Судья Лучина Н.Б. дело № 33а-18207/2018
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 декабря 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
судей Шавриной А.И., Корниенко А.Н.,
при секретаре судебного заседания Демине А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.,
дело по административному исковому заявлению прокурора Козульского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края о признании незаконными бездействия, возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, пожароопасного мусора,
по апелляционной жалобе главы поселка Козулька Цуркану В.М.,
на решение Козульского районного суда Красноярского края от 05 октября 2018 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования прокурора Козульского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов, пожароопасного мусора, удовлетворить.
Обязать администрацию поселка Козулька Козульского района Красноярского края незамедлительно, с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить действия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, пожароопасного мусора, расположенной на территории муниципального образований п.Козулька, на расстоянии <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> (<адрес> площадь 1 298 м2), а также на расстоянии <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> (географические координаты <адрес> площадь 3 415 м2 )».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Козульского района Красноярского края обратился в суд в интересах
неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации поселка Козулька Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу по ликвидации несанкционированных свалок отходов, пожароопасного мусора, расположенной на территории муниципального образования п. Козулька, на расстоянии <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> (географические координаты <адрес>, площадь 1 298 м2), а также на расстоянии <адрес> границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (географические координаты <адрес>, площадь 3 415 м2).
Требования мотивирует тем, что прокуратурой района на основании обращения Трошкова Е.Д. проведена проверка соблюдения административным ответчиком требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, пожарной безопасности по факту образования несанкционированной свалки за земельным участком, расположенным по адресу - <адрес> с вышеуказанными координатами, в ходе которой обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов. Наличие несанкционированной свалки негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды и может вызвать возникновение опасных заболеваний среди населения городского поселения. Действующим законодательством и в том числе Уставом п. Козулька, к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В рамках контроля за устранением выявленных в деятельности администрации п.Козулька нарушений федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, пожарной безопасности прокуратурой Козульского района 29 августа 2018 года был осуществлен выезд на вышеуказанный участок, где были вновь обнаружены не санкционированные свалки бытовых отходов, которые до настоящего времени не ликвидированы. Таким образом, было установлено бездействие администрации п.Козулька Козульского района, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов, пожароопасного мусора, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе глава поселка В.М. Цуркану просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что администрацией п. Козулька начата процедура оформления «Схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в районе цеха ОАО «Козульского завода керамзитового гравия». 02.07.2018 года данные проект был направлен на санитарно-эпидемиологическую экспертизу и на момент судебного заседания от 05.10.2018 года контракт полностью исполнен и получен на руки. С 01.01.2019 года на территории МО п. Козулька будет действовать региональный оператор, который будет заниматься сбором, вывозом и утилизации твердых коммунальных отходов. Считает, что администрация п. Козулька не бездействует, а принимает все меры для содержания уровня благосостояния жителей МО.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Козульского района Красноярского края Лосев А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится
организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
На основании 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 20 ст.7.1 Устава п. Козулька, к вопросам местного значения поселка отнесено участие в организации деятельности по сбору ( в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ст.51 указанного Федерального закона отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулировать законодательством РФ, сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии со ст.42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, также соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов, не допускать загрязнение, захламление почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов отнесено к вопросам местного значения поселения.
Правилами противопожарного режима в РФ ( утв» Пост. Правительства РФ от25.04.2012 № 390) и Правилами пожарной безопасности в лесах ( утв. Пост. Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417) на органы местного самоуправления, учреждения, организации, иных юридических и физических лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся территорий, прилегающих к лесу, возложены обязанности обеспечению их очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно Постановления Правительства Красноярского края от 20.04.2018 г. № 179-п особого противопожарного режима, введен запрет на разведение костров. Главам поселений края рекомендовано организовать дежурство, принять меры к увеличению пожарных разрывов по границам населенных пунктов и других объектов, созданию противопожарных минерализованных полос и проведению иных указанных профилактических мероприятий, в том числе очистки территорий от несанкционированного размещенного мусора, который может послужить источником пожара.
Как верно установлено в судом и следует из материалов дела, прокуратурой Козульского района Красноярского края по обращению гр.Трошкова Е.Д. проведена проверка соблюдения администрацией п.Козулька Козульского района требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, пожарной безопасности по факту образования несанкционированной свалки в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования п.Козулька, на расстоянии <адрес> границы участка, расположенного по адресу : <адрес> (географические координаты <адрес>, площадь 1 298 м2), а также <адрес> северо-западнее границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (географические координаты <адрес>, площадь 3 415 м) находятся несанкционированные свалки бытовых отходов.
14 июня 2018 года по факту выявленных нарушений, прокуратурой района 14 июня 2018 года в адрес главы п.Козулька внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, пожарной безопасности.
Согласно ответа главы п.Козулька Козульского района на указанное представление указано, что ими приняты меры к ликвидации несанкционированных свалок, пожароопасного мусора, а также меры к увеличению противопожарных разрывов по границам территории. Созданию противопожарных минерализованных полос.
Вместе с тем, согласно акта проверки, проведенной прокуратурой Козульского района от 29 августа 2018 года вновь установлен факт нахождения на территории муниципального образования п.Козулька на вышеназванном участке несанкционированной свалки бытовых отходов.
Разрешая требования административного истца, суд, руководствуясь положениями выше приведенного законодательства, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что бездействие администрации п.Козулька Козульского района Красноярского края по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
С учетом изложенного, суд обоснованно удовлетворил административные исковые требования прокурора Козульского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козульского района Красноярского края, администрации поселка Козулька, Козульского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов, пожароопасного мусора расположенной на территории муниципального образований п.Козулька.
Приведенные в апелляционной жалобы доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Козульского районного суда Красноярского края от 05 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы поселка Козулька Козульского района Красноярского края Цуркану В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: