УИД: №
Дело № 2-109/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Паймина А.А.,
с участием представителя истца – администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики Михайловой И.Н.,
ответчиков Шухеевой О.А., Зиновьевой А.Н., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1,
представителя ответчика Зиновьевой А.Н. – адвоката Федорова Л.Г.,
при секретаре Андреевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики к Остроумовой Елене Николаевне, Буяновой (Остроумовой) Анне Сергеевне, Шухеевой Ольге Алексеевне, Шухееву Анатолию Михайловичу, Зиновьевой Анне Николаевне, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1 о возложении обязанности осуществить снос (ликвидацию, демонтаж, разборку) многоквартирного дома либо реконструкцию за счет собственных средств
установил:
Администрация Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Остроумовой Е.Н., Буяновой (Остроумовой) А.С., Шухеевой О.А., Шухееву А.М., Зиновьевой А.Н., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1 о возложении обязанности осуществить снос (ликвидацию, демонтаж, разборку) многоквартирного <адрес> либо реконструкцию за счет собственных средств. Заявленные требования мотивированы тем, что собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес> являются Остроумова Е.Н., Буянова (Остроумова) А.С. (квартира №), Шухеева О.А., Шухеев А.М. (квартира №), Зиновьева А.Н., ФИО1 (квартира №). На основании межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчикам направлены требования о сносе указанного многоквартирного дома либо реконструкции за счет собственных средств не позднее ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ответчиками снос многоквартирного дома или реконструкция не произведены. Между тем, не снесенный вышеуказанный аварийный дом ухудшает внешний облик поселка, сдерживает развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории, имеется угроза обрушения данного дома и причинения вреда и здоровью граждан. Бездействием собственников нарушаются права администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, истец не может полноценно осуществлять градостроительное развитие Ибресинского муниципального округа, в том числе комплексное градостроительное освоение территории поселка при наличии не снесенного многоквартирного дома. В случае, если данный дом не будет снесен собственниками муниципальное образование будет вынуждено нести расходы по софинансированию мероприятий по расселению указанного аварийного дома. В связи с чем администрация Ибресинского муниципального округа обратилась в суд с указанным иском.
Представитель истца – администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики Михайлова И.Н. исковое требование поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила его удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Шухеева О.А., исковые требования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики не признала, просила в их удовлетворении отказать основаниям, изложенным в письменном возражении.
В судебном заседании ответчик Зиновьева А.Н., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1 и ее представитель – адвокат Федоров Л.Г. исковые требования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики не признали, просили в их удовлетворении отказать на том основании, что администрацией Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики выставлено требование о сносе многоквартирного дома в неразумные сроки за 6 календарных дней. Спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района от ДД.ММ.ГГГГ №. С указанного времени истец никаких мер по сносу дома и переселению жителей не предпринимает, и не предпринимает действий по изъятию земельного участка под домом. В связи с чем полагают, что администрация Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики незаконно пытается перекладывать свои публичные функции на плечи собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме. Кроме того, администрация Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики является собственником <адрес>.
Ответчики Остроумова Е.Н., Буянова (Остроумова) А.С., Шухеев А.М., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явились, представили письменные возражения на исковое заявление администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме и рассмотреть дело без их участия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Горовая Н.В., действующая за себя и в интересах ФИО13, Остроумов А.С., Лаврентьев А.Н., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явились, представили письменные возражения на исковое заявление администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме и рассмотреть дело рассмотреть дело без их участия..
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Прокопьев Г.А. в суд не явился, судебная корреспонденция вернулась с отметкой «Истек срок хранения».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело без участия представителя Министерства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Прихода православной церкви Святителя Николая п. Ибреси Чувашской Республики, в суд не явился, судебная корреспонденция вернулась с отметкой «Истек срок хранения».
Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного заседания, наличие ходатайств ответчиков Остроумовой Е.Н., Буяновой (Остроумовой) А.С., Шухеева А.М., третьих лиц: Горовой Н.В., действующей за себя и в интересах ФИО13, Остроумова А.С., Лаврентьева А.Н., Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о рассмотрении гражданского дела без их участия, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, ответчиков, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ответчикам Остроумовой Е.Н. и Буяновой (Остроумовой) А.С. на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле в праве принадлежит <адрес>, Шухеевой О.А. и Шухееву А.М. на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле в праве принадлежит <адрес>, Зиновьевой А.Н. и ФИО1 на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле в праве принадлежит <адрес> (л.д.7-21).
На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ибресинской поселковой администрацией Ибресинского района Горовой Н.В. и членам её семьи: мужу ФИО18, дочери ФИО17 предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.125,126).
Согласно копии свидетельства о смерти ФИО18 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.127).
Из сведений главы администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № и начальника миграционного пункта ОМВД России по Ибресинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в спорном многоквартирном доме зарегистрированы: в квартире № ФИО13, в квартире № Прокопьев Г.А., в квартире № Зиновьева А.Н., ФИО19, ФИО1, в квартире № Остроумов А.С., Остроумова Е.Н., Шухеев А.М., Шухеева О.А.; без указания номера квартиры в указанном доме зарегистрированы Горовая Н.В., Лаврентьев А.Н. (л.д.78-79).
Согласно сообщению главы администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Законом Чувашской Республики «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями» от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> передана в собственность Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики. В реестре муниципального имущества Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики <адрес> не числится, в связи с отсутствием регистрации права за муниципальным образованием «Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики» (л.д.142).
Выпиской из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости подтверждается, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет кадастровый №, площадь - <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ год, здание (жилой дом) признано авариным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики «О дальнейшем использовании помещений и сроках отселения физических лиц из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов или их реконструкции» от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № четырехквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, отнесен к категории «Недопустимое состояние» (категория 4): категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций), износ жилого дома составляет 84,11% (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики собственникам жилых помещений многоквартирного <адрес> Остроумовой Е.Н., Остроумовой А.С., Шухеевой О.А., Шухееву А.М., ФИО1, Зиновьевой А.Н. направлены требования №, №, № о сносе либо реконструкции за счет собственных средств многоквартирного жилого дома не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-26).
На день рассмотрения дела в суде снос либо реконструкция жилого <адрес> не осуществлены.
Из выписки из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что здание – храм, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности Приходу православной церкви Святителя Николая п. Ибреси Чувашской Республики.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания благотворительных объединений, принадлежит на праве собственности Приходу православной церкви Святителя Николая п. Ибреси Чувашской Республики (л.д.132-141).
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тесту также - Положение).
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления (за исключением случаев, указанных в пункте 7(1) данного Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям. Данное решение оформляется в виде заключения и в 3-дневный срок направляется комиссией в орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (пункты 47 и 47(1) Положения).
На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня его получения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения (в частности, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Таким образом, определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, конкретные сроки, в которые собственникам жилых помещений необходимо осуществить снос либо реконструкцию жилого дома законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что после признания в 2018 году многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, администрация Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики лишь ДД.ММ.ГГГГ предъявила к собственникам жилых помещений требование осуществить снос либо реконструкцию за счет собственных средств спорного многоквартирного жилого дома - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, то есть администрацией Ибресинского муниципального округа установлен срок для сноса либо реконструкции многоквартирного жилого <адрес> 6 календарных дней, по мнению суда указанный срок является неразумным. Кроме того суд отмечает, что <адрес> спорном многоквартирном доме передана в собственность администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, при этом ее правопреемником в силу Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О преобразовании муниципальных образований Ибресинского района Чувашской Республики и о внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа и городского округа» и решения Собрания депутатов Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ (находящегося в открытом доступе в сети Интернет) является администрация Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики. Несмотря на указанные обстоятельства истец являясь собственником <адрес>, на котором также лежит обязанность по сносу либо реконструкции многоквартирного дома, самоустранился от выполнения данной обязанности, возложив все бремя по ее исполнению на остальных собственников жилых помещений.
Также суд отмечает, что хотя требование о сносе или реконструкции признанного аварийным жилого дома собственникам расположенных в нем жилых помещений (ответчикам) формально и было направлено, в таком случае законодатель на случай отказа от сноса (ликвидации, демонтажа, разборки) многоквартирного дома либо его реконструкции за счет собственных средств предусмотрел процедуру изъятия земельного участка, вместе с возмездным изъятием принадлежащего собственникам жилых помещений в аварийном жилом доме, а не принуждение по решению суда произвести снос или его реконструкцию.
При указанных обстоятельства, учитывая, что срок, предоставленный администрацией Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики собственникам жилых помещений в <адрес> для осуществления сноса либо реконструкции за счет собственных средств жилого дома судом признан неразумным, суд отказывает в удовлетворении исковых требований администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики к Остроумовой Е.Н., Буяновой (Остроумовой) А.С., Шухеевой О.А., Шухееву А.М., Зиновьевой А.Н., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1 о возложении обязанности осуществить снос (ликвидацию, демонтаж, разборку) многоквартирного дома либо реконструкцию за счет собственных средств в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.