РЕШЕНИЕ
И<ФИО>1
30 августа 2022 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Администрации <адрес> к <ФИО>2 о приведении помещения в первоначальное состояние,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование исковых требований указано, что специалистами сектора по муниципальному жилищному контролю управления ЖКХ комитета по управлению <адрес>ом администрации <адрес> совместно с представителями управляющей организации ООО «Дом Сервис» выявлены факты перепланировки мест общего пользования. В месте расположения лифтового холла на 5-м этаже жилого <адрес> собственником жилого помещения <номер> самовольно произведена перепланировка мест общего пользования, а именно: устройство стен с установкой капитальных дверей. Данное помещение используется собственником <адрес> как кладовая. В техническом паспорте МКД кладовая для жилого помещения <номер> не обозначена. <дата> специалистами сектора по муниципальному жилищному контролю управления ЖКХ комитета по управлению <адрес>ом администрации <адрес> совместно с представителями управляющей организации ООО «Дом Сервис» был составлен акт выездного обследования и установлен факт его использования не по назначению, а именно устройство помещений с установкой капитальных дверей для использования помещения как кладовую. Таким образом, собственником произведен самовольный захват общего имущества. Согласно выписке из ЕГРН об объектах недвижимости собственником жилого помещения <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, является <ФИО>2. <дата> ему было направлено уведомление о необходимости привести перепланированное помещение в прежнее состояние в срок до <дата>. Выездом на место <дата> с целью проверки выданного уведомления были осмотрены места общего пользования жилого <адрес> результатам осмотра установлено, что уведомление от <дата> не исполнено. Помимо нарушения требований Порядка осуществления перепланировки и (или) переустройство помещений в многоквартирном доме собственником жилого помещения <номер> по <адрес> <ФИО>4 нарушаются обязательные требования пожарной безопасности.
Администрация <адрес> полагает, что обоснованным будет начисление неустойки за каждый день исполнения судебного акта, начиная с момента вступления в силу решения суда об удовлетворении иска. Считает, что обоснованным размером неустойки в данном случае будет являться по 500 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная со дня следующего за днем вынесения решения суда.
Истец просит суд обязать <ФИО>2 привести нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на 5 этаже лестничной площадки возле жилого помещения <номер> в первоначальное состояние, существовавшее до производства перепланировки в соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на <дата>, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с <ФИО>2 судебную неустойку за неисполнение решения суда по иску администрации <адрес> по 500 рублей за каждый день неисполнения судебного акта начиная со дня следующего за днем по истечении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель Администрации <адрес> <ФИО>5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Ответчик <ФИО>2 в судебном заседании пояснил, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на 5 этаже лестничной площадки возле жилого помещения <номер> привел в первоначальное состояние, с иском не согласен.
Представитель третьего лица ООО «Домсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Объявление перерыва в судебном заседании <дата> не свидетельствует о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, поскольку после окончания перерыва судебное заседание продолжается (абз. 2 ч. 3 ст. 157 ГПК РФ).
В отличие от случаев отложения судебного разбирательства, суд не обязан извещать повесткой стороны об объявленном перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые считаются уже извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.
Таким образом, имело место фактически одно (единое) судебное заседание, в котором объявлялся перерыв. Судебное заседание, исходя из протокола судебного разбирательства, не откладывалось. Следовательно, с учетом вышеперечисленных норм права, вызывать неявившихся участников процесса повесткой или иным образом, предусмотренным ст. 113 ГПК РФ, не требовалось.
При этом неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть преградой для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается положениями ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Положениями п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; З) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Статей 34 Федерального закона от <дата> №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлена обязанность граждан соблюдать требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно п.п. «а» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в состав общего имущества, включается: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления обеспечивается, в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ (абз. 1 п.п. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления домом.
Судом установлено, что <ФИО>2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРН от <дата>.
На основании служебного письма Отдела законодательства в сфере благоустройства аппарата администрации <адрес> от <дата> СП – 42854/21 о необходимости проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении собственников жилых помещений, проживающих по адресу: <адрес> по факту перепланировки помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, вынесено мотивированное представление о проведении выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом от <дата> <номер>.
В рамках муниципального жилищного контроля <дата> специалистами сектора по муниципальному жилищному контролю управления ЖКХ комитета по управлению <адрес>ом администрации <адрес> совместно с представителями управляющей организации ООО «Дом Сервис» был составлен протокол осмотра помещений общего пользования и акт выездного обследования, согласно которому выявлена самовольно произведенная перепланировка общего имущества на 3-м, 5-м, 7-м и 8-м этажах жилого <адрес> в местах расположения лифтового холла, а в частности устройство стен под кладовые с установкой металлических дверей, закрытых на замки.
Согласно пояснениям представителей управляющей организации ООО «ДомСервис», отраженным в указанном акте выездного обследования, собственники помещений, а в частности собственник <адрес> на 5-м этаже жилого <адрес> в месте расположения лифтового холла, обустроил кладовую для хранения вещей.
Из технического паспорта МУП «БТИ <адрес>» по состоянию на <дата> в схеме 5 этажа в месте расположения лифтового холла отсутствует кладовая с установкой двери. Ответчик в нарушение ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации не представил сведения о внесении изменений в технический паспорт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> <ФИО>2, <ФИО>6 было направлено уведомление о приведении перепланированного помещения, расположенного на 5-м этаже жилого <адрес> в месте расположения лифтового холла в прежнее состояние в срок до <дата>.
Управлением ЖКХ комитета по управлению <адрес>ом администрации <адрес> принято решение о необходимости проведения повторного внепланового контрольного мероприятия (выездного обследования) по месту нахождения объекта контроля – <адрес>.
Согласно протоколу осмотра помещений общего пользования от <дата> в установленный срок требование государственных органов не исполнено, раннее выявленные нарушения не устранены.
Факт перепланировки в месте расположения лифтового холла подтвержден. Ответчик использует установленную кладовую под личные вещи.
Таким образом, перепланировка на 5-м этаже жилого <адрес> в месте расположения лифтового холла повлекла уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, либо через многофункциональный центр с документами, указанными в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 данного кодекса (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно абзацу 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от <дата> N 170 перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Действующее законодательство, а именно п. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК РФ, устанавливает запрет собственников жилых помещений в многоквартирном доме на осуществление выдела в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Исходя из положений указанных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции жилого помещения в многоквартирном доме, влекущей уменьшение размера общего имущества. В его отсутствие нельзя признать такую реконструкцию проведенной в соответствии с требованиями закона. Надлежащим подтверждением наличия согласия всех собственников на реконструкцию жилого помещения в многоквартирном доме является соответствующее решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Между тем, в нарушение приведенных выше правовых норм, решение собственников помещений многоквартирного дома о перепланировки в месте расположения лифтового холла на 5–м этаже не принималось, доказательств иного суду не представлено.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что собственник <адрес> в <адрес> произвел самовольную перепланировку нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на 5-м этаже лестничной площадки возле жилого помещения <номер>, в результате чего образовалась кладовая комната за счет части общего имущества многоквартирного дома без согласия собственников помещений в данном доме, что является нарушением ч. 3 ст. 36 ЖК РФ.
Кроме того, установленная перепланировка нарушает требования пожарной безопасности при использовании лифтового холла на 5 – м этаже, права и интересы других лиц по беспрепятственному пользованию указанным местом общего пользования, в связи с чем, истец вправе требовать восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Между тем, согласно акту управления ЖКХ комитета по управлению <адрес>ом администрации <адрес> совместно с представителями управляющей организации ООО «Дом Сервис» установлено, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на 5-м этаже лестничной площадки возле жилого помещения <номер>, приведено в первоначальное состояние, путем демонтажа двери в месте расположения лифтового холла и освобождения его от личных вещей.
На основании изложенного, ответчик устранил препятствия в пользовании общим имуществом многоквартирного дома путем демонтажа самовольно возведенной двери в месте расположения лифтового холла по адресу: <адрес> на 5-м этаже лестничной площадки возле жилого помещения <номер> и освобождения от личных вещей.
При таких обстоятельствах, оценив представленные суду доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░>2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ 5 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>, ░ ░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░>.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░