Решение по делу № 2-2945/2022 от 18.07.2022

Мотивированное решение составлено 17.11.2022 года

Дело № 2-2945/2022

25RS0010-01-2022-004740-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2022 года г. Находка Приморского края

Находкинский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Дайнеко К.Б.,

при секретаре Андреевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» к Шкребтий Трофиму Андреевичу о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку,

установил:

ФГАОУВО «ДВФУ» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что между Министерством обороны РФ в лице начальника учебного военного центра при УВЦ ДВФУ и ответчиком был заключен договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при ДВФУ и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания этого образовательного учреждения №УВЦ041-15 от ДД.ММ.ГГ.. По условиям договора МО РФ организует военную подготовку по военно-учетной специальности «Применение подразделений по фортификационному оборудованию, маркировке, строительству и эксплуатации сооружений и объектов военной инфраструктуры» в УВЦ, а Шкребтий Т.А. обязан пройти военную подготовку и после окончания обучения в образовательной организации поступить на военную службу по контракту для ее прохождения на воинской должности, подлежащей замещению офицерами. На основании приказа от ДД.ММ.ГГ., приказа от ДД.ММ.ГГ. Шкребтий Т.А. был зачислен на 1 курс в УВЦ ДВФУ. Приказом от ДД.ММ.ГГ. Шкребтий Т.А. был отчислен из УВЦ ДВФУ в связи с нежеланием учиться. Договор № УВЦ041-15 от 31.08.2015г. расторгнут. Период обучения должника составил 5 лет 4 месяцев (с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. год). Возмещение за 1-й год обучения – 23 000 рублей. Дополнительная стипендия – 25 500 рублей. Возмещение денежных средств, выплаченных на приобретение специально     формы одежды – 5000 рублей. Возмещение за 2-й год обучения – 23 000 рублей, дополнительная стипендия – 73800 рублей. Возмещение за 3-й год обучения – 23 000 рублей, дополнительная стипендия – 80200 рублей. Возмещение за 4-й год обучения – 23 000 рублей, дополнительная стипендия – 96000 рублей. Возмещение за 5-й год обучения – 23 000 рублей, дополнительная стипендия – 84000 рублей. Возмещение за 6-й год обучения – 7666,68 рублей, дополнительная стипендия – 36000 рублей. Общая сумма к возмещению 523 166,68 рублей. ДД.ММ.ГГ. в адрес должника была направлена претензия о необходимости возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку. Однако задолженность до настоящего времени не погашена. Просит взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства, затраченные на военную подготовку по договора в размере 523 166,68 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8431 рубль.

В судебное заседание представитель истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

В судебное заседание ответчик Шкребтий Т.А. извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился. О причинах неявки суду не сообщил. Ранее, в ходе рассмотрения дела с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что в настоящее время он является безработным, не имеет возможности оплачивать задолженность.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование (часть 1); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3). Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу статьи 43 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 71 (пункты "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.

В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане Российской Федерации свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения, как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.

Согласно статье 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Положения этой статьи по своему смыслу не препятствуют добровольному вступлению в отношения военной службы несовершеннолетнего лица при зачислении в военное образовательное учреждение профессионального образования, что следует из части 1 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, закрепляющей право граждан, не проходивших военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет поступать в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Статья 60 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 322-О).

Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы, должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно-защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (часть 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, часть 10 статьи 38).

В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.

При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 352) система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (пункт 3).

Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании статьи 71 (пункт "м") Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.

Часть 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предусматривая обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.

Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, что не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.

Судом установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГ. Шкребтий Т.А. зачислен на 1 курс Военного учебного центра при ДВФУ по программе военной подготовки в УВЦ на военно-учетные специальности: Инженерная школа, ВУС 101503 «Применение подразделений по фортификационному оборудованию, маскировке, строительству и эксплуатации сооружений и объектов военной инфраструктуры» (ДД.ММ.ГГ. Строительство уникальных зданий и сооружений).

В связи с чем, между истцом и ответчиком заключен договор № УВЦ041-15 об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при ФГАОУВО «ДВФУ», форма обучения: очная, специальность: строительство уникальных зданий и сооружений.

По условиям указанного договора Шкребтий Т.А. обязался пройти военную подготовку в течение 6 лет (12 семестров) в учебном центре(пункт 2 договора), а также после окончания высшего учебного заведения заключить контракт о прохождении военной службы на срок, определенный законодательством РФ.

Приказом №12-16-130 от 19.01.2021 года на основании личного заявления Шкребтий Т.А. отчислен из Военного учебного центра, в связи с нежеланием учиться.

При этом, в данном приказе указано, что денежные средства в соответствии с пунктом 2 раздела 2 договора об обучении по программе военной подготовки в Военном учебном центре от 31.08.2015 № УВЦ 041-15 подлежит взысканию с ответчика Шкребтий Т.А.

Период обучения Шкребтий Т.А. составил 5 лет 4 месяца с 31.08.2015 года по 19.01.2020 года.

Таким образом, Шкребтий Т.А., являясь лицом, отчисленным из военного высшего профессионального образовательного учреждения в связи с нежеланием учиться, обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку.

Обстоятельств, освобождающих ответчика от обязанности возместить затраты на военную и специальную подготовку, судом не установлено.

Согласно представленному истцом расчету от ДД.ММ.ГГ. сумма, подлежащая возмещению ответчиком, за весь период его обучения составляет 523 166,68 рублей.

ДД.ММ.ГГ. истцом в адрес ответчика была направлена претензия об оплате задолженности в сумме 523 166,68 рублей, однако требование истца ответчиком исполнено не было.

Доказательств обратного ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ в ходе рассмотрения дела представлено не было.

Наличие задолженности в судебном заседании ответчик не оспаривал, указывая на невозможность оплаты задолженности из-за отсутствия постоянного источника дохода.

Поскольку законом предусмотрено возмещение спорной суммы за время реального обучения в образовательном учреждении и в случае отсутствия заключенного контракта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежные средства, затраченные на военную подготовку по договору в размере 523 166,68 рублей.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся также и другие признанные судом необходимые расходы.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8431 рубль, в соответствии с платежными поручениями от ДД.ММ.ГГ. и от ДД.ММ.ГГ..

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» к Шкребтий Трофиму Андреевичу о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку – удовлетворить.

Взыскать с Шкребтий Трофима Андреевича, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........> края, паспорт <.........>, в пользу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», ИНН 2536014538, ОГРН 1022501297785, денежные средства, затраченные на военную подготовку по договору в размере 523 166,68 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 8431 рубль.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <.........>вой суд через Находкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья          К.Б. Дайнеко

2-2945/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дальневосточный Федеральный университет (ДВФУ)
Ответчики
Шкребтий Трофим Андреевич
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Судья
Дайнеко Ксения Борисовна
Дело на сайте суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
18.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2022Передача материалов судье
20.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2022Подготовка дела (собеседование)
24.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
10.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее