Дело № 2-2803/2024
УИД 39RS0010-01-2024-002256-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2024 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Курташовой И.Ю. при секретаре Степановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гурьевского района Калининградской области, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному предприятию МО «Гурьевский муниципальный округ» МУП ЖКХ «Коммунальник» о возложении обязанности по приведению угольной котельной в соответствие с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гурьевского района Калининградской области обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе осуществления надзорных мероприятий было установлено, что объект «Угольная котельная по адресу: <адрес >, не соответствует с требованиями Федерального округа «О теплоснабжении» и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года №115, поскольку фундамент дымовой трубы в нарушение п. 3.3.15 ПТЭ ТЭУ засыпан шлаком; отсутствуют частично показывающие манометры на котлах, теплообменниках и трубопроводах в котельной, установленные манометры не поверены, чем нарушены требования пп. 3 п. 13 Приказа от 12.03.2013 года № 103, п. 2.9.1. ПТЭ ТЭУ; в нарушение пп. 3 п. 13 Приказа от 12.03.2013 года № 103, п.п. 5.3.25, 5.3.52, 5.3.66 ПТЭ ТЭУ не испытаны предохранительные клапаны на котлах в угольной котельной, отсутствуют акты испытаний и таблички на ПК с указанием давления срабатывания клапанов и сроков проведения испытаний; в нарушение пп. 3 п. 13 Приказа от 12.03.2013 года № 103, п. 2.11.1 ПТЭ ТЭУ котельная не оснащена первичными исправными средствами пожаротушения (огнетушители) в соответствии с нормами на противопожарное оборудование и инвентарь. Указанная котельная закреплена на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «Коммунальник», которое является единой теплоснабжающей организацией Гурьевского муниципального округа. Поскольку ответчик не обеспечил надлежащее состояние котельной, прокурор Гурьевского района просит возложить на МУП ЖКХ «Коммунальник» обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести угольную котельную, расположенную по адресу: <адрес >, в соответствие с требованиями Федерального закона 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115.
В судебном заседании помощник прокурора Гурьевского района Калининградской области Округ ФИО1 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным к иске основаниям.
Представитель МУП ЖКХ «Коммунальник» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указал, что исковые требования ответчик признает в полном объеме и не возражает против их удовлетворения.
Заслушав помощника прокурора Гурьевского района Округ ФИО2, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации Гурьевского муниципального района от 26.11.2013 года № 5297 МУП ЖКХ «Коммунальник» присвоен статус единой теплоснабжающей организации с зоной деятельности, в границах, в том числе, Гурьевского городского поселения.
Судом установлено и подтверждается договором № ХВ-22/439 от 30.12.2022 года, что за МУП ЖКХ «Коммунальник» на праве хозяйственного ведения среди иных источников теплоснабжения на разных видах топлива, призванных отапливать объекты жилищного фонда и учреждения социальной сферы, закреплена, в частности, котельная по адресу: <адрес >, переданная теплоснабжающей организации по акту приема-передачи от 30.12.2022 года.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Теплоснабжающей является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Частью 5 ст. 20 Федерального закона № 190- ФЗ предусмотрено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В силу ч. 2 ст.23.3 Федерального закона «О теплоснабжении» правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования, в том числе требования к подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения, связанных с эксплуатацией объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и подтверждению готовности работников к выполнению таких трудовых функций.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе порядок и требования по технической эксплуатации котельных, утверждены Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115.
Согласно п.п. 2.9.4, 5.3.25, 5.3.52, 5.3.66 указанных Правил тепловые энергоустановки оснащаются средствами измерений в соответствии с проектной документацией и нормативно-технической документацией, действие которой распространяется на данные типы энергоустановок; предохранительные клапаны должны иметь табличку с указанием давления срабатывания клапана; срока проведения испытания; срока следующего проведения испытания; устройства контроля, авторегулирования и защиты постоянно находятся в рабочем состоянии, периодически в соответствии с требованиями завода-изготовителя выполняются регламентные работы; проверка исправности действия предохранительных клапанов их кратковременным «подрывом» производится при каждом пуске котла в работу и периодически 1 раз в смену. Работа котлов и водоподогревателей с неисправными или неотрегулированными предохранительными клапанами не допускается.
Ответственность за пожарную безопасность помещений и оборудования тепловых энергоустановок, а также за наличие и исправное состояние первичных средств пожаротушения в силу п. 2.11.1 Правил несут руководители организаций.
В силу подп.3 п.13 приказа Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений правовых норм МУП ЖКХ «Коммунальник» в своей деятельности обязано соблюдать требования законодательства в сфере теплоснабжения, в том числе обеспечивать надлежащее состояние котельной.
Между тем, в ходе проведения прокуратурой Гурьевского района Калининградской области проверки на основании решения от 08.04.2024 года № 35 было установлено, что МУП ЖКХ «Коммунальник» при осуществлении своей деятельности было допущено бездействие, выразившееся в непринятии достаточных мер по соблюдению требований законодательства в области теплоснабжения, что нарушает права граждан, пользующихся услугами предприятия.
Так, в нарушение вышеприведенных положений правил на объекте «Угольная котельная по адресу: <адрес >, фундамент дымовой трубы засыпан шлаком; отсутствуют частично показывающие манометры на котлах, теплообменниках и трубопроводах в котельной, установленные манометры не поверены; не испытаны предохранительные клапаны на котлах в угольной котельной, отсутствуют акты испытаний и таблички на ПК с указанием давления срабатывания клапанов и сроков проведения испытаний; котельная не оснащена первичными исправными средствами пожаротушения (огнетушители) в соответствии с нормами на противопожарное оборудование и инвентарь.
Вышеустановленные судом обстоятельства относительно нарушения обязательных требований безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения стороной ответчика не оспариваются.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МУП ЖКХ «Коммунальник» при осуществлении своей деятельности было допущено бездействие, выразившееся в непринятии достаточных мер по соблюдению требований законодательства в области теплоснабжения, что нарушает права граждан, пользующихся услугами предприятия.
Нарушенные права неопределенного круга лиц могут быть восстановлены посредством возложения на МУП ЖКХ «Коммунальник» обязанности по приведению угольной котельной, расположенной по адресу: <адрес >, в соответствие с требования Федерального закона «О теплоснабжении» и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу требований ст. 206 ГПК РФ и разъяснений, изложенных в п. п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд с учетом принципа разумности, исходя объема и характера подлежащих выполнению работ, в целях соблюдения баланса интересов сторон полагает необходимым установить срок для приведения котельной в нормативное состояние, равный пяти месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Гурьевского района Калининградской области, предъявленные интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на муниципальное предприятие МО «Гурьевский муниципальный округ» МУП ЖКХ «Коммунальник» обязанность в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести угольную котельную, расположенную по адресу: <адрес >, в соответствие с требованиями Федерального закона 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2024 года.
Судья: Курташова И.Ю.