Дело №2-3787/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2022 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Дворцовой Т.А.,
при секретаре (помощнике) Сеновой С.А.,
с участием представителя истца Клейнер А.В.,
представителя ответчика Гилевой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маноля Василия Георгиевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю о возложении обязанности включения периодов работы в страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Маноля В.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю о возложении обязанности включения периодов работы в страховой стаж.
В обоснование заявленных требований указала, что истец обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
15.12.2021 года истцу было отказано в установлении пенсии, поскольку в страховой стаж не были включены периоды работы на территории Украины в Оздоровительном комплексе «Автомобилист» с 15.04.1992 года по 31.12.1992 года, с 01.06.1993 года по 01.12.1997 года, в территориально-производственном объединении автомобильного транспорта с 04.01.1993 года по 31.05.1993 года.
Во включении в страховой стаж указанных периодов работы было отказано, поскольку не были представлены сведения, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Ссылаясь на Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», полагал, что означенные периоды работы должны быть включены в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
Просил суд возложить обязанность на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю включить в страховой стаж для назначения пенсии по старости периоды работы на территории Украины с 15.04.1992 года по 31.12.1992 года; 01.06.1993 года по 01.12.1997 года; с 04.01.1993 года по 31.05.1993 года.
В судебном заседании истец участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца Коейнер А.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Гилева Г. В., действующая на основании доверенности, исковые требования полагала необоснованными, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.
Пояснила, что в целях проведения проверки достоверности сведений о трудовом стаже истца Учреждение направило соответствующий запрос в Главное Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе Республики Крым, ответ на который до настоящего времени не получен.
Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, могут быть учтены только после подтверждения.
Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов.
В ч.1 ст.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет (с учетом переходных положений до 2023 года), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев.
Страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы были установлены до 1 января 2015 года статьей 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные правила были предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Согласно п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года.
В соответствии с пунктом 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31 января 1994 г. N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда в Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР" даны рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 указанных рекомендаций, периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В силу пункта 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Страховой стаж подтверждается записями в трудовой книжке, выполненными в соответствии с правилами, действовавшими на момент заполнения трудовой книжки.
Согласно пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 N 1015, а также ранее действовавшим пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В судебном заседании установлено, что 24.08.2021 года Маноля В.Г., 07.06.1964 года рождения обратился в ГУ-ОПФР РФ по Камчатскому краю с заявлением о назначении пенсии.
01.09.2021 Пенсионным Фондом вынесено решение о проверке документов, приостановлении срока рассмотрения заявления, 01.12.2021 года восстановлен срок рассмотрения заявления.
Решением Пенсионного фонда № от 09.12.2021 года, Маноля В.Г. отказано к зачету в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периода работы на территории Украины в Оздоровительном комплексе «Автомобилист» с 15.04.1992 года по 31.12.1992 года, с 01.06.1993 года по 01.12.1997 года, в территориально-производственном объединении автомобильного транспорта с 04.01.1993 года по 31.05.1993 года.
Пенсионный фонд в решении № от 09.12.2021 года ссылаясь на Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" указал, что решение об установлении пенсии выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и заработке поступивших от компетентных органов государств, на территории которых приобретен стаж и заработок при их надлежащем подтверждении.
Согласно имеющегося в материалах дела ответу Территориального органа ПФР ГУ-УПФР в Ленинском районе Республики Крым на запрос пенсионного-социального характера № от 07.09.2021 года, Маноля В.Г., 07.06.1964 года рождения, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в том числе осуществлял трудовую деятельность на территории Украины в период 15.04.1992 года по 31.12.1992 года, с 01.06.1993 года по 01.12.1997 года в Оздоровительном комплексе №Автомобилист» (ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист»), с 04.01.1993 года по 31.05.1993 года в Крымское территориально-производственном объединении автомобильного транспорта (ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист»).
15.12.2021 года ответчиком вынесено решение об отказе в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа работы на дату подачи заявления, который составил 21 год 11 месяцев 29 дней вместо нормативно установленного 25 лет.
Согласно решению не включены периоды работы с 15.04.1992 года по 31.12.1992 года, с 01.06.1993 года по 01.12.1997 года, с 04.01.1993 года по 31.05.1993 года.
Как следует из трудовой книжки Маноля В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения УКР №, последний с 15.04.1992 года по 31.12.1992 года работал в оздоровительном комплексе «Автомобилист» в должности водителя 2 класса, с 04.01.1993 года по 31.05.1993 года работал в Крымское территориально-производственном объединении автомобильного транспорта в должности водителя 2 класса, с 01.06.1993 года по 01.12.1997 года работал в оздоровительном комплексе «Автомобилист» в должности водителя 2 класса (зап. 20-25 трудовой книжки).
Согласно трудовой книжке, Маноля В.Г. в названный период времени работал на территории Украины.
Трудовая книжка каких-либо неточностей не содержит и объективно подтверждает спорные периоды работы истца на территории Украины.
Нормативного обоснования, необходимости дополнительного подтверждения компетентными органами Украины периодов работы истца в целях назначения пенсии ответчиком не приведено.
Таких требований закон не содержит.
В этой связи, требования Маноля В.Г. о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды его работы на территории Украины с 15.04.1992 года по 31.12.1992 года; с 01.06.1993 года по 01.12.1997 года; с 04.01.1993 года по 31.05.1993 года подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Маноля Василия Георгиевича удовлетворить.
Возложить обязанность на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю включить в страховой стаж Маноля Василия Георгиевича для назначения пенсии по старости периоды работы на территории Украины:
с 15.04.1992 года по 31.12.1992 года;
с 01.06.1993 года по 01.12.1997 года;
с 04.01.1993 года по 31.05.1993 года.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Петропавловск-
Камчатского городского суда Т.А. Дворцова
Мотивированное решение составлено 4 августа 2022 года