№2-2718/2023
УИД 03RS0001-01-2023-002425-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г. Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зубаировой С.С.,
при секретаре Губановой Р.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отдела Министерства внутренних дел России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан к ФИО1 о возмещении ущерба
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан обратился в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба в виде затрат на выплату сотрудникам Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени ДД.ММ.ГГГГ в размере 82 954.86 руб.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 организовано несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие в форме митинга по адресу: <адрес>, участие в котором приняло более 2000 человек. Для организации несогласованного публичного мероприятия ФИО1 в открытом доступе в сети Интернет на сайте «Фейсбук» в социальной сети Telegram-мессенджер на канале «<данные изъяты>» и канале «<данные изъяты>» под электронным никнэймом «ФИО1» разместила призыв к неопределенному кругу граждан к участию ДД.ММ.ГГГГ в массовом публичном мероприятии в г.Уфа в ДД.ММ.ГГГГ возле здания Башкирского государственного университета, расположенного по адресу: <адрес>
Указанное несогласованное публичное мероприятие, прошедшее ДД.ММ.ГГГГг, организовано ФИО1 без согласования с Правительством Республики Башкортостан в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 19.06.2004г №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», путем размещения открытых призывов к участию неопределенного круга лиц в публичных мероприятиях в сети «Интернет».
Вступившим в законную силу постановлением Кировского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГг ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ как организатор несогласованного публичного мероприятия в г.Уфа ДД.ММ.ГГГГ, добровольно приняв на себя и исполняя функции организаторов публичного массового мероприятия.
В связи с организацией ответчиком ДД.ММ.ГГГГ несогласованного публичного мероприятия с большим количеством участников, МВД по Республике Башкортостан, руководствуясь Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» было принято решение об обеспечении правопорядка во время вышеуказанных мероприятий.
Так. Согласно Распоряжению МВД по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с возможным осложнением оперативной обстановки, в целях организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период проведения ДД.ММ.ГГГГ несогласованного публичного мероприятия, принятия своевременных мер реагирования, направленных на недопущение провокационных действий и несогласованных акций в соответствии с требованиями Наставления об организации деятельности по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, на основании распоряжения Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг №р, в оперативном порядке привлекались значительные силы и средства Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан для обеспечения общественной безопасности в их нерабочее время. Всего на охрану общественного порядка на несогласованном публичном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ был привлечен 31 сотрудник Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (ранее действовавшим и признанным утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»), сотруднику по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни
В соответствии с пунктом 59 указанного Порядка, расчет размера денежной компенсации каждого сотрудника привлеченного к выполнению служебных обязанностей сверх установленный нормальной продолжительности служебного времени, осуществляется путем деления суммы денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного содержания, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней в текущем году (30.4 дн).
Согласно справки, предоставленной бухгалтерией Отдела МВД России по Дюртюлинскому району о выплатах компенсации за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени для охраны общественного порядка во время проведения несогласованного публичного мероприятия сотрудникам Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан начислено расходов на выплату сверхурочно – 82 954.86 руб.
Таким образом, денежные средства, затраченные Отделом МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан являются средствами федерального бюджета Российской Федерации, направленными на содержание территориального органа, выделены сверх установленных бюджетных лимитов на содержание подразделений на период 2021 финансового года, что, в свою очередь, при отсутствии дополнительных финансовых ассигнований на покрытие данных расходов, может привести к ненадлежащему финансированию данного правоохранительного органа, невозможности исполнения возложенных на него задач и может повлечь угрозу надлежащему обеспечению государственной и общественной безопасности. Следовательно, причиненный Отделу МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан в связи с проведением ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> несогласованного публичного мероприятия ущерб подлежит взысканию с ответчика как с организаторов данного мероприятия.
Отдел МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан просит взыскать с ФИО1 сумму, затраченную на выплату сотрудникам Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан за работу сверхурочно ДД.ММ.ГГГГ в размере 82 954.86 руб.
Представитель истца Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель третьего лица МВД по Республике Башкортостан ФИО4 в судебном заседании просит заявленные требования удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31). Данное право, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 18 мая 2012 года № 12-П, от 14 февраля 2013 года № 4-П, от 13 мая 2014 года № 14-П и от 10 февраля 2017 года № 2-П; Определения от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, от 7 июля 2016 года №1428-0 и др.), является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина (статья 1, часть 1; статья 2; статья 13, части 1 и 3; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64 Конституции Российской Федерации).
Право на свободу мирных собраний определено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или зашиты прав и свобод других лиц.
Однако как указывал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 17 марта 2017 №8-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобой гражданина С.», гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4 Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, не являясь абсолютным, может быть ограничено федеральным законом, который должен обеспечивать возможность полноценной реализации указанного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии) путем введения разумных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, а также защиты названных лиц от возникающих угроз их правам, жизни и здоровью.
Обязанность по обеспечению надлежащих условий для организации и проведения гражданами публичных мероприятий, прав, свобод, безопасности граждан и общественного порядка при их проведении возложена на соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (статьи 12 - 14 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), в том числе на органы внутренних дел, включая полицию, предназначение которой состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "О полиции"). Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; ее деятельность, направленная на ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц, допустима только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (часть 2 статьи 6, часть 1 статьи 7 Федерального закона "О полиции").
В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона на полицию, в частности, возлагаются следующие обязанности: прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (пункт 2); обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах (пункт 5); обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок (пункт 6).
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу постановлением Кировского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГг ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, за то, что она в нарушение требований статей 4, 7, 10 Федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в открытом доступе в сети Интеренет на сайте «Фейсбук» в социальной сети Telegram-мессенджер на канале «<данные изъяты>» и канале «<данные изъяты>» под ником «ФИО1» разместила призыв к неопределенному кругу граждан к участию ДД.ММ.ГГГГ в массовом публичном мероприятии в г.Уфа в 12.00ч возле здания Башкирского аграрного университета, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 (утратившим силу в связи с изданием Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившего новый Порядок), сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни
В соответствии с пунктом 59 указанного Порядка, размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.
В связи с планированием проведения указанного мероприятия, ДД.ММ.ГГГГ Министерством внутренних дел Республики Башкортостан вынесено распоряжение № «Об обеспечении правопорядка», согласно которому в служебную командировку в г.Уфа ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение УМВД России по г.Уфе направлены сотрудники Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан в количестве 30 человек.
Во исполнение указанного Распоряжения начальником Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан издано распоряжение №р от ДД.ММ.ГГГГ о направлении в служебную командировку в г.Уфа ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение УМВД России по г.Уфе сотрудников Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан в количестве 31 человек.
Согласно Справке главного бухгалтера Отдела МВД России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, в мероприятиях по охране общественного порядка на несогласованных публичных мероприятиях ДД.ММ.ГГГГ были задействованы сотрудники отдела в количестве 31 человек, сумма компенсации за сверхурочную службу составила 82 954.86 руб.
Из материалов дела усматривается, что из указанной суммы сотрудникам отдела выплачена сумма в размере 70728.68 руб., удержан НДФЛ - - 10784 руб., удержаны алименты – 849.82 руб. и 592.36 руб.
Указанное подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
Согласно расходному расписанию МВД по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с дефицитом бюджета Отделу МВД России по <адрес> Республики Башкортостан выделено дополнительно 82 954.86 рублей.
Принимая решение, суд, руководствуясь статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федерального закона «О полиции», Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65, проанализировав представленные доказательства, исходит из того, что в результате несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия, проведенного ДД.ММ.ГГГГ понесены расходы в виде затрат на выплату денежной компенсации сотрудникам за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 82 954.86 руб.
Доводы возражений ответчика об отсутствии ущерба имуществу ОМВД, об отсутствии достоверных доказательств дополнительных ассигнований для бюджета МВД, о незаконности выплаты сотрудникам денежной компенсации вместо дополнительных дней отдыха, о том, что финансирование заработной платы сотрудников полиции относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а также иные доводы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
На основании изложенного, заявленные Отделом Министерства внутренних дел России по Дюртюлинскому району Республики Башкортостан требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░ 0260001750) ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 82 954.86 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.