Решение по делу № 2а-463/2022 от 17.02.2022

Административное дело № 2А-463/2022

УИД № 44RS0028-01-2022-000341-80

Решение изготовлено 28 марта 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кострома

14 марта 2022 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи К.А.Батухиной,

при секретаре судебного заседания С.А.Мызенко,

с участием: административного ответчика Г.М.Кинешемцева,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-463/2022 (УИД №44RS0028-01-2022-000341-80) по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области к Кинешемцеву Г.М. о взыскании задолженности пени по обязательному медицинскому страхованию,

УСТАНОВИЛ:

17 февраля 2022 года УФНС России по Костромской области обратилась с административным иском к Г.М.Кинешемцеву о взыскании задолженности по страховым взносам, пени по обязательному медицинскому страхованию.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит Г.М.Кинешемцев. Ответчик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 14 января 2021 года. С 25 мая 2016 года Г.М.Кинешемцев был зарегистрирован Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу Галич и Галичскому району в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и на основании этого является плательщиком страховых взносов в силу пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации. Начисление и расчёт задолженности по страховым взносам до 1 января 2017 года по страхователю регулируется нормами Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, действовавший до 1 января 2017 года. Поскольку с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органам (соответствующие изменения внесены в НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Федеральными законами от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ и № 250-ФЗ) взыскание задолженности по страховым взносам осуществляется в судебном порядке последними по общим правилам НК Российской Федерации. По данным налогового учёта за налогоплательщиком числится задолженность в бюджет по пеням в размере 97 рублей 23 копеек, начисленным на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 69, статьи 70 НК Российской Федерации на указанную задолженность выставлено требование от 25 сентября 2020 года №.... После вынесения требования, налоговый орган в соответствии со статьёй 46 НК Российской Федерации решение о взыскании налога, сбора, пени за счёт денежных средств налогоплательщика и в соответствии со статьёй 47 НК Российской Федерации решение о взыскании налога, сбора, пени и штрафов за счёт иного имущества налогоплательщика не выставлял. В добровольном порядке Г.М.Кинешемцев пени, начисленные на страховые взносы в ФОМС Российской Федерации, не уплачены.

На основании вышеизложенного и со ссылками на статьи 23, 45, 69, 70, 419, 432 НК Российской Федерации, Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ УФНС России по Костромской области просит суд взыскать с Г.М.Кинешемцева пени в размере 97 рублей 23 копейки, начисленные по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС.

Одновременно с подачей заявления административным истцом заявлено ходатайство в порядке статьи 95 КАС Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании пени по страховым взносам.

Административный истец УФНС России по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, в телефонограмме, адресованной суду, представитель ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Г.М.Кинешемцев в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Просил отказать в их удовлетворении.

Руководствуясь статьями 150, 289 КАС Российской Федерации, с учётом мнения административного ответчика, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав административного ответчика Г.М.Кинешемцева, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 НК Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Судом установлено, что в период с 24 мая 2016 года по 14 января 2021 года Г.М.Кинешемцев являлся индивидуальным предпринимателем. С 26 мая 2016 года был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 432 НК Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Начисление и расчет задолженности по страховым взносам до 1 января 2017 года был урегулирован нормами Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, действовавшего до 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно частям 1-1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В силу статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Тариф по страховым взносам определен был определен в следующем размере:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей части;

2.1) Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента;

В соответствие с частью 1 статьи 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. (пункт 2 указанной статьи)

Из материалов дела следует, что по состоянию на 25 сентября 2020 года за Г.М.Кинешемцевым числилась задолженность (недоимка) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемый в бюджет ФФОМС, за расчётные периоды до 1 января 2017 года, в размере 15 рублей 95 копеек. На указанную задолженность (недоимку) были начислены пени в размере 97 рублей 23 копеек.

В адрес Г.М.Кинешемцева было направлено требование от 25 сентября 2020 года №..., в котором сообщалось о наличии задолженности по страховым взносам и пени в общем размере 10 188 рублей 39 копеек, в том числе пени в размере 97 рублей 23 копеек, и предлагалось в срок до 6 ноября 2020 года уплатить указанную задолженность.

До настоящего времени в бюджет денежные средства в счет погашения заявленной задолженности не поступили. Доказательств обратного суду не представлено.

В силу пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

8 июня 2021 года УФНС России по Костромской области обратилось к мировому судье с заявлениями о вынесении судебного приказа на взыскание с Г.М.Кинешемцева задолженности по уплате существующей задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области от 2 июля 2021 года судебный приказ отменен на основании статьи 123.7 КАС Российской Федерации.

17 февраля 2022 года УФНС России по Костромской области обратилась в Костромской районный суд Костромской области с настоящим административным иском.

Таким образом, в силу требований статьи 48 НК Российской Федерации шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган мог обратиться в суд с заявлением о взыскании с Г.М.Кинешемцева недоимки по страховым взносам и пени истёк 6 мая 2021 года (исчисляемый с 6 ноября 2020 года - со дня, когда сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей). Следовательно, к моменту как подачи заявления о вынесении судебного приказа, так и к моменту подачи административного искового заявления срок для предъявления требований истёк, что не отрицается и стороной административного истца.

Бремя доказывания обстоятельств, обосновывающих уважительность причин пропуска срока, возложено на административного истца (налоговый орган), что следует как из общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьёй 62 КАС Российской Федерации, так и специальной нормы, предусмотренной частью 4 статьи 289 КАС Российской Федерации.

Пропуск срока для подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом мотивирован техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы. Однако соответствующих доказательств административным истцом суду не представлено. Кроме того, сам по себе сбой в работе программного обеспечения не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд в течение всего шестимесячного срока.

С учётом установленных обстоятельств суд не усматривает оснований для восстановления административному истцу срока для взыскания с Г.М.Кинешемцева задолженности по пени страховым взносам в объёме заявленных требований. В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе УФНС России по Костромской области в удовлетворении заявленных к Г.М.Кинешемцеву административных требований.

По смыслу положений статьи 44 НК Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Принимая во внимание, что в связи с пропуском срока подачи заявления в суд УФНС России по Костромской области утрачена возможность взыскания с ответчика заявленной задолженности пени по страховым взносам, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания указанной задолженности безнадежной к взысканию.

Руководствуясь статьями 175, 180, 290 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области в удовлетворении административных исковых требований к Кинешемцеву Г.М. о взыскании задолженности по пени по обязательному медицинскому страхованию, в связи с пропуском срока обращения в суд.

Признать безнадежной ко взысканию задолженность Кинешемцева Г.Н., ... года рождения, уроженца ..., ИНН №..., по пени в размере 97 рублей 23 копейки, начисленным по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

К.А.Батухина

2а-463/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление ФНС по Костромской области
Ответчики
Кинешемцев Геннадий Михайлович
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Батухина Карина Артуровна
Дело на сайте суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
17.02.2022Регистрация административного искового заявления
17.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее