Дело № 2-1299/2023
18RS0003-01-2022-006227-14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2023 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре Николаевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ССА к ОСФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж,
У С Т А Н О В И Л :
Суханов С.А. обратился в суд с иском к ОПФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж.
Исковое заявление мотивировано тем, что решением ответчика от <дата> <номер> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, а также иные периоды. Вместе с тем, в указанные периоды времени истец работал в районах Крайнего Севера, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж истца.
На основании изложенного истец с учетом заявления об уточнении исковых требований просил суд включить в специальный стаж истца как работу в районах Крайнего Севера периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; взыскать расходы по оплате государственной пошлины и расходов по оплате услуг представителя в размере 50 000 руб.
В судебное заседание истец, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился в связи с чем дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Подкаура К.И., действующая на основании доверенности, иск поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Снисар Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, указала на законность решений ответчика. Дополнительно суду пояснила, что в заявлении о назначении пенсии истец просил суд определить его права на пенсионное обеспечение исходя из сведений персонифицированного учета, а поскольку работодателем истца спорные периоды отражены без указания кода льготы, то оснований для их включения в специальный стаж истца не имеется.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
<дата> ССА, <дата> года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
<дата> ССА обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
<дата> ответчиком составлен акт о согласии ССА с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Решением ОПФР по Удмуртской Республике от <дата> <номер> истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует необходимая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера составляет.
Указанным решением помимо прочего не учтены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, поскольку индивидуальные сведения отражены без указания условий для досрочного назначения пенсии и территориальных условий.
Согласно записям в трудовой книжке истца, касающихся спорных периодов времени, ССА:
<дата> принят в автотранспортное предприятие <номер> ДОАО «<данные изъяты>» на должность изолировщика газопровода 3 разряда вахтово-экспедиционным методом работы, <адрес>;
<дата> уволен.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица периоды работы истца в СРСУ ДОАО «<данные изъяты>» с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> отражены без указания кода территориальных условий «РКС».
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии.
В качестве условий назначения страховой пенсии по старости в ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее 15 лет) (статья 8) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30 и 32).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на 23 ноября 2018 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 4 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как усматривается из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указаний на коды льготных условий в спорные периоды работы не имеется, индивидуальные сведения на истца представлены страхователем на общих основаниях.
Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82, предусмотрено, что работник должен отрабатывать в учетном периоде нормальное количество часов. При неполном времени работы в учетном периоде или на вахте (отпуск, болезнь и т.п.) из установленных норм часов работы вычитаются рабочие часы по календарю, приходящиеся на дни отсутствия на работе.
Пунктом 8 Правил исчисления периодов дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства 11 июля 2002 № 516 определено, что периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в календарном с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.
Как следует из записей в трудовой книжке, истец работал в СРСУ ДОАО «<данные изъяты>» вахтово-экспедиционным методом.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства занятости полный рабочий день и выработки нормы часов в спорный период работы вахтовым методом.
Суханов С.А. в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования дата.
Согласно выписке индивидуального лицевого счета истца спорные периоды времени сведения о страховом стаже предоставлялись без указания на территориальные условия труда и занятости на работах в течение полного рабочего дня. Справка работодателя, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, по спорным периодам работы истцом в материалы дела не представлена.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы в районах Крайнего Севера при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
Таких доказательств в судебное заседание не предоставлено, в связи с чем исковые требования Суханова С.А. подлежат оставлению без удовлетворения.
Отказ в удовлетворении исковых требований в силу положений ст.ст. 98, 100 ГПК РФ влечет невозможность возмещения за счет ответчика расходов истца по оплате государственной пошлины и расходов на представителя.
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ССА (СНИЛС <номер>) к ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН1833005196) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято 23 марта 2023 года.
Судья А.А. Салов