Судья Калистратова Е.Р. Дело № 33-9368/2019
25RS0038-01-2018-000531-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 сентября 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Наконечной Е.В.
судей Бичуковой И.Б., Завальной Т.Ю.
с участием прокурора М.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа ЗАТО город Фокино к К.П.А., К.А.Е., К.Д.П. о расторжении договора коммерческого найма жилого помещения, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и встречному иску К.П.А., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К.Д.П., К.А.Е. к администрации городского округа ЗАТО город Фокино о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации городского округа ЗАТО город Фокино на решение Фокинского городского суда Приморского края от 7 июня 2019 года, которым исковые требования администрации городского округа ЗАТО город Фокино оставлены без удовлетворения, встречные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., объяснения представителя администрации городского округа ЗАТО г. Фокино – К. возражения К.А.Е.., заключение прокурора, считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
администрация городского округа ЗАТО город Фокино (далее - администрация) обратилась в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указала, что К.П.А.. на период с 10.08.2016 по 10.08.2021 было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> и заключен договор коммерческого найма жилого помещения № № от 10.08.2016. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселились члены его семьи К.А..Е. (супруга) и К.Д.Е. (сын). С октября 2016 года в нарушение п. 2.2.6 договора ответчики не вносят плату за наем жилого помещения. Уточнив требования и ссылаясь на положения ст.ст. 83, 153 ЖК РФ, п. 6.2 договора, просила расторгнуть договор коммерческого найма и выселить ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
К.П.А. (действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К.Д.П..) и К.А.Е. обратились в суд со встречным иском к администрации о возложении обязанности заключить с ними на спорную квартиру договор найма служебного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указали, что К.П.А. является военнослужащим. Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» № № от 18.12.2015 ему и членам его семьи (соответчикам) предоставлено спорное жилое помещение, ранее занимаемое другим военнослужащим. Администрация со ссылкой на изменение порядка предоставления жилья военнослужащим не заключила с К.П.А.. договор найма служебного жилого помещения. Действия администрации не основаны на законе, право истцов обусловлено положениями статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 100 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель администрации иск поддержал. Полагал, что основания для удовлетворения встречного иска отсутствуют. Пояснил, что спорное жилое помещение не относится к служебным. Кроме того, на момент обращения К.П.А. в администрацию за предоставлением жилого помещения ранее действовавший порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилого фонда гражданам, проходящим военную службу по контракту на территории городского округа ЗАТО г. Фокино не действовал. Орган местного самоуправления должен оказать лишь содействие в предоставлении в аренду военнослужащему жилого помещения. Государство гарантирует обеспечение военнослужащих жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Обязанность по обеспечению жильем должна быть возложена на Министерство обороны РФ.
К.П.А. поддержал требования встречного иска, просил оставить требования администрации без удовлетворения. Пояснил, что до настоящего времени является военнослужащим, иного жилья не имеет.
К.А.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. В состоявшихся ранее судебных заседаниях иск администрации не признала, поддержала встречные исковые требования.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных пояснениях факт предоставления служебного жилого помещения К.П.А. и членам его семьи отрицал.
Постановленным решением суда исковые требования администрации городского округа ЗАТО город Фокино оставлены без удовлетворения.
На администрацию городского округа ЗАТО город Фокино возложена обязанность заключить с К.П.А. договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>
На решение суда администрацией городского округа ЗАТО город Фокино подана апелляционная жалоба.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что основания для отмены постановленного судом решения отсутствуют.
Из материалов дела следует, что К.П.А. является военнослужащим и с 04.03.2015 включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы – приморский край, г. Фокино, войсковая часть ... (ВГ № № ВН № № ВГ № №) по категории «не имеющий жилья».
Материалами учетного дела подтверждается, что решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № № от 18.12.2015 старшему матросу К.П.А.., военнослужащему войсковой части ... с учетом членов семьи, распределено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>
18.12.2015 ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ обратилось в администрацию городского округа ЗАТО г. Фокино с ходатайством об отнесении указанного жилого помещения к специализированному жилому фонду и заключении с К.П.А. договора найма служебного жилого помещения на период прохождения военной службы.
28.12.2015 К.П.А. подал в администрацию городского округа ЗАТО г. Фокино заявление о предоставлении ему данного жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № № от 18.12.2015 (вх. № № от 28.12.2015).
Согласно протоколу № № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа ЗАТО г. Фокино от 15.01.2016, утвержденному постановлением администрации городского округа ЗАТО г. Фокино № № от 19.01.2016, данное заявление оставлено без удовлетворения, в связи с тем, что спорное жилье не является свободным.
Из архивной справки следует, что прежним нанимателем спорного жилого помещения являлся военнослужащий воинской части ..., который числился зарегистрированным по названному адресу в период с 15.04.2003 по 07.04.2016.
Протоколом № № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа ЗАТО г. Фокино от 22.04.2016, утвержденным постановлением администрации городского округа ЗАТО г. Фокино № № от 27.04.2016, при рассмотрении заявления К.П.А. от 05.04.2016 принято решение об исключении спорной квартиры из числа служебных и утверждении коммерческого найма.
Постановлением администрации городского округа ЗАТО г. Фокино № № от 02.08.2016 спорное жилое помещение включено в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования с отнесением к жилым помещениям коммерческого найма.
На основании решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма, утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО город Фокино № № от 27.04.2016, между К.П.А. и управлением муниципальной собственности городского округа ЗАТО город Фокино 10.08.2016 заключен договор № № коммерческого найма жилого помещения по адресу: <адрес> для использования в целях проживания нанимателя и членов его семьи на срок 5 лет с 10.08.2016 по 10.08.2021.
По условиям договора (п.2.6, п.4.3) наниматель принял на себя обязательства по внесению ежемесячной платы за коммерческий найм в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, размер которой составил ... руб. (приложение № № к договору). Договор подлежит досрочному расторжению в судебном порядке по требованию наймодателя в случае наличия у нанимателя шестимесячной суммы задолженности по коммерческому найму (п. 6.2.2).
Справка МАУ «Расчетный центр» о лицах, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, свидетельствует о том, что К.П.А.. и члены его семьи (соответчики) 12.08.2016 зарегистрировались в указанном жилом помещении.
В выписке по лицевому счету за найм жилого помещения отражены сведения о том, что оплата за квартиру произведена трижды в сентябре 2016 года в размере ... рублей. В январе 2019 года и в феврале 2019 года произведены удержания службой судебных приставов – ... рублей и ... рублей. Долг по состоянию на 01.03.2019 составил ... рублей.
Наличие данного долга явилось основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Оспаривая природу договора, семья К. подала встречные требования.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 40 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.ст. 49, 52, 100 ЖК РФ.
Проанализировав указанные нормы материального права, суд пришел к выводу о том, что в полномочия администрации городского округа ЗАТО г. Фокино входит распределение служебных жилых помещений гражданам, проходящим военную службу на территории ЗАТО г. Фокино.
Оценив представленные доказательства, суд с учетом установленных обстоятельств посчитал, что с военнослужащим К.П.А. должен быть заключен договор найма служебного жилого помещения на квартиру по адресу: <адрес>
Судебная коллегия с выводами суда соглашается.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы и предоставляются гражданам для временного проживания.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абз. 2 п. 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» о праве военнослужащих на повторное заселение.
Из изложенного следует, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Принимая во внимание, что за военными организациями сохраняется право на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, указанные организации пользуются всеми правами, предусмотренными ст.ст. 99 и 104 ЖК РФ, в том числе правом решения вопроса о распределении данных помещений в качестве служебных.
Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, как собственников жилищного фонда в соответствии со ст. 100 ЖК РФ заключать с военнослужащими договоры найма распределенных указанным образом жилых помещений.
Следовательно, при освобождении спорного жилого помещения, распределенного К.П.А.., у администрации возникла обязанность по предоставлению его данному военнослужащему по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с этим принятые администрацией постановления об исключении освободившегося жилого помещения из числа служебных и включении его в муниципальный жилищный фонд коммерческого найма направлены на уклонение от исполнения возложенных законом на орган местного самоуправления обязанностей по повторному заселению военнослужащего на условиях служебного пользования.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о незаконности действий администрации муниципального образования ЗАТО г. Фокино по отказу в заключении с истцом договора найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес> в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Доводы жалобы об отсутствии у спорной квартиры статуса служебной не влияют на правильность выводов об удовлетворении исковых требований и на законность принятого решения суда, поскольку не ограничивают право военнослужащего на предоставление ему квартиры после освобождения жилого помещения, ранее занимаемого военнослужащим.
Доказательств того, что спорная квартира передана другому военнослужащему и не является свободной, материалы дела не содержат. Ответчик не оспаривает, что ранее жилое помещение занимал военнослужащий.
Ссылка в жалобе на то, что суд при рассмотрении спора сослался на ст. 49 ЖК РФ, регламентирующую предоставление жилых помещений по договорам социального найма, не влекут отмену решения суда первой инстанции, поскольку в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Доводы апелляционной жалобы основаниями для отмены принятого судом решения не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Так как решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░