Дело № 2-3519/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2024 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Лешик О.С.,
с участием истца Терещенко О.Н., представителя истца Алексеева А.А., представителя третьего лица Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области Маханьковой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терещенко Олега Николаевича к Брянской городской администрации о признании приобретшим право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с 13.08.2018г., обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Терещенко О.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 01.10.2012г. в результате обрушения балкона, произошедшего по вине управляющей компании, он получил травмы, потерял физическую возможность самостоятельно ходить – стал инвалидом.
Каких-либо компенсаций выплачено не было.
Терещенко О.Н. не имел и не имеет в собственности жилья, проживает в квартире <адрес>, принадлежащей его родителям Т.Н. (1/2 доли в праве собственности) и Т.В. (1/2 доли).
В указанной квартире зарегистрированы и проживают 4 человека: Т.Н., Т.В., Терещенко О.Н., Т.С.
Квартира расположена на 5 этаже многоквартирного жилого дома и не приспособлена для проживания инвалида.
С 2014 года истец обращался в администрацию Фокинского района г.Брянка, Брянскую городскую администрацию с заявлением о признании его малоимущим, о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилого фонда, предоставляемого по договору социального найма.
Ответы на указанные обращения не поступали.
После подачи запросов о предоставлении сведений в 2024 году Терещенко О.Н. от администраций г.Брянска были получены ответы, из которых следует, что существует необходимость приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в МКД с учетом потребностей инвалида, а также, что отсутствует техническая возможность для приспособления жилого помещения инвалида.
С указанными позициями не согласен, указывает, что поскольку ответчик не информирует об учете истца в качестве нуждающегося в жилых помещениях и длительный срок Терещенко О.Н. не реализует право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просит суд признать Терещенко Олега Николаевичем приобретшим право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с 13.08.2018г.; обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Терещенко Олегу Николаевичу жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям для проживания инвалида-колясочника, во внеочередном порядке на состав семьи 1 человек по нормам предоставления, с учетом дополнительной площади и соответствующей требованиям п.32-37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016г. №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
В судебном заседании истец, представитель истца поддержали заявленные требования с учетом уточнений, просили суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснила, что Правилами №649 установлен последовательный порядок действий для определения технической возможности приспособления жилья, в котором проживает инвалид. Указанный порядок не был полностью соблюден истцом. Акт обследования является первоначальным документом и не может служить основанием для принятия каких-либо решений.
Представитель ответчика Брянской городской администрации, представители третьих лиц Фокинской районной администрации города Брянска, третьи лица Т.Н., Т.В., Т.С. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности Кулешова Э.В. представила отзыв, в котором указала, что Терещенко О.Н. не состоит на учете в качестве малоимущего и нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, истец не имеет заболевания, которое давало бы ему право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, просила отказать в удовлетворении иска.
Суд с учетом положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (п.2 ст.49 ЖК РФ).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены в статье 51 ЖК РФ.
В соответствии с п.1, 2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (п.3 названного кодекса).
Пунктом 5 установлено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 утверждены Правила, которые устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (п.4).
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (п.21 названных Правил).
Судом установлено, что Терещенко О.Н. является инвалидом.
02.04.2024г. Фокинская районная администрация г.Брянска сообщила истцу, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, не состоящим на жилищном учете, действующим законодательством не предусмотрено.
13.08.2018г. межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов было проведено обследование жилого помещения, в котором проживает истец.
По результатам обследования принято решение о необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения к потребностям инвалида.
Из ответа Фокинской районной администрации г.Брянска от 12.11.2014г. №1/1366 следует, что семья Терещенко О.Н. в районной администрации не состоит на жилищном учете.
С письменным заявлением по вопросу постановки на жилищный учет на последние 5 лет в районную администрацию истец не обращался (ответ администрации Фокинского района от 23.08.2024г. вх. №21943).
Решением №22-Р от 02.04.2024г. принято об экономической целесообразности реконструкции многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, по <адрес>.
Согласно ответам Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области от 13.08.2024г. вх.№16979-эл, от 22.08.2024г. вх.№21915 в период с 2014г. по настоящее время в адрес департамента обращений от Терещенко Н.О., а также от Т.Н. по вопросу включения Терещенко О.Н. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Брянской области, не поступало.
Согласно п.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Изучив материалы дела, судом установлено, что истец не состоит на учете в администрации в качестве нуждающегося в жилом помещении, в отношении него не принималось решений об отказе или предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Терещенко О.Н. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Терещенко Олега Николаевича к Брянской городской администрации о признании приобретшим право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с 13.08.2018г., обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья М.Р. Борлаков
Резолютивная часть решения оглашена 18.10.2024 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 ноября 2024 года.