавшим гражданам, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствие с п. «д» ч.3 Правил, судебной коллегией отклоняются, поскольку правового значения для рассмотрения данного дела по существу - не имеют. Вопрос правомерности действий администрации города Хабаровска не является предметом рассмотрения по настоящему делу и имеет иную правовую природу. Сами по себе действия администрации города Хабаровска, выразившиеся в непринятии мер к своевременному расселению граждан из аварийного ветхого жилья не могут являться основанием к отказу в предоставлении мер социальной поддержки пострадавшим гражданам, утратившим свое имущество в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 15 Правил, решение о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, принимается Правительством края в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 июля 2006 г. N 117-пр, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил.

Перечисление бюджетных ассигнований из краевого бюджета на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "к" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

В соответствии с п. 16 Правил, Правительство Хабаровского края отказывает в выделении бюджетных ассигнований в следующих случаях:

а) направление обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 3, 4 настоящих Правил;

б) направление обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, позднее сроков, установленных пунктами 6, 6[2], 6[3] настоящих Правил;

в) представление обосновывающих документов позднее сроков, установленных пунктами 9, 13, абзацем седьмым пункта 15 настоящих Правил;

г) достаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) неустранения замечаний, указанных в абзаце седьмом пункта 15 настоящих Правил.

Таким образом, необоснованными являются доводы административных ответчиков и соответственно выводы суда первой инстанции о том, что прогнозируемый дефицит бюджета органа местного самоуправления не является основанием для обращения в орган государственной власти субъекта РФ за выделением бюджетных ассигнований из средств краевого бюджета, поскольку указанное является прямо предусмотренным основанием для такого обращения.

Доводы административных ответчиков о достаточности средств у администрации города Хабаровска на проведение мероприятий в области защиты населения на территории oт чрезвычайной ситуации является несостоятельным. Бюджет городского округа «Город Хабаровск» на 2020 год утвержден решением Хабаровской городской Думы от 22.09.2020г. № 224 «О внесении изменений в решение Хабаровской городской Думы от 17.12.2019 № 52 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» с дефицитом 870,9 млн. рублей, что составляет 9,8% (допустимый уровень до 10%) и говорит о недостаточности средств на проведение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

Доказательств достаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стороной административного ответчика не предоставлено и судом не установлено.

Довод представителя административного ответчика о том, что исходя из субъектного состава лиц и характера отношений, спор подлежал рассмотрению в арбитражном суде, судебная коллегия отклоняет, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ст. 17 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Прокурор города Хабаровска обратился в суд в интересах граждан – физических лиц, проживавших в обрушенном жилом доме и пострадавших в следствие чрезвычайной ситуации, что в силу ст. 17 КАС РФ, относится к подведомственности суда общей юрисдикции.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судебная коллегия полагает, что причинение ущерба гражданам в результате чрезвычайной ситуации, утрата ими жилья и имущества является достаточными уважительными причинами для обращения прокурора с иском в интересах истцов.

Учитывая наличие обращения в прокуратуру граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации за содействием в получении установленной законом материальной помощи в связи с утратой имущества, прокурор обоснованно на основании положений ст. 39 КАС РФ, ст. ст. 35, 55 Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" обратился в суд с указанным административным иском.

Согласно ч. 5 ст. 41 КАС РФ, в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика, а согласно ч. 1 ст. 43 КАС РФ, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

На основании изложенного и поскольку в судебном заседании достоверно подтвержден факт утраты гражданами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и отсутствие предусмотренных п. 16 Правил оснований для отказа в выделении бюджетных ассигнований, судебная коллеги приходит к выводу о том, что требования прокурора обоснованны, а выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, не соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на неправильном применение норм материального права, приведенных в оспариваемом решении. Основания для такой оценки и иного применения норм материального права у суда первой инстанции в данном случае отсутствовали.

В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения – о частичном удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, а апелляционные представление и жалоба подлежат удовлетворению.

Поскольку принятие решения о выделении бюджетных ассигнований отнесено к компетенции Правительства Хабаровского края, судебная коллегия полагает надлежащим ответчиком по заявленным прокурором административным исковым требованиям - Правительство Хабаровского края. В связи с чем, в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований к комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора г. Хабаровска и апелляционную жалобу заинтересованного лица - администрации г. Хабаровска - удовлетворить.

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 июля 2021 – отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора города Хабаровска удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ в выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета для оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (обрушение многоквартирного дома № 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске).

Обязать Правительство Хабаровского края принять решение о выделении администрации г. Хабаровска из краевого бюджета ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края на оказание финансовой помощи в связи полной утратой имущества первой необходимости Воробьеву А.Ю. в размере 100 000,00 рублей, Петрову И.О. в размере 100 000,00 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

    Председательствующий                                                  

Судьи:                                           

33а-7297/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Воробьев Алексей Юрьевич
Петров Игорь Олегович
Прокурор города Хабаровска
Ответчики
Правительство Хабаровского края
Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите
Другие
Министерство финансов Хабаровского края
Администрация г.Хабаровска
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Чуешкова Виктория Валерьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
28.09.2021Передача дела судье
24.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2021Передано в экспедицию
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее