№2-3829/2022
44RS0001-01-2022-004361-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2022 года г.Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Быстряковой Н.Е. с участием прокурора ФИО6, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Костромы в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Департаменту здравоохранения <адрес>, ГУП «Костромская областная аптечная база» об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Костромы в интересах ФИО1 обратился в Свердловский районный суд <адрес> с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан по обращению законного представителя ФИО1 – ФИО9 Проверкой установлено, что ФИО1 <дата> года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, является ребенком-инвалидом с диагностированным заболеванием – ДЦП – двойная гимиллегия, эпилептическая энцефалопатия младенчества, грубая задержка психоречевого и моторного развития, нуждается в лекарственном препарате МНН «Вигабатрин» ТН «Сабрил». По информации Департамента здравоохранения <адрес>, ФИО1 <дата> года рождения обеспечен противосудорожным лекарственным препаратом «Депаких Хроносфера» 100 мг № – <дата>, в количестве 6 упаковок, на период 3 месяца. Согласно протоколу консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО2 от <дата> № «О назначении пациенту лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза» разрешен к индивидуальному применению и ввозу не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Вигабатрин (сабрил)» для оказания медицинской помощи пациенту ФИО1 <дата> года рождения по жизненным показаниям на длительный прием. На основании изложенного, прокурор <адрес> в интересах ФИО1 просит обязать Департамент здравоохранения <адрес> обеспечить ФИО1, <дата> года рождения лекарственным препаратом МНН «Вигабатрин» ТН «Сабрил» в необходимом объеме по медицинским показаниям.
По ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУП «Костромская областная аптечная база».
В судебном заседании прокурор ФИО6 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Пашкина ФИО10. исковые требования не признала. Пояснила, что заявленный препарат на зарегистрирован в РФ, в связи с чем не может быть выписан лечащим врачом.
Законный представитель истца ФИО9, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвует. В ходе рассмотрения дела иск поддержала.
Ответчик ГУП «Костромская областная аптечная база», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвует, своего представителя не направило.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7). Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В развитие Конституции РФ приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона № 323-ФЗ).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона № 323-ФЗ).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ).
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 09.08.2005 N 494.
Согласно п. 3 названного порядка, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от 12.02.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в ст. 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 данного Федерального закона предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню, право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Федеральная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299, определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VIII Федеральной программы, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В абзаце 3 раздела I (Общие положения) Федеральной программы содержится предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой.
Постановлением Администрации Костромской области от 27.12.2021 N 639-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В главе 5 Программы предусмотрено, что 36. Источниками финансового обеспечения настоящей Программы являются средства областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования (п. 36). За счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение затрат на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (пп. 7 п. 40).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Костромской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Судом установлено, что ФИО1 <дата> г.р. является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена повторно <дата> на срок до <дата>, что подтверждается копией справки МСЭ от <дата> №.
Согласно протоколу консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМ им. ФИО5 Министерства здравоохранения РФ от <дата> №, ФИО1, <дата> г.р. установлен диагноз: ДЦП двойная гемиплегия, эпилептическая энцефалопатия младенчества, грубая задержка психоречевого и моторного развития. Анамнез жизни: диагностические исследования, течение болезни, проведенное лечение, состояние при направлении, при выписке. Пеританальный анамнез отягощен: дистресс плода, вакуум экстракция плода за головку, ХВУГП, МВЛ 5 суток. Неврологом наблюдается с рождения. С рождения приступы по типу вздрагиваний, после сна, от 5-30 раз в сутки. В феврале госпитализация в ПНО. НСГ: перивентрикулярная лейкомаляция, дилятация лжворной системы головного мозга. Резкое повышение индекса резистенстности по ПМА. ЭЭГ: эпиактивность острых волн попеременно по правому и левому полушариям с акцентом по правому, в биполярном режиме отрицательная реверсия фазы на Т4, F8,F7. В апреле повторная госпитализация, был назначен Конвулекс в каплях, без эффекта. В декабре переведен на Депакин хроносферу, мама эффекта не заметила и самостоятельно отменила препарат в июле. Месяц назад в лечении вновь ввели Депакин хроносферу. В октябре прошли обследование в институте св.Луки. ВЭМ от 10.2021: эпилептиформная активность по типу гипсаритмии. На данный момент принимает Депакин хроносфера 150 мг утром, 150 мг вечером, Сабрил 500 мг 3 раза в день, нитразепам ? таб.*2 раза в день. Приступы сохраняются до 1 раза в день.
Препарат МНН Вигабатрин (по торговому наименованию Сабрил, Кигабек) является эффективным средством для противосудорожной терапии больных с эпилепсией (инфальтивные/эпилептические спазмы. Синдром Веста, фокальные приступы), отсутствуют альтернативные препараты при данной форме эпилепсии, рекомендован ILAE (Международная противоэпилептическая лига), класс доказательности А. Эффективность терапии МНН Вигабатрин (по торговому наименованию Сабрид, Кигабек) у детей с туберозным склерозом, симптоматическими фокальными приступами и спазмами и/или синдромом Веста составляет более 90%. Препарат имеет европейскую регистрацию. Аналогов в ФИО2 нет.
Консилиумом врачей принято решение: в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данного заболевания, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», ч. 3 ст. 47 Федерального закона от <дата> № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Административным регламентом ФИО2 по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз на территорию РФ конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств… для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, утвержденным приказом ФИО2 от <дата> №н и Приказом Минздравсоцразвития ФИО2 от <дата> № «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» разрешить к индивидуальному применению и ввозу не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Вигабатрин (сабрил)» для оказания медицинской помощи пациенту ФИО1 <дата> г.р. (3г. 2м.) по жизненным показаниям на длительный прием. МНН Вигабатрин по торговому наименованию Сабрил 750 мг (1 таблетка) рекомендован утром; 750 мг вечером (1 ? таблетки) (1500 мг/сут –3 табл.).; 93 таблетки в месяц; 274 таблетки в квартал; 1095 таблеток в год. МНН Вигабатрин по торговому наименованию Сабрил 500 мг (по 100 таблеток в упаковке) рекомендован: 1 упаковка в месяц; 2,8 упаковки в квартал; 11 упаковок в год.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками, на момент рассмотрения дела ФИО1 лекарственным препаратом МНН Вигабатрин по торговому наименованию Сабрил не обеспечивается, что повлекло обращение его законного представителя в прокуратуру <адрес>.
Согласно ответу Департамента здравоохранения <адрес> от <дата> № на запрос прокурора, для получения разрешения на ввоз незарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата для ФИО1 необходимо заключение консилиума врачей федерального учреждения здравоохранения, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности. В настоящее время, по информации, полученной от заведующей детской поликлиники № ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» в адрес детской поликлиники данного заключения не представлено. По данным единой региональной информационной системы, ФИО1 обеспечен противосудорожным лекарственным препаратом «Депакин Хроносфера» 100 мг № <дата> в количестве 6 упаковок, на период 3 месяца.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд находит обоснованными требования прокурора об обязании ответчика организовать обеспечение истца лекарственным препаратом МНН «Вигабатрин» ТН «Сабрил», согласно медицинским показаниям, поскольку назначение подтверждено протоколом консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМ им. ФИО5 Министерства здравоохранения РФ, утвержденным заместителем главного врача учреждения.
ФИО1 как ребенок-инвалид в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> N 890, а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет средств бюджета <адрес> всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат МНН «Вигабатрин» ТН «Сабрил» назначен ФИО1 по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с п. 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития N 494. То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с п. 25 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Таким образом, на Департамент здравоохранения Костромской области, который является надлежащим ответчиком по настоящему делу, следует возложить обязанность по обеспечению истца указанным лекарственным препаратом в дозе, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией.
ГУП «Костромская областная аптечная база» в соответствии с Законом Костромской области от 12.07.2022 N 235-7-ЗКО «О полномочиях государственного унитарного предприятия Костромской области на оказание услуг, закупка которых осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» наделено полномочиями единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой, на оказание социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Вместе с тем, возложение указанных полномочий на ГУП «Костромская областная аптечная база» не умаляет полномочия и обязанности Департамента по организации обеспечения лекарственными средствами детей-инвалидов.
ГУП «Костромская областная аптечная база» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку его полномочия ограничены поставкой лекарственных средств, закупка которых осуществляется у единственного поставщика, и подконтрольны Департаменту здравоохранения Костромской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые прокурора г. Костромы в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Департамент здравоохранения Костромской области удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области обеспечить ФИО1 лекарственным препаратом МНН «Вигабатрин» ТН «Сабрил» в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
Исковые прокурора г. Костромы в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к ГУП «Костромская областная аптечная база» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина
Мотивированное решение изготовлено 18.10.2022.