Дело №а-1225/2021 года УИД 07RS0№-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чегем 05 октября 2021 года
Чегемский районный суд КБР в составе:
председательствующего судьи Ажаховой М.К.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к местной администрации Чегемского муниципального района КБР и главе местной администрации Чегемского муниципального района КБР ФИО1 о признании незаконным постановления главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР №-па от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с административным иском к местной администрации Чегемского муниципального района КБР и главе местной администрации Чегемского муниципального района КБР ФИО1 о признании незаконным постановления главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР №-па от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности.
Мотивированы требования тем, что на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и договора уступки прав арендатора от ДД.ММ.ГГГГ, истец на правах арендатора пользуется земельным участком сельскохозяйственного назначения №, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенным по адресу: КБР, <адрес>, 3,6 км на северо-восток от здания администрации с. <адрес>, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, с целевым назначением земельного участка - под выпас сельскохозяйственных животных.
В соответствии с разрешением на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, полученным в соответствии с действующим законодательством, и градостроительным планом участка, с соблюдением строительных норм и правил, ФИО2 возвел на арендуемом участке капитальное строение - здание для содержания крупного рогатого скота, площадью 270,8 кв. м., с кадастровым номером №, введенное в эксплуатацию в соответствии с разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности истца на возведенное капитальное строение ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в Управлении Росреестра по КБР регистрационным номером №-1.
Постановлением №-па от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено главой местной администрации <адрес> КБР без какого-либо законного обоснования.
Данное постановление является незаконным, поскольку муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, с указанием закона или иного нормативного акта, которому не соответствовал принятый (отменяемый) правовой акт. Реализация администрацией предусмотренных полномочий по отмене ранее принятого акта не может и не должна основываться только на формальном праве его отмены. Разрешение на ввод в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено с грубым нарушением закона уже после регистрации права собственности на построенный объект, что нарушает права истца и охраняемые законом интересы, в связи с чем, постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным.
Административный истец ФИО2, будучи извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, обеспечил участие своего представителя.
Представитель ФИО2 - адвокат ФИО4, действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в административном иске, и просил их удовлетворить.
Административные ответчики, будучи извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не уведомили.
Суд в соответствии со статьей 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и договора уступки прав арендатора от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 на правах арендатора пользуется земельным участком сельскохозяйственного назначения <данные изъяты> кв. м., расположенным по адресу: КБР, <адрес>, 3,6 км на северо-восток от здания администрации с. <адрес>, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, с целевым назначением земельного участка - под выпас сельскохозяйственных животных. В соответствии с разрешением на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, полученным в соответствии с действующим законодательством, и градостроительным планом участка, с соблюдением строительных норм и правил, ФИО2 возвел на арендуемом участке капитальное строение - здание для содержания крупного рогатого скота, площадью 270,8 кв. м., с кадастровым номером №, введенное в эксплуатацию в соответствии с разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности ФИО2 на указанное здание зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР ФИО1 №-па от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данных о том, что административный истец, Территориальное управление Росимущества по КБР, Росреестр либо какие-то другие организации, были уведомлены об отмене разрешения, административные ответчики суду не представили.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
В соответствии с положениями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, с приложением необходимых документов.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Как следует из части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, разрешение на строительство здания для содержания 50 голов КРС ФИО2 было выдано местной администрацией Чегемского муниципального района КБР ДД.ММ.ГГГГ. Здание для содержания 50 голов КРС, площадью 270, 8 кв.м., было возведено и введено в эксплуатацию разрешением от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части статьи 48 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Между тем, основание для отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указанное в оспариваемом постановлении, а именно Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом МЭР РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), не основан на законе.
Из системного анализа действующего законодательства усматривается, что в нормах Градостроительного кодекса РФ и административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", отсутствуют основания и механизм принятия решения об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органом, ранее выдавшим такое разрешение с учетом того, что его выдача производилась по процедуре, специально регламентированной нормативными актами Правительства КБР.
В соответствии с административным регламентом выдаче разрешения предшествует процедура экспертизы представленных документов.
Недостоверность сведений в представленных документах не установлена.
Приказом МинэкономразвитияРоссии от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Этот документ утратил силу в связи с изданием Приказа МинэкономразвитияРоссии от ДД.ММ.ГГГГ №. То есть на момент вынесения Постановления №-па от ДД.ММ.ГГГГ, указанный в нём Классификатор, уже не имел силы.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.
Земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного использования.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" предусматривает использование земельных участков в целях ведения сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, связанных с выпасом сельскохозяйственных животных, сенокошением, разведением племенных животных, производством и использованием племенной продукции (материала), размещением зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производством, хранением и первичной переработкой сельскохозяйственной продукции и т.п.
Таким образом, градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны "сельскохозяйственное использование" предусматривает возможность размещения зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, что не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административного истца права на использование арендуемого им земельного участка, в том числе, на возведение зданий для содержания сельскохозяйственных животных на время выпаса.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования, что, соответственно, и было сделано административным истцом с разрешения административных ответчиков.
Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является правоустанавливающим документом, с которым закон связывает возникновение прав собственности.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Соответственно, орган местного самоуправления, не вправе признавать недействительным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если на его основании было зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, вовлеченного в гражданский оборот. Возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Регистрация права собственности ФИО2 на здание произведена ДД.ММ.ГГГГ, и административными ответчиками не оспорена.
Таким образом, поскольку право собственности административного истца, зарегистрированное в установленном законном порядке, возникло на основании разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, то отмена разрешения на ввод здания в эксплуатацию в административном порядке будет являться прямым нарушением прав административного истца на принадлежащее ему недвижимое имущество, поскольку оспаривание зарегистрированного права подлежит разрешению исключительно в судебном порядке.
Административные ответчики, отменяя разрешение, должны были привести сведения в обжалуемом постановлении, а в суде - доказательства несоответствия отменяемого акта требованиям действующего законодательства, а отменяющего акта - закону, что ими сделано не было.
Кроме того, следовало учесть, что отменяющий акт не должен нарушать права и законные интересы собственников, произвольно ограничивая их субъективные права, между тем, никаких доводов в противовес заявленным исковым требованиям, административные ответчики в суд не представили.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации",
р е ш и л :
Административное исковое заявление ФИО2 к местной администрации Чегемского муниципального района КБР и главе местной администрации Чегемского муниципального района КБР ФИО1 о признании незаконным постановления главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР №-па от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР ФИО1№-па от ДД.ММ.ГГГГ о признании недействительным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать местную администрацию Чегемского муниципального района КБР устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены признанного незаконным постановления в течение пяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Сообщение об исполнении решения подлежит направлению местной администрацией Чегемского муниципального района КБР в Чегемский районный суд КБР на следующий день после такого его исполнения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КБР в апелляционном порядке через Чегемский районный суд КБР в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий - подпись
Копия верна: Судья Чегемского
районного суда КБР М.К. Ажахова