Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года г.Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Донцовой М.А.,
при секретаре Скороход Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Н.Н. к Департаменту имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону о признании отказа в формировании земельного участка незаконным, возложении обязанности по формированию земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, ссылаясь на то, что она является собственником 78/1000 долей в праве собственности на жилой дом общей площадью 1466,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>. Право собственности Васильевой Н.Н. возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в установленном законом порядке.
Указанный жилой дом является многоквартирным домом, в составе которого находится 40 квартир, управление МКД осуществляет ТСЖ «Огонек-2005». Легализация многоквартирного дома и введение его в гражданский оборот осуществлена решением Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, занятый жилым домом и необходимый для его использования, до настоящего времени не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Реализуя свое право, закрепленное жилищным законодательством, Васильева Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ДИЗО г.Ростова-на-Дону с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ДИЗО г.Ростова-на-Дону в формировании земельного участка отказал, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При этом, проект межевания территории, в границах которой расположен жилой дом по <адрес>, не разработан до настоящего времени, и бюджетные средства на его разработку не предусмотрены бюджетом города Ростова-на-Дону на 2019-2020 годы. Одновременно указанным письмом заявителю предложено за свой счет разработать документацию по планировке территории.
Васильева Н.Н. считает отказ ДИЗО г.Ростова-на-Дону в формировании земельного участка незаконным и нарушающим ее законные права на оформление своих прав на вышеуказанный земельный участок.
Административный истец просит суд признать незаконным отказ Департамента имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону утвердить и выдать предложенную схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнила исковые требований и просит суд признать незаконным отказ Департамента имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу : <адрес> б, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца Сячина В.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск с учетом уточнения требований поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика Шварцкоп М.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск не признала, просила в его удовлетворении иска, так как считает заявленные требования незаконными и необоснованными.
Административный истец Васильева Н.Н. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ДАиГ г.Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 226 КАС РФ.
Выслушав представителей административного истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что административный истец является собственником 78/1000 долей в праве собственности на жилой дом общей площадью 1466,2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>. Право собственности Васильевой Н.Н. возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в установленном законом порядке.
Указанный жилой дом является многоквартирным домом, в составе которого находится 11 квартир, управление МКД осуществляет ТСЖ «Огонек-2005». Легализация многоквартирного дома и введение его в гражданский оборот осуществлена решением Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, занятый жилым домом и необходимый для его использования, до настоящего времени не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Административный истец с целью оформления своего права общей долевой собственности на земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ДИЗО г.Ростова-на-Дону Дону в формировании земельного участка отказал, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При этом, проект межевания территории, в границах которой расположен жилой дом по <адрес>, не разработан до настоящего времени, и бюджетные средства на его разработку не предусмотрены бюджетом города Ростова-на-Дону на 2019-2020 годы.
Одновременно указанным письмом заявителю предложено за свой счет разработать документацию по планировке территории.
Согласно пункту 1 и 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 4 ч. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П).
Согласно решению Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации г. Ростова-на-Дону», ДИЗО г.Ростова-на-Дону обеспечивает управление и распоряжение земельными участками в пределах городской черты, в связи с чем, Департамент является исполнительным органом государственной власти г.Ростова-на-Дону, осуществляющим в соответствии с действующим законодательством реализацию полномочий, предусмотренных настоящим Положением, в сфере имущественных и земельных отношений. Департамент осуществляет, в том числе, обеспечение проведения работ по образованию земельных участков, включая подготовку схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ (пункт 2.1).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ).
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.
Поскольку ДИЗО г.Ростова-на-Дону осуществляет деятельность, связанную с формированием земельных участков, то невыполнение указанных действий административным ответчиком нарушает права Васильевой Н.Н. как собственника помещения в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
В данном случае судом установлено, что на административном ответчике лежит обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, в связи с чем, действия административного ответчика по отказу в формировании земельного участка не были основаны на законе и у суда имеются основания для удовлетворения административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеВасильева Н.Н. к Департаменту имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону о признании отказа в формировании земельного участка незаконным, возложении обязанности по формированию земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону сформировать земельный участок многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.