Решение по делу № 3а-61/2019 от 20.03.2019

Дело № 3а-61/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан                                              22 апреля 2019 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муругова С.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Муругов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка                    с кадастровым номером . Выражая несогласие с кадастровой стоимостью, просит установить стоимость земельного участка равной                 его рыночной стоимости в размере 14 319 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца                  Пономарева А.С. требования поддержала по основаниям, изложенным                        в административном иске.

Представители административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управления Росреестра по Республике Хакасия, представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации г. Саяногорска в судебное заседание     не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

В письменных отзывах представители Министерства имущественных                 и земельных отношений Республики Хакасия Зубец Н.В., Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А. указали, что не оспаривают право административного истца на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

Выслушав объяснения представителя административного истца, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица          и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением            об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права          и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения     в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации      (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится           в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости                        по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной           его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г.          № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона           под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки            не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:        одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены            о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки      представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной    для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки              в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная                 в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости               его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена          его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона                  об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Муругову С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством         о регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской    из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности            государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации,                 по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Хакасия утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 14 ноября 2016 г. № 020-153-п по состоянию на 1 января 2016 г.

В приложении № 1 к данному приказу в составе земель г. Саяногорск указан земельный участок с кадастровым номером , кадастровая стоимость – 37 566 011,2 рублей. Аналогичные данные содержатся в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости и нарушает права как плательщика земельного налога, Муругов С.А. 20 марта 2019 г. обратился в суд, просит установить кадастровую стоимость равной рыночной в размере 14 319 000 рублей.

В обоснование административного иска представлен отчет об оценке     , выполненный ООО "Организация"       (оценщик Ч.С.).

Суд полагает возможным принять указанный отчет в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям закона.

Возражений относительно достоверности определенной в отчете                   стоимости объекта недвижимости и соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле,            не заявлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.

Часть 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости используются           для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты                     их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих      при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403     НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации          (далее - НК РФ) Муругов С.А. является налогоплательщиком земельного налога.

Налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ       Муругову С.А. предложено уплатить земельный налог за налоговый период - 2017 г. - за земельный участок с кадастровым номером             в размере 563 490 рублей, срок уплаты не позднее 03 декабря 2018 г.; налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка – 37 566 011 рублей.

На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется         в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления           его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров            о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период,     в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости,                       и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости              в государственный кадастр недвижимости.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 391 НК РФ, установленная настоящим решением кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет,              что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления                 о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Муругова С.А.              к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра       и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных                и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в суд     20 марта 2019 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости              в размере 14 319 000 рублей с 01 января 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия     в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 26 апреля 2019 г.

3а-61/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Муругов Сергей Анатольевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Управление Росреестра по Республике Хакасия
Другие
Пономарева Анастасия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра")
Администрация г. Саяногорска
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
20.03.2019Регистрация административного искового заявления
20.03.2019Передача материалов судье
21.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2019Подготовка дела (собеседование)
12.04.2019Подготовка дела (собеседование)
12.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2019Судебное заседание
26.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2020Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
22.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее