Решение по делу № 33-200/2024 (33-4555/2023;) от 04.12.2023

УИД 68RS0002-01-2023-000945-32

Дело № 33-200/2024 (33-4555/2023)

Судья: Изгарёва И.В.(дело № 2-1131/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

    31 января 2024 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,

судей Альчиковой Е.В., Сорокиной С.Л.,

при секретаре Кануткиной Е.Н.,

с участием прокурора Судоргина Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуСамуйленкова В.В. к Военному комиссариату Тамбовской области о возложении обязанности выплачивать надбавку к пенсии в определенном размере с учетом индексации,

по апелляционной жалобеСамуйленкова В.В. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 13 октября 2023 года,

заслушав доклад судьи Альчиковой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Самуйленков В.В., являющийся пенсионером Министерства обороны РФ и участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС обратился с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о возложении обязанности выплачивать надбавку к пенсии в определенном размере с учетом индексации.

В обоснование иска, с учетом неоднократно уточненных исковых требований, он указал на следующее.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022, вступившим в законную силу, его исковые требования удовлетворены частично.

На Военный комиссариат Тамбовской области возложена обязанность по возобновлению ему выплаты с 01.04.2022 надбавки к пенсии, предусмотренной п.2 ч.1 ст.30 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 30 % минимальной пенсии по возрасту. Признаны незаконными действия Военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты указанной надбавки к пенсии с 01.04.2022г.

В удовлетворении исковых требований о взыскании невыплаченной суммы указанной надбавки, исходя из размера прожиточного минимума для пенсионеров, а также о выплате в дальнейшем данной надбавки, отказано.

Считает, что указанным решением от 15.11.2022 размер надбавки, причитающийся к выплате, не установлен.

Военный комиссариат полагает, что выплата надбавки должна быть возобновлена в размере, который имел место быть на момент прекращения выплаты данной надбавки (100,82 руб.).

Между тем, Законом от 15.05.1991 № 1244-1 размер данной надбавки установлен как 30% от минимальной пенсии по возрасту, что в настоящее время и в иные периоды времени, когда ему эта надбавка выплачивалась, составляет значительно больше, чем указанная сумма надбавки (100,82 руб.), выплачиваемая комиссариатом.

Указывает, что в силу пункта 2 статьи 5 ФЗ-173 от 17.12. 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» в состав трудовой пенсии, помимо иных ее составляющих, входит ее страховая часть. Данный Федеральный закон отменен в связи с принятием Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», но остался действующим в части, определяющей механизм расчета пенсии и ее составляющих частей.

Страховая часть пенсии исчисляется из расчетного пенсионного капитала, при исчислении которого определяется расчетный размер пенсии.

Понятие минимальная пенсия по возрасту с 2006 года не применяется.

Однако надбавка, которая ему предусмотрена п.2 частей 1,2 ст.30 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту- Закон «О Чернобыльской АЭС», сохраняется.

Из письма заместителя председателя Правления Пенсионного Фонда РФ от 11.02.2005 следует, что данная надбавка, выплачиваемая в соответствии с п.2 частей 1,2 ст.30 Закона «О Чернобыльской АЭС», является составной частью трудовой пенсии и подлежит индексации в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии.

Выплата данной надбавки осуществляется за счет средств федерального бюджета, что должно учитывать ее особый учет в составе страховой части трудовой пенсии, для целей формирования заявки на финансирование расходов на ее выплату.

Исходя из указанных разъяснений пенсионного органа, он считает, что надбавка является составной частью страховой пенсии и подлежит индексации одновременно и в порядке, установленном для индексации страховой части пенсии. Постановлениями Правительства ежегодно с 1 апреля индексируется страховая часть пенсии.

Согласно ч.6 ст.10 Федерального закона РФ от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер страховой пенсии в период с 2019 по 2024 году корректируется ежегодно, так же, как и фиксированная часть пенсии и стоимость одного пенсионного коэффициента.

Согласно п.8 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, с 01.01.2019 устанавливается в сумме 5334,18 руб., с 01.01.2020-5685,25 руб., с 01.01.2021-6044,48 руб., с 01.01.2022-6564,31 руб., с 01.01.2023 – 7667,33 руб., с 01.01.2024-7915,43 руб.

В 2023 году сумма размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 7567,33 руб. является минимальным показателем пенсионного обеспечения по возрасту. Пенсия по возрасту не может быть ниже указанного показателя с 01.01.2023.

В связи с чем, с учетом уточненных требований (л.д.108 обор.стор.) просил обязать ответчика назначить ему на момент вынесения судебного решения надбавку к пенсии в размере 30% от минимальной страховой пенсии, составляющей 7567,33 руб., и выплачивать ее с последующей индексацией.

Размер спорной надбавки на момент рассмотрения данного гражданского дела как 30% от суммы 7 567,33 руб. составляет 2 270,19 руб.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 13 октября 2023 годаСамуйленкову В.В. в удовлетворении исковых требований отказано.

На принятое решение Самуйленковым В.В. подана апелляционная жалоба, где он указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и существенное нарушение норм процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы в целом аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему.

Ссылается на представленное в материалы письменное разъяснение Пенсионного фонда РФ относительно установления и выплаты спорной надбавки к пенсии с учетом конвертации пенсионного законодательства в части проведения расчета суммы минимальной пенсии по возрасту.

Указывает, что представитель третьего лица - ОСФР по Тамбовской области в судебном заседании привел расчет конвертации спорной надбавки к пенсии, которая в настоящее время составляет 602,76 руб.

Однако судом не была дана оценка спорным правоотношениям с учетом разъяснений пенсионного органа и доводов третьего лица.

Автор жалобы указывает, что суд основывает свои выводы на Законе о военных пенсиях, который, по его (Самуйленкова) мнению не подлежит применению в данном деле. В законе о военных пенсиях указано на иные надбавки, которые нельзя отождествлять со спорной надбавкой.

Судом не установлен критерий, исходя из положения п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О чернобыльской АЭС», определяющий базовый размер минимальной пенсии для расчета размера надбавки к пенсии в размере 30%. Хотя этот критерий был приведен представителем третьего лица, а также расчетом суммы надбавки.

Приходя к выводу, что положение ФЗ-400 «О страховых пенсиях РФ» не применяются в спорных правоотношениях в части установления критерия для расчета 30% надбавки, поскольку истец является получателем пенсии по ФЗ-4468-1 «О военных пенсиях…», суд не применил положение ст. 50 данного Закона, согласно которой работа по пенсионному обеспечению лиц осуществляется применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Кроме того, автор жалобы полагает, что судом неверно истолкована норма о невозможности применения к спорным правоотношениям аналогии закона и права.

Самуйленков В.В. обращает внимание, что при осуществлении правосудия судом недопустимо применение выражения «По мнению суда…», поскольку суд должен применять нормы законодательства, не подменяя их своим мнением.

В связи с тем, что решение суда не соответствует положению ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, просит его отменить, приняв новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

В суде апелляционной инстанции Самуйленков В.В. указал, что судом в решении неверно указано, что он просил применить аналогию права и назначить ему размер надбавки как 30% от размера страховой части пенсии. Тогда как он просил исчислять 30% от размера фиксированной выплаты, входящей в состав страховой пенсии, составляющей 7567,33 рублей, как критерий, аналогичный в настоящее время ранее действовавшему критерию – минимальная пенсия по возрасту.

Учитывая имеющиеся данные о надлежащем извещении лиц, привлеченных к участию в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях на нее.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Самуйленкова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Поповой Н.И., Фомина Ю.Ю., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Судоргина Д.В., считавшего обжалуемое решение не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено и из материалов дела следует следующее.

Самуйленков В.В. является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ с 04.11.2020, которая выплачивается ему военным комиссариатом Тамбовской области. Истец является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, имеет инвалидность 2 группы вследствие этого, получает от военного комиссариата Тамбовской области суммы в возмещение вреда здоровью.

Как лицу, подвергнувшемуся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, истцу выплачивалась надбавка к пенсии за выслугу лет в размере 30% минимальной пенсии по возрасту в соответствии с п.2 ч.1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1.

На основании заявления Самуйленкова В.В. от 24.02.2022 выплата пенсии за выслугу лет была прекращена и назначена пенсия по инвалидности. При этом выплата указанной выше надбавки была прекращена с 01.04.2022.

Не согласившись с прекращением выплаты, Самуйленков В.В. обращался в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о признании действий незаконными, выплате надбавки к пенсии за работу в 30 км зоне аварии на Чернобыльской АЭС, взыскании задолженности по указанной надбавке и выплате ее в дальнейшем исходя из прожиточного минимума для пенсионеров.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022 по делу № 2-1189/2022 исковые требования Самуйленкова В.В. были удовлетворены частично.

На Военный комиссариат Тамбовской области возложена обязанность возобновить выплату Самуйленкову В.В. с 01.04.2022 надбавки к пенсии, предусмотренной п.2 ч.1 ст.30 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 30 % минимальной пенсии по возрасту.

Признаны незаконными действия Военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты указанной надбавки к пенсии Самуйленкова В.В. с 01.04.2022.

В удовлетворении исковых требований Самуйленкова В.В.о взыскании невыплаченной суммы указанной надбавки, исходя из размера прожиточного минимума для пенсионеров отказано.

В удовлетворении исковых требований о выплате в дальнейшем указанной надбавки, исходя из размера прожиточного минимума для пенсионеров, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии от 27.02.2023 указанное решение суда от 15.11.2022 было оставлено без изменения.

Согласно информации с сайта Второго кассационного Суда общей юрисдикции, имеющейся в общем доступе, 01.06.2023 апелляционное определение от 27.02.2023 оставлено без изменения (дело № 8Г-13512/2023).

На сайте Верховного Суда РФ, в карточке производства 13-КФ23-235-К2, размещена информация о поступлении 12.09.2023 в Верховный Суд РФ жалобы от Военного комиссариата Тамбовской области на вышеуказанное определение суда кассационной инстанции от 01.06.2023. Определением судьи Верховного Суда РФ от 12.01.2024 Военному комиссариату Тамбовской области отказано в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании.

Из указанного выше решения от 15.11.2022, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, следует, что право на предоставление истцу Самуйленкову В.В. льгот как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС возникло в 2000 году и уменьшение объема предоставляемых ему социальных льгот не основано на законе.

В решении суда первой инстанции от 15.11.2022, в обоснование отказа в удовлетворении требований Самуйленкова В.В. о выплате надбавки в размере 30% от размера прожиточного минимума, указано на следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до 18.07.2006) для ликвидаторов, участвовавших в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, предоставлялось право на установление надбавки к пенсии в размере 30% от минимального размера пенсии по возрасту.

Статьей 17 Федерального закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было установлено понятие минимальной пенсии по возрасту, который был установлен не ниже размера, установленного федеральным законом.

Указанный Закон утратил силу с 01.01.2002 с принятием Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который понятие минимального размера пенсий не содержит.

Правила применения минимальных пенсий для начисления надбавок к пенсии (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) в Министерстве обороны Российской Федерации регламентируются статьей 46 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в соответствии с которой надбавки к пенсиям определяются исходя из минимального размера пенсии, установленного законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.06.2002 № 68-ФЗ были внесены изменения в часть первую статьи 46 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, согласно которым слова «установленного законодательством Российской Федерации» (в отношении минимальной пенсии) заменены словами 185 руб. 32 коп., индексируемого в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации трудовых пенсий.

Периодически постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливался коэффициент индексации, который применялся для увеличения надбавки к пенсии для ликвидаторов аварии на ЧАЭС, рассчитываемый от минимального размера пенсии -185 руб. 32 коп.

Суд первой инстанции в решении от 15.11.2022 указал, что получаемая Самуйленковым В.В. надбавка исчислялась из минимального размера пенсии-185 руб. 32 коп., индексировалась в соответствии с постановлениями Правительства РФ, и на момент прекращения выплаты размер надбавки составлял 100 руб. 82 коп.

В апелляционном определении от 27.02.2023 указано, что доводы Самуйленкова В.В. о неверном подходе суда первой инстанции к исчислению размера надбавки и о том, что спорная надбавка должна исчисляться из прожиточного минимума пенсионера Тамбовской области, размер которой на момент принятия решения должен составлять 3373,92 рублей, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, в обжалуемом решении им дана надлежащая оценка.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований по данному делу, суд первой инстанции руководствовался решениемЛенинского районного суда г.Тамбова от 15.11.2022.

Также суд первой инстанции исходил из того, что пенсия истцу назначена и выплачивается в соответствии с законом от 12.02.1992 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», которым установлен особый порядок исчисления пенсий субъектам применения данного закона.

Страховая же пенсия назначается в соответствие с законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», где предусмотрен совершенно иной алгоритм исчисления пенсии, применяемый только в отношении субъектов означенного права.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на Законе.

По мнению судебной коллегии, исковые требования, заявленные в рамках настоящего дела, фактически направлены на пересмотр решения от 15.11.2022, вступившего в законную силу 27.02.2023.

Решением Ленинского районного суда от 15.11.2022 установлено, что вопрос о размере надбавки, выплачиваемой Самуйленкову В.В. в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона «О Чернобыльской АЭС» урегулирован ст.46 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на то, что в решении суда первой инстанции не учтены позиция представителя третьего лица и представленный представителем третьего лица расчет надбавки, выплачиваемой в соответствии с п.2 частей 1, 2 ст.30 Закона «О Чернобыльской АЭС» лицам, получающим пенсию не по линии Министерства внутренних дел РФ, не влечет отмену обжалуемого решения.

Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции исходил из того, что им были заявлены требования о выплате надбавки в размере 30% от страховой пенсии, тогда как им в уточненных требованиях приводился размер фиксированной части страховой пенсии- 7567,33 рублей, следовательно и требования его сводились к установлению выплаты в размере 30% от суммы фиксированной части страховой пенсии, по мнению судебной коллегии, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения. Так как вопрос об исчислении размера надбавки был разрешен решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 15.11.2022.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является мотивированным и законным.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 13 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самуйленкова В.В.- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с даты его принятия.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено и подписано 08.02.2024.

33-200/2024 (33-4555/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г.Тамбов
Самуйленков Владимир Васильевич
Ответчики
Военный комиссариат Тамбовской области
Другие
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Альчикова Елена Валентиновна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
05.12.2023Передача дела судье
10.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2024Передано в экспедицию
31.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее