Решение по делу № 2а-215/2022 (2а-2908/2021;) от 09.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        г. Тобольск                                                                           12 января 2022 года

                                                                                        дело № 2а-215/2022

Тобольский городской суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи С.Б.Лешковой,

при секретаре Сыропятовой Э.Э.

с участием представителя административного истца –администрации города Тобольска Садовникова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Тобольска к Тобольскому МОСП УФССП России по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Андреевой Е.И., УФССП России по Тюменской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд

у с т а н о в и л:

Администрация города Тобольска обратилась в суд с административным иском к Тобольскому МОСП УФССП России по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Андреевой Е.И., УФССП России по Тюменской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Требования мотивированы тем, что решением Тобольского городского суда Тюменской области по делу от ДД.ММ.ГГГГ года удовлетворены требования Тобольского межрайонного прокурора к администрации города Тобольска, на администрацию города Тобольска возложена обязанность по организации водоотведения на территории ТО «Левобережье» города Тобольска способом, гарантирующим безопасность сбрасываемых жидких бытовых отходов по микробиологическим показателям и не причиняющим вред окружающей среде, с целью исключения сброса неочищенных сточных вод. В удовлетворении требований об исполнении обязанности в течение трехлетнего срока с момента вступления решения в законную силу отказано. 02 июня 2021г. на основании выданного исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ года возбуждено исполнительное производство . 02 декабря 2021 года в администрацию г.Тобольска поступило постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа в сумме 50000 руб. Указывает, что исполнить исполнительный документ в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представилось возможным, поскольку для решения вопроса по организации водоотведения в ТО «Левобережье» города Тобольска способом, гарантирующим безопасность сбрасываемых жидких бытовых отходов по микробиологическим показателям и не причиняющим вред окружающей среде, с целью исключения сброса неочищенных сточных вод необходимо разработать проектную документацию, получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства. Также указывает, что в период с 2020по 2022 г. осуществляются мероприятия по проектированию строительства объекта водоотведения в ТО Левобережье, в период 2023 года и 2024 года схемой ВиВ запланировано выполнение мероприятий по строительно-монтажным работам по разработанной проектно-сметной документации за счёт средств муниципального образования г.Тобольск. Ссылаясь на ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», административный истец с учётом уточнения просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области в рамках исполнительного производства от 02 июня 2021 года.

Определением Тобольского городского суда Тюменской области от 20 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, заинтересованные лица – АО «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (л.д.2-5).

Представитель административного истца администрации города Тобольска Садовников М.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. в судебном заседании требования с учётом уточнения поддержал.

Административный ответчик Тобольский МОСП УФССП России по Тюменской области, судебный пристав-исполнитель Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Андреева Е.И., УФССП России по Тюменской области, представитель заинтересованного лица Тобольский межрайонный прокурор в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.27-29,50,51,53).

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч.11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно ч.1,2 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В силу требований п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.

Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа , выданного Тобольским городским судом Тюменской области 23 марта 2021 года на основании решения Тобольского городского суда Тюменской области 20 ноября 2020 года, постановлением от 02 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем Андреевой Е.И. возбуждено исполнительное производство о возложении обязанности по организации водоотведения на территории ТО «Левобережье» г.Тобольск способом, гарантирующим безопасность сбрасываемых жидких бытовых отходов по микробиологическим показателям и не причиняющим вред окружающей среде, с целью исключения сброса неочищенных сточных вод (л.д.53).

При этом должнику – администрации г.Тобольска был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, администрацией г.Тобольска исполнены не были, связи с чем судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 11 августа 2021 г. (л.д.56).

Административный истец администрация г.Тобольска в установленный срок информировал судебного пристава –исполнителя Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области о ходе исполнения судебного решения, что подтверждается копией письма(л.д.54).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания при разрешении требований об освобождении от его взыскания.

Исходя из положений части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществлённых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Поэтому часть 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учётом характера совершенного правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Исполнение решения суда администрацией города Тобольска в виде возложения обязанности по организации водоотведения на территории ТО Левобережье, зависит не только исключительно от действий должника – администрации города Тобольска, но и проведения мероприятий по проектированию строительства объекта, с которыми заключены договоры подряда на выполнение проектных работ, своевременность их исполнения.

Из представленных суду доказательств, а именно: выписки из схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ г.Тобольск на период 2023г., распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. с приложением, извещением о закупке , протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе , протоколом о рассмотрении вторых частей заявок конкурса, протокол подведения итогов конкурса усматривается, что должник администрация города Тобольска не уклонялась от исполнения решения суда. Данное обстоятельство, на которое административный истец ссылается в обоснование заявленных требований, административными ответчиками не опровергнуто.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в течение пяти дней для добровольного исполнения требований, разрешить вопрос об организации водоотведения на территории ТО «Левобережье» не представлялось возможным, то есть административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 401 ГК РФ, пунктом 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.ст.175-180, 358, 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление администрации города Тобольска удовлетворить.

Освободить администрацию города Тобольска от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках исполнительного производства от 02 июня 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области.

Судья                              (подпись)                             С.Б. Лешкова

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2022года.

    Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в административное дело № 2а- 215 /2022 и хранится в Тобольском городском суде Тюменской области.

Судья                                С.Б. Лешкова

2а-215/2022 (2а-2908/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Тобольска
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Андреева Елена Ивановна
Тобольский межрайонный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области
Другие
АО "Сибирско-Уральская энергетическая компания"
Тобольская межрайонная прокуратура
Управление Федеральной сдужбы судебных приставов по Тюменской области
Суд
Тобольский городской суд Тюменской области
Судья
Лешкова С.Б.
Дело на сайте суда
tobolskygor.tum.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация административного искового заявления
09.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2021Подготовка дела (собеседование)
28.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее