Дело № 2а-71/2018 (2а-1672/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2018 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Липатовой Е.П.,
при секретаре Роо А.С.,
с участием представителей административного истца - Гервасий С.В., Козловой Ю.А.,
представителя административного ответчика - Екимовой Т.А.,
представителя заинтересованного лица - УПФР в г. Орске Гаврилова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции федеральной налоговой службы России по городу Орску Оренбургской области к Семёнову Петру Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
у с т а н о в и л :
ИФНС России по г. Орску обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Семёнова П.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии (за 2014 год) в размере 137 288,64 руб., в т.ч.: 121 299 руб. 36 коп. - недоимка, 15 989 руб. 28 коп. - пени.
В обоснование иска указано, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов в силу п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ № 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ № 212-ФЗ).
Семёнов П.В. с 21.07.2009 года по 14.04.2015 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имеет задолженность по уплате страховых взносов за 2014 год. За просрочку уплаты ему были начислены пени. Семёнов П.В. извещался об имеющейся задолженности требованием об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 02.06.2016 года, долг до настоящего времени не погасил.
Поскольку полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговому органу, ИФНС России по г. Орску просит об удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представители административного истца - ИФНС России по г. Орску Гервасий С.В., Козлова Ю.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Административный ответчик Семёнов П.В. в судебное заседание не прибыл, извещался надлежащим образом по последнему известному месту жительства: <адрес> (конверты возвращены в суд с отметкой об истечении срока хранения).
По сведениям УВМ УМВД России по Оренбургской области Семёнов П.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 02.04.2012 года по настоящее время.
Согласно акту ООО «ЛКС-3» по указанному адресу Семёнов В.П. не проживает. Местонахождение административного ответчика неизвестно.
В порядке ч. 4 ст. 54, ст. 272 КАС РФ в качестве представителя Семёнова П.В. судом был назначен адвокат.
При рассмотрении дела Екимова Т.А., действующая на основании ордера, возражала по административному иску, просила отказать ИФНС России по г.Орску в удовлетворении заявленных требований, применив ФЗ от 28.12.2017 года № 436-ФЗ.
Представитель заинтересованного лица - УПФР в г. Орске Гаврилов М.В., действующий по доверенности, оставил разрешение иска на усмотрение суда.
Выслушав представителей административного истца и ответчика, а также пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Установлено, что Семёнов П.В. с 21.07.2009 года по 14.04.2015 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Индивидуальные предприниматели обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ № 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ плательщики, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5, уплачивают соответствующие взносы в Пенсионный фонд в фиксированных размерах, определяемых согласно ч. 1.1, 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьёй:
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, согласно п. 1 ч. 2 ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 п. 3 ч. 2 ст. 12 ФЗ №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Таким образом, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц, должен определяется в зависимости от величины полученного ими дохода.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (п. 11 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ).
Согласно ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Семенов П.В. не представил отчетность в налоговые органы до окончания расчетного периода (2014 год).
В данной связи, размер страховых взносов был определен ему в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ, как произведение восьмикратного МРОТ на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона, увеличенное в 12 раз.
02.06.2016 года УПФР в г. Орске в адрес Семёнова П.В. было выставлено требование № об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 137 288, 64 руб. (121 299 руб. 36 коп. - недоимка, 15 989 руб. 28 коп. - пени).
В силу ч. 5 ст. 22 ФЗ № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении 6 дней с даты отправления заказного письма (ч. 7 ст. 22 ФЗ № 212-ФЗ).
По делу видно, что требование от 02.06.2016 года направлено Семёнову П.В. заказным письмом 10.06.2016 года, а значит, оно считается полученным 16.06.2016 года и подлежащим исполнению до 26.06.2016 года.
Поскольку требование должником исполнено не было, 02.12.2016 года, т.е. в 6-месячный срок, установленный ст. 48 НК РФ, УПФР в г. Орске обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
09.12.2016 года мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска вынесен судебный приказ о взыскании с Семёнова П.В. недоимки и пени, который 27.07.2017 года отменен, ввиду возражений должника.
Административный иск в суд поступил 01.12.2017 года.
Соответственно, срок на обращение в суд с административным иском к Семенову П.В. со стороны ИФНС России по г. Орску не пропущен.
Факт оплаты административным ответчиком недоимки (пени) по страховым взносам за 2014 год материалами дела не подтвержден.
Между тем, ФЗ от 28.12.2017 года № 436-ФЗ в ч. 1,2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ внесены изменения, согласно которым признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст.14 ФЗ от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями и лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.
С учетом того, что расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии производился Семенову П.В. согласно ч. 11 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ, и последний 14.04.2015 года утратил статус индивидуального предпринимателя, суд приходит к выводу, что задолженность по недоимке и пени, имеющаяся у административного ответчика за 2014 год, является безнадежной к взысканию и, ввиду внесения изменений в действующее законодательство, не может быть взыскана с Семенова П.В. в судебном порядке.
В удовлетворении требований ИФНС России по г. Орску к Семёнову П.В. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области к Семёнову Петру Владимировичу о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.П. Липатова
Мотивированный текст решения изготовлен 05 марта 2018 года