Мотивированное решение составлено 17.11.2022 года
Дело № 2-2945/2022
25RS0010-01-2022-004740-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2022 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Дайнеко К.Б.,
при секретаре Андреевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» к Шкребтий Трофиму Андреевичу о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку,
установил:
ФГАОУВО «ДВФУ» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что между Министерством обороны РФ в лице начальника учебного военного центра при УВЦ ДВФУ и ответчиком был заключен договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при ДВФУ и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания этого образовательного учреждения №УВЦ041-15 от ДД.ММ.ГГ.. По условиям договора МО РФ организует военную подготовку по военно-учетной специальности «Применение подразделений по фортификационному оборудованию, маркировке, строительству и эксплуатации сооружений и объектов военной инфраструктуры» в УВЦ, а Шкребтий Т.А. обязан пройти военную подготовку и после окончания обучения в образовательной организации поступить на военную службу по контракту для ее прохождения на воинской должности, подлежащей замещению офицерами. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГ., приказа № от ДД.ММ.ГГ. Шкребтий Т.А. был зачислен на 1 курс в УВЦ ДВФУ. Приказом от ДД.ММ.ГГ. № Шкребтий Т.А. был отчислен из УВЦ ДВФУ в связи с нежеланием учиться. Договор № УВЦ041-15 от 31.08.2015г. расторгнут. Период обучения должника составил 5 лет 4 месяцев (с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. год). Возмещение за 1-й год обучения – 23 000 рублей. Дополнительная стипендия – 25 500 рублей. Возмещение денежных средств, выплаченных на приобретение специально формы одежды – 5000 рублей. Возмещение за 2-й год обучения – 23 000 рублей, дополнительная стипендия – 73800 рублей. Возмещение за 3-й год обучения – 23 000 рублей, дополнительная стипендия – 80200 рублей. Возмещение за 4-й год обучения – 23 000 рублей, дополнительная стипендия – 96000 рублей. Возмещение за 5-й год обучения – 23 000 рублей, дополнительная стипендия – 84000 рублей. Возмещение за 6-й год обучения – 7666,68 рублей, дополнительная стипендия – 36000 рублей. Общая сумма к возмещению 523 166,68 рублей. ДД.ММ.ГГ. в адрес должника была направлена претензия о необходимости возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку. Однако задолженность до настоящего времени не погашена. Просит взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства, затраченные на военную подготовку по договора в размере 523 166,68 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8431 рубль.
В судебное заседание представитель истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
В судебное заседание ответчик Шкребтий Т.А. извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился. О причинах неявки суду не сообщил. Ранее, в ходе рассмотрения дела с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что в настоящее время он является безработным, не имеет возможности оплачивать задолженность.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование (часть 1); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3). Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу статьи 43 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 71 (пункты "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.
В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане Российской Федерации свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения, как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.
Согласно статье 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Положения этой статьи по своему смыслу не препятствуют добровольному вступлению в отношения военной службы несовершеннолетнего лица при зачислении в военное образовательное учреждение профессионального образования, что следует из части 1 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, закрепляющей право граждан, не проходивших военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет поступать в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Статья 60 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 322-О).
Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы, должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно-защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (часть 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, часть 10 статьи 38).
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 352) система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (пункт 3).
Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании статьи 71 (пункт "м") Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.
Часть 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предусматривая обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, что не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.
Судом установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГ. Шкребтий Т.А. зачислен на 1 курс Военного учебного центра при ДВФУ по программе военной подготовки в УВЦ на военно-учетные специальности: Инженерная школа, ВУС 101503 «Применение подразделений по фортификационному оборудованию, маскировке, строительству и эксплуатации сооружений и объектов военной инфраструктуры» (ДД.ММ.ГГ. Строительство уникальных зданий и сооружений).
В связи с чем, между истцом и ответчиком заключен договор № УВЦ041-15 об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при ФГАОУВО «ДВФУ», форма обучения: очная, специальность: строительство уникальных зданий и сооружений.
По условиям указанного договора Шкребтий Т.А. обязался пройти военную подготовку в течение 6 лет (12 семестров) в учебном центре(пункт 2 договора), а также после окончания высшего учебного заведения заключить контракт о прохождении военной службы на срок, определенный законодательством РФ.
Приказом №12-16-130 от 19.01.2021 года на основании личного заявления Шкребтий Т.А. отчислен из Военного учебного центра, в связи с нежеланием учиться.
При этом, в данном приказе указано, что денежные средства в соответствии с пунктом 2 раздела 2 договора об обучении по программе военной подготовки в Военном учебном центре от 31.08.2015 № УВЦ 041-15 подлежит взысканию с ответчика Шкребтий Т.А.
Период обучения Шкребтий Т.А. составил 5 лет 4 месяца с 31.08.2015 года по 19.01.2020 года.
Таким образом, Шкребтий Т.А., являясь лицом, отчисленным из военного высшего профессионального образовательного учреждения в связи с нежеланием учиться, обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку.
Обстоятельств, освобождающих ответчика от обязанности возместить затраты на военную и специальную подготовку, судом не установлено.
Согласно представленному истцом расчету № от ДД.ММ.ГГ. сумма, подлежащая возмещению ответчиком, за весь период его обучения составляет 523 166,68 рублей.
ДД.ММ.ГГ. истцом в адрес ответчика была направлена претензия об оплате задолженности в сумме 523 166,68 рублей, однако требование истца ответчиком исполнено не было.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Наличие задолженности в судебном заседании ответчик не оспаривал, указывая на невозможность оплаты задолженности из-за отсутствия постоянного источника дохода.
Поскольку законом предусмотрено возмещение спорной суммы за время реального обучения в образовательном учреждении и в случае отсутствия заключенного контракта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежные средства, затраченные на военную подготовку по договору в размере 523 166,68 рублей.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся также и другие признанные судом необходимые расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8431 рубль, в соответствии с платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГ. и № от ДД.ММ.ГГ..
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» к Шкребтий Трофиму Андреевичу о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку – удовлетворить.
Взыскать с Шкребтий Трофима Андреевича, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........> края, паспорт <.........>, в пользу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», ИНН 2536014538, ОГРН 1022501297785, денежные средства, затраченные на военную подготовку по договору в размере 523 166,68 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 8431 рубль.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <.........>вой суд через Находкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.Б. Дайнеко