РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г. Пенза
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Колмыковой М.В.,
при секретаре Данилиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело № 2а-1437/2021по административному исковому заявлению Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области к Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П. о предоставлении доступа в жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Госжилстройтехинспекция Пензенской области) обратилось в суд с вышеназванным административным иском, указывая, что в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области поступило обращение ... от ... по вопросу перепланировки и использования жилого помещения не по назначению собственниками квартиры №... многоквартирного ... в ..., а именно бесхозяйственного обращения с жилым помещением, а также нарушает требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.) отсутствуют подключения к ресурсам, отсутствует окно, снесена часть стен в квартире. Согласно выписке из ЕГРП №... от ... собственниками вышеуказанной квартиры являются: Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П.. Согласно ответу Управления по вопросу миграции УМВД России по Пензенской области административные ответчики зарегистрированы по адресу: .... Для проверки фактов, изложенных в указанном обращении, и в соответствии со ст. 20 ЖК РФ, Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П. по адресу регистрации: ..., заказными почтовыми отправлениями были направлены уведомления о назначении и проведении инспекционной проверки на 17.05.2021г. с требованием предоставить доступ в квартиру №... по адресу: ... для проверки фактов, указанных в обращении. Указанные уведомления были получены собственниками указанной квартиры, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами ..., ..., .... Сотрудником Госжилстройтехинспекции Пензенской области 31.05.2021 был осуществлен выезд по адресу: ... с целью проведения проверки и осмотра вышеназванной квартиры, однако осуществить доступ и проверить факты, изложенные в обращении, не представилось возможным, о чем был составлен акт проверки ... от 31.05.2021г. Кроме того, 31.07.2021г. сотрудником Госжилстройтехинспекции Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П. заказными почтовыми отправлениями по адресу регистрации: ... было направлено уведомление о назначении и проведении инспекционной проверки на 15.06.2021г. с требованием предоставить доступ в вышеуказанною квартиру для проверки фактов указанных в обращении. Указанные уведомления не были получены собственниками указанной квартиры, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами ..., ..., .... Провести инспекционную проверку указанной квартиры для проверки фактов указанных в обращении не представилось возможным, о чем был составлен акт проверки ... от 15.06.2021г.. До настоящего времени Управление не имеет возможности произвести осмотр квартиры №... многоквартирного ... в ... и тем самым предотвратить возможное нарушение прав жителей данного дома, которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. Действия собственников квартиры №... многоквартирного ... в ... нарушают требования, установленные жилищным законодательством.
Административный истец просит обязать собственников квартиры № ..., расположенной по адресу: ..., Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П. предоставить доступ государственному жилищному инспектору отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Госжилстройтехинспекции Пензенской области в вышеуказанную квартиру.
Представитель административного истца Госжилстройтехинспекции Пензенской области ...8, действующая на основании доверенности от ..., представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании просила административный иск удовлетворить, дала пояснения, аналогичные его содержанию.
Административные ответчики Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П. в судебное заседание не явились, были извещены о дате, месте и времени судебного разбирательства посредством направления письма по адресу регистрации, так и посредством телеграммы, что в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим извещением лиц, участвующих в деле. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения дела также была размещена на официальном сайте Первомайского районного суда г. Пензы. Таким образом, суд приходит к выводу о надлежащем извещении административных ответчиков о времени и месте судебного заседания и рассмотрении дела в их отсутствие.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
На основании п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Из положений ст. 20 ЖК РФ, в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ, следует, что предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Пункт 4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с п. 1.1. «Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Пензенской области» от 24.03.2011 N 167-пП Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, региональный государственный строительный надзор, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства, региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.
Пунктом 3.2.2 указанного Положения предусмотрено, что Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области организовывает проведение проверок лиц, указанных в подпункте 3.2.1. настоящего пункта, принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Управление в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, - региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования) (пункт 3.2.1).
В соответствии с п. 1.7.1. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРП от 15.05 2021 сособственниками квартиры № ... по адресу: ..., являются Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П. (по 1/3 доли у каждого). (л.д. 41-44).
21 апреля 2021 в администрацию г. Пензы поступило обращение № ... от ...11 о необходимости проверки по вопросу перепланировки квартиры № ..., расположенной по адресу: .... Указанное обращение 09 марта 2021 года администрацией г. Пензы было перенаправлено в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области для проведения проверочных мероприятий по вопросу нарушения правил содержания жилых помещений, незаконной перепланировки, соблюдения пожарной безопасности (л.д. 8-19). В обращении указано, что из-за образа жизни Пурдышева Е.И. квартира в непригодном для проживания состоянии, а именно отсутствуют подключения к ресурсам, имеется задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, после пожара в квартире отсутствует окно, в квартире снесена часть стен, произведена незаконная перепланировка без получения требуемых разрешений
Для проверки фактов, изложенных в указанном обращении, и в соответствии со ст. 20 ЖК РФ, Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П. заказным почтовым отправлением по адресу: ..., были направлены уведомления о назначении и проведении инспекцией проверки на ... год, с требованием предоставления доступа в квартиру № ... по вышеуказанному адресу для проверки фактов, указанных в обращении(л.д.23).
Указанное уведомление было получено только Пурдышев А.П., собственником указанной квартиры, что подтверждается отчетом об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором ... (л.д.28), остальными собственниками указанное уведомление не было получено, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами ..., ... (л.д.27,29).
Сотрудником Госжилстройтехинспекции Пензенской области 31 мая 2021 года был осуществлен выезд по адресу: ..., с целью проведения проверки и осмотра вышеуказанной квартиры, однако осуществить доступ и проверить факты, изложенные в обращении, не представлялось возможным, о чем был составлен акт проверки ... от 31 мая 2021 года (л.д. 30-31).
31 мая 2021 года сотрудником Госжилстройтехинспекции повторно заказными почтовыми отправлениями административным ответчикам были направлены почтовые уведомления по адресу: ..., о назначении и проведении инспекционной проверки на 15 июня 2021 года с требованием предоставить доступ в вышеуказанную квартиру для проверки фактов, указанных в обращении (л.д. 32).
Указанные уведомления не были получены собственниками указанной квартиры, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами ..., ..., ... (л.д.36,37,38).
Провести инспекционную проверку указанной квартиры для проверки фактов, указанных в обращении, не представилось возможным, о чем был составлен акт проверки ... от 15 июня 2021 года (л.д. 39-40).
До настоящего времени ответчиками не предоставлена возможность сотрудникам Госжилстройтехинспекции Пензенской области произвести осмотр вышеназванной квартиры. Статья 20 ЖК РФ предусматривает возможность органа жилищного контроля обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований. Таким образом, доводы административного истца нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
На основании вышеизложенного, суд считает, что административное исковое заявление Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области к Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П. о предоставлении доступа в жилое помещение следует удовлетворить, поскольку Госжилстройтехинспекция Пензенской области как исполнительный орган государственной власти Пензенской области, на который возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за соблюдением требований к жилым помещениям и их использованию, имеет право требовать получения доступа в жилое помещение для проведения обследования квартиры с целью проверки информации о ее самовольной перепланировке и (или) переоборудовании, а административные ответчики как собственники жилого помещения обязаны предоставить доступ в него для осуществления указанных целей.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку при подаче искового заявления административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с административных ответчиков в равных долях следует взыскать в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 300 руб., исчисленную в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административный иск Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области к Бурцевич Ю.А., Пурдышева Е.И., Пурдышев А.П. о предоставлении доступа в жилое помещение- удовлетворить.
Обязать Бурцевич Ю.А. (... года рождения, уроженца ..., зарегистрированного по адресу: ...), Пурдышева Е.И. (... года рождения, уроженку ..., зарегистрированную по адресу: ...) и Пурдышев А.П. (... года рождения, уроженца ..., к/..., зарегистрированного по адресу: ...) предоставить доступ инспектору Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области в квартиру по адресу: ....
Взыскать с Бурцевич Ю.А. (... года рождения, уроженца ..., зарегистрированного по адресу: ...), Пурдышева Е.И. (... года рождения, уроженку ..., ..., зарегистрированную по адресу: ...) и Пурдышев А.П.( ... года рождения, уроженца ... зарегистрированного по адресу: ...) в равных долях в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2021 года.
Судья: