Решение по делу № 2а-2837/2019 от 07.08.2019

Дело    № 2а-2837/19

         Р Е Ш Е Н И Е

         Именем Российской Федерации

28 октября 2019 года                   г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Кукленко С.В.,

при секретаре судебного заседания Закарян С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области к административным ответчикам ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО, ГУФСИН России по РО, ФСИН России, заинтересованное лицо: Министерство Юстиции Российской Федерации о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

    

    У С Т А Н О В И Л:

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что по результатам проведенной ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО проверки установлено, что жилая площадь 10 отрядов ИК-9 в которых содержатся осужденные, согласно технической документации составляет 2038 кв.м, включая единое помещение камерного типа 116 кв.м, изолированный участок КП 35 кв.м, с содержанием 939 осужденных, включая единое помещение камерного типа 28 осужденных, изолированный участок КП 17 осужденных.

Как следует из расчета ИК-9 от 02.08.2019, на указанную дату в исправительном учреждении содержится 1178 осужденных, из них 14 осужденных на УКП, 12 осужденных в ЕПКТ.

Проверкой исправительного учреждения ИК-9 установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ при лимите 1240 мест и содержании 1152 осужденных в отрядах № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 норма жилой площади на 1 осужденного менее 2 кв.м и составляет: 1,78 кв.м в отряде № 3; 1,84 кв.м в отряде № 4; 1,46 кв.м в отряде № 5; 1,64 кв.м в отряде № 6; 1,47 кв.м в отряде № 7; 1,5 кв.м в отряде № 8; 1,61 кв.м в отряде № 9; 1,5 кв.м в отряде № 10; 1,74 кв.м в отряде № 11; комнаты воспитательной работы отрядов № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 11 переоборудованы в спальные помещения и заселены осужденными.

При этом в соответствии с решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 30.09.2014 ИК-9 обязано устранить нарушения законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных обеспечив отряды № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 комнатой быта из расчета 0,16 кв.м на одного осужденного, но не менее 8 кв.м; отряды № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 помещениями для сушки одежды и обуви из расчета 0,12 кв.м на одного осужденного, но не менее 5 кв.м; отряды № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 кладовой уборочного инвентаря из расчета 0,8 кв.м на 100 кв.м общей площади, но не менее 4 кв.м. Привести в соответствие имеющиеся в жилых отрядах № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 комнаты воспитательной работы из расчета 0,4 кв.м на одного осужденного; имеющиеся в жилых отрядах № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 кладовые хранения личных вещей повседневного пользования с гардеробной из расчета 0,15 кв.м на одного осужденного; имеющиеся в жилых отрядах № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 комнаты хранения продуктов питания с местом для приема пищи из расчета 0,3 кв.м на одного осужденного. Решение суда на момент проверки не исполнено, так как необходимо снижение численности осужденных по отрядам.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 11.03.2016 ИК-9 обязано в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать карантинное отделение вместимостью 4 % от лимита наполнения учреждения со спальным помещением площадью не менее 4 кв.м на одного осужденного, умывальной, уборной, душевой, изолированного помещения на 1 койку площадью 8 кв.м, кладовой хранения личных вещей из расчета 0,25 кв.м на одного осужденного, но не менее 6 кв.м, комнатами начальника отряда площадью 12 кв.м, младшего инспектора площадью 10 кв.м, медицинского работника площадью 12 кв.м, приема осужденных администрацией площадью 12 кв.м, воспитательной работы из расчета 0,6 кв.м на одного осужденного, но не менее 12 кв.м, психолога площадью 10 кв.м, приема пищи и хранения продуктов питания расчета 1,2 кв.м на одного осужденного, подогрева и раздачи пищи площадью 8 кв. м, мойки и хранения столовой посуды площадью 12 кв.м, а также комнатами обыска площадью 8 кв.м и быта из расчета 0,16 кв.м на одного осужденного, но не менее 8 кв.м. Решение суда на момент проверки не исполнено, так как необходимо переоборудование жилого отряда под карантин.

Кроме того, решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 16.05.2018 ИК-9 обязано произвести демонтаж спальных мест в комнатах воспитательной работы отрядов № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 11. Решение суда на момент проверки не исполнено, так как необходимо снижение численности осужденных по отрядам.

Проведение мероприятий по оборудованию карантина, помещений бытового назначения и приведение их площадей в соответствие должно осуществляться за счет имеющихся жилой площади. По расчетам учреждения после исполнения решений судов и приведения в соответствие технической документации жилая площадь составит 1645 кв.м, включая единое помещение камерного типа 116 кв.м, изолированный участок КП 35 кв.м, с возможностью размещения 788 осужденных, включая единое помещение камерного типа с содержанием 28 осужденных и изолированный участок КП с содержанием 17 осужденных. Таким образом, в 10 отрядах ИК-9 при жилой площади 1494 кв.м. могут содержаться не более 743 осужденных.

Таким образом, как на момент проверки, так и при установленных названным нормативным актом лимитах наполнения осужденных допускаются нарушения требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ, а, следовательно, нарушаются права осужденных, содержащихся в исправительном учреждении, а также тех, кто может быть распределен в данное исправительное учреждение.

Кроме того, установленный лимит наполнения исправительного учреждения влечет нарушение прав осужденных на доступ к установленному ведомственными приказами набору помещений, в целях реализации их прав.

Так, апелляционным определением Ростовского областного суда от 07.05.2015 по иску прокурора признаны незаконными действия администрации ИК-9 по размещению в нежилых помещениях одноэтажных зданий швейного и подготовительного цехах производственной зоны учреждения осужденных для постоянного проживания, осужденные отрядов № 1 и 1 А расселены для постоянного проживания в имеющиеся на территории жилой зоны учреждения общежития. При этом, действенные меры по снижению лимита наполнения исправительного учреждения на протяжении длительного времени не принимаются, надлежащие материально-бытовые условия отбывания наказания осужденным не обеспечены.

При учете наполнения производственных зданий для проживания 167 осужденными с 2011 года и их последующем расселении в связи с апелляционным определением Ростовского областного суда от 07.05.2015, наполняемость ИК-9 не снижена (согласно приказу Минюста России от 14.03.2014 № 30 наполняемость составляла 1239 мест, включая ЕПКТ на 28 мест и участок КП на 17 мест; согласно действующему приказу Минюста России от 12.04.2016 № 89 – 1240 мест, включая ЕПКТ на 28 мест и участок КП на 17 мест). До настоящего времени решение о снижении лимита наполняемости с учетом снижения имеющейся жилой площади общежитий и расселения осужденных из производственной зоны учреждения не принято, действующий лимит наполнения ИК-9 не отвечает требованиям уголовно-исполнительного законодательства.

Проверкой, проведенной в июне 2019 года, установлено, что в жилых отрядах № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 норма жилой площади менее 2 кв.м на одного осужденного, указанные решения суда не исполнены в связи с отсутствием площадей для обустройства бытовых комнат и нахождения в учреждении не соответствующего имеющейся жилой площади отрядов количества осужденных.

По указанным фактам в адрес начальника исправительного учреждения 28.06.2019 внесено представление. Согласно ответу на представление от 01.08.2019, для приведения номы жилой площади на одного осужденного в соответствии с требованиями ст. 99 УИК РФ необходимо уменьшение численности осужденных учреждения и снижение лимита наполняемости до 743 осужденных.

Аналогичные нарушения выявлялись в ИК-9 на протяжении длительного периода времени, в том числе в ходе проверок прокуратуры в июне 2017 года, ноябре 2017 года, июне 2018 года, ноябре 2018 года, январе 2019 года, феврале 2019 года, апреле 2019 года, по результатам которых в адрес начальника исправительного учреждения вносились представления, которые формально удовлетворены, однако действенных мер по устранению нарушений не принято.

О необходимости решения указанного вопроса, в том числе необходимости уменьшения жилой площади отрядов администрацией исправительного учреждения направлены заявки в ГУФСИН России по Ростовской области, однако каких-либо действенных мер до настоящего времени также не принято.

Указанное свидетельствует о длительном нарушении прав осужденных, как содержащихся, так и вновь прибывающих в ИК-9, круг которых определить невозможно, ввиду небольших сроков отбывания наказания осужденными, частой их ротации. Нарушения выражаются в том, что лица, не могут реализовать право определенную уголовно-исполнительным законодательством норму жилой площади и доступ к необходимым бытовым помещениям.

Таким образом, с учетом фактической площади жилых помещений, установленных прокурорской проверкой в 1886 кв. м. лимит наполнения исправительного учреждения, за исключением содержания осужденных на УКП и ЕПКТ, подлежит снижению до 943 человек, а, с учетом выделения необходимой для оборудования дополнительных помещений площади – лимит наполнения подлежит снижению до 743 человек.

Кроме того, в соответствии с п. 4.1.4 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214, при установке спальных мест в помещениях должны устраиваться поперечные и продольные проходы шириной не менее 1 метра.

Проведенными в период с 2017 года по настоящее время проверками установлено, что указанные требования законодательства не соблюдаются, ширина поперечных проходов в жилых секциях отрядов между кроватями составляет менее 1 метра.

На основании изложенного, с учетом уточнений, просит признать бездействие ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по снижению лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН по Ростовской области в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ, незаконным;

-обязать ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области и ГУФСИН России по Ростовской области, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ, п. 4.1.4 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214 и имеющихся жилых помещений отрядов исправительного учреждения из расчета 2 кв.м. жилой площади на одного осужденного до 788 мест, включая ЕПКТ на 28 мест и УКП на 17 мест;

-обязать ФСИН России в течение трех месяцев с момента поступления предложения ГУФСИН России по Ростовской области об изменении лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области внести предложение в Министерство юстиции Российской Федерации о снижении лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ до 788 мест, включая ЕПКТ на 28 мест и УКП на 17 мест;

-обязать ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России с момента вступления решения суда в законную силу приостановить этапирование вновь прибывающих осужденных в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области до приведения лимита наполнения исправительного учреждения из расчета 2 кв.м. жилой площади на одного осужденного до 788 мест, включая ЕПКТ на 28 мест и УКП на 17 мест.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Насонов И.Л. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО – Мартиросян И.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на заявленные требования, пояснив, что ИК-9, начиная с 2017 года в ГУФСИН России по Ростовской области направлялись заявки с предложением о рассмотрении вопроса о снижения лимита наполнения учреждения, т.о. считает, что факт бездействия учреждения отсутствует.

Представитель административных ответчиков ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России - Никонов А.С., действующий на основании доверенностей, в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. В которых указал, что выбранный истцом способ защиты неопределенного круга лиц в исправительных учреждениях РО не совпадает с имеющейся государственной политикой о поэтапном развитии уголовно-исполнительной системы России в целом. Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 с изменениями на 15.05.2019 утверждена федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 г.)», которая позволит привести условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации. Для нормального функционирования учреждений УИС требуется определенный резерв лимита их наполнения, необходимость использования которого обусловлена объективными изменениями численности спецконтингента в течение месяца и года. Снижение лимита исправительных учреждений Ростовской области приведет к невыполнению законодательного принципа отбывания наказания в исправительном учреждении в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Также представитель отметил, что между ГУФСИН России по РО и ФСИН России имеет взаимодействие по вопросу снижения лимита наполнения исправительного учреждения и выделения денежных средств для исполнения состоявшихся ранее судебных актов.

Заинтересованное лицо надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суд не уведомило. При таком положении, дело в отношении заинтересованного лица рассматривается в порядке ст.ст 150, 220 КАС РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».

В соответствии с ч. 2 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В судебном заседании установлено, что Ростовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области была проведена проверка ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО, ходе которой установлено, что жилая площадь 10 отрядов ИК-9 в которых содержатся осужденные, согласно технической документации составляет 2038 кв.м, включая единое помещение камерного типа 116 кв.м, изолированный участок КП 35 кв.м, с содержанием 939 осужденных, включая единое помещение камерного типа 28 осужденных, изолированный участок КП 17 осужденных.

Как следует из расчета ИК-9 от 02.08.2019, на указанную дату в исправительном учреждении содержится 1178 осужденных, из них 14 осужденных на УКП, 12 осужденных в ЕПКТ.

Проверкой исправительного учреждения ИК-9 установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ при лимите 1240 мест и содержании 1152 осужденных в отрядах № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 норма жилой площади на 1 осужденного менее 2 кв.м и составляет: 1,78 кв.м в отряде № 3; 1,84 кв.м в отряде № 4; 1,46 кв.м в отряде № 5; 1,64 кв.м в отряде № 6; 1,47 кв.м в отряде № 7; 1,5 кв.м в отряде № 8; 1,61 кв.м в отряде № 9; 1,5 кв.м в отряде № 10; 1,74 кв.м в отряде № 11; комнаты воспитательной работы отрядов № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 11 переоборудованы в спальные помещения и заселены осужденными.

Согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

В материалы административного дела административным ответчиком ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО – обращения в ГУФСИН России по РО о рассмотрении вопроса по снижению лимита наполнения учреждения на 184 человека (с 1239 до 1055) от 14.04.2017; о снижении лимита до 743 человек от 19.06.2017 со схемой переустройства помещений; о снижении лимита до 743 человек от 31.07.2017; аналогичные обращения от 22.06.2018 и 04.03.2019.

На указанные обращения административный ответчик ГУФСИН России по РО должным образом не реагировал.

Административным ответчиком ГУФСИН России по РО, в подтверждение позиции об отсутствии бездействия представлены – обращение в ФСИН России от 19.10.2017 о сведениях об имеющихся жилых (санитарных) площадях отрядов ИК для проекта приказа Минюста РФ «Об установлении лимитов наполнения учреждений и утверждения Перечня следственных изоляторов Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области»; обращение от 11.10.2017 и 09.11.2017 для дополнительного расчета имеющихся площадей в соответствии с установленными требованиями; о направлении информации от 23.11.2017 об имеющихся жилых площадях для размещения осужденных; о направлении информации начальнику УКСНЭР ФСИН России от 27.03.2018 для рассмотрения вопроса возможности включения объекта в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 года)» с приложением сводной сметы и расчетов; о направлении информации ФСИН России с обоснованием потребности в бюджетных денежных средствах для устранения всех имеющихся недостатков (по состоявшимся решениям судов) от 20.03.2019; представлен Акт № 3 комиссионной проверки наличия жилой площади в учреждениях ГУФСИН России по РО, согласно которому, 06.12.2018 проведена комиссионная проверка наличия жилой площади в ФКУ ИК-9, предназначенной для размещения осужденных; представлено письмо во ФСИН России от 05.06.2019 о предоставлении денежных средств для исполнения решения судов, производства работ по строительству и капитальному ремонту объектов учреждений, аналогичное письмо от 23.08.2019 с указанием на имеющиеся обращения: 20.03.2019, 05.08.2019, 07.08.2019.

Разрешая требования о признании незаконными бездействий ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО и ГУФСИН России по РО, суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Суд полагает, что оснований для признания незаконными бездействий административного ответчика ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО, не имеется, поскольку данный административный ответчик предпринимал и предпринимает необходимые действия по снижению лимита наполнения учреждения.

Кроме представленных в материалы административного дела обращений в ГУФСИН России по РО, административный ответчик также представил доказательства, что администрацией ИК-9 с 01.01.2019 по 31.08.2019 в отношении осужденных были направлены материалы в суды по условно-досрочному освобождению – 12, по замене наказания на более мягкий вид исправительные (принудительные) работы – 67, из них условно-досрочно освобождено 29 человек, заменено лишение свободы на исправительные (принудительные) работы – 12, т.е. количество содержащихся в ИК лиц сократилось на 41 человека.

Имеющиеся в оперативном управлении исправительной колонии здания не позволяют провести мероприятия по строительству и реконструкции зданий, которые могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу.

Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 с изменениями на 15.05.2019 утверждена федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 г.)», которая позволит привести условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных помещений, такое строительство (реконструкция) может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

Действия же ГУФСИН России по РО по принятию необходимых мер по снижению лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ, суд признает недостаточными.

Вопросы создания, ликвидации имеющихся изолированных участков, а равно вопросы изменения лимита исправительного учреждения инициируются территориальным органом ФСИН России (приказ Минюста России от 11.02.2015 № 33).

В соответствии с п.п. 29 п. 11 Положения об ГУФСИН России по РО, утвержденных приказом ФСИН России № 155 от 17.03.2008, ГУФСИН России по РО осуществляет подготовку данных о потребностях учреждений в государственных капитальных вложениях, оборудовании, осуществляет их защиту и согласование во всех инстанциях.

Кроме того, п.п. 16 п. 13 Положения определено, что на начальника ГУФСИН России по РО возложена обязанность по предоставлению во ФСИН России предложений об изменении лимита наполнения исправительных учреждений.

Частью 2 ст. 10 УИК РФ установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30.08.1955, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обратить на климатические условия, особенно кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, освещение, отопление и вентиляцию.

Представленные в материалы административного дела документы, подтверждающие факт обращения административного ответчика ГУФСИН России по РО к административному ответчику ФСИН России с заявлениями о выделении дополнительных денежных средств для исполнения состоявшихся судебных решений, не свидетельствуют о выполнении УФСИН России по РО всего комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации по приведению жилищных условий осужденных, находящихся в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО в соответствие с нормами Международного права и ст. 99 УИК РФ.

В связи с указанным, требования административного истца о признании незаконным бездействие ГУФСИН России по Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по снижению лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ, подлежат удовлетворению.

Ссылка административного истца на тот факт, что административными ответчиками ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО и ГУФСИН Росси по РО не исполняются состоявшиеся судебные решения, в чем также проявляется бездействие ответчиков, не может быть принят судом.

Согласно ч. 2 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При неисполнении решения суда в добровольном порядке согласно ч. 2 ст. 352 КАС РФ, выдается исполнительный лист на принудительное исполнение, а не предъявляется иск о понуждении к исполнению решения суда.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Таким образом, вопрос об исполнении вступивших в законную силу судебных актов, регулируется иными нормами права Российской Федерации.

Довод административного ответчика ГУФСИН России по РО о том, что для исполнения требований прокурора и судебных постановлений им создана комиссия по обмеру имеющейся жилой площади в подведомственных учреждениях (Приказ от 31.07.2019 № 601), также не принимается судом, поскольку создание данной комиссии не свидетельствует об исполнении требований о необходимости обращения во ФСИН России с предложением по снижению лимита наполнения исправительного учреждения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО.

Также суд учитывает, что работа указанной выше комиссии определена без учета уже состоявшихся замеров.

Поскольку установлена незаконность бездействий указанного административного ответчика, то подлежат удовлетворению и требования об обязании ГУФСИН России по Ростовской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ.

При этом, суд считает, исковые требования в части учета положений п. 4.1.4 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214 при направлении во ФСИН России предложений, не подлежат учету, поскольку административным истцом не представлено суду доказательств того, что в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО нарушены указанные пункты Правил.

Требования об обязании ФСИН России в течение трех месяцев с момента поступления предложения ГУФСИН России по Ростовской области об изменении лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области внести предложение в Министерство юстиции Российской Федерации о снижении лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ до 788 мест, включая ЕПКТ на 28 мест и УКП на 17 мест, по мнению суда, удовлетворению не подлежат.

Заявляя указанные требований, административный истец ссылается на положение абз. 10 пп. 3 п. 2 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», согласно которому, Директор ФСИН России вносит Министру Юстиции РФ предложения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений, а также о ликвидации учреждений, исполняющих наказания.

В силу п. 17.1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Минюст РФ принимает решение об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, о создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в указанных учреждениях.

Однако, для удовлетворения требований о возложении подобной обязанности на ФСИН России, суду должны быть представлены и в судебном заседании найти свое правовое обоснование и документальное подтверждение факт незаконности действий (бездействия) административного ответчика по неисполнению данной обязанности.

В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно пп. 6 п. 3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

При рассмотрении данного административного дела, незаконности действий (бездействия) ФСИН России, не установлено в связи с тем, что административный ответчик ГУФСИН России по РО во ФСИН России с предложением по снижению лимита наполнения исправительного учреждения не обращался.

Требования об обязании ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России с момента вступления решения суда в законную силу приостановить этапирование вновь прибывающих осужденных в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области до приведения лимита наполнения исправительного учреждения из расчета 2 кв. м. жилой площади на одного осужденного до 788 мест, включая ЕПКТ на 28 мест и УКП на 17 мест, также не подлежат удовлетворению.

Так пункт 1 ст. 73 УИК РФ устанавливает общее правило географического распределения заключенных в Российской Федерации («общее правило распределения»), в соответствии с которым заключенные должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали («регион проживания») или были осуждены («регион осуждения»). То же положение указывает, что в «исключительных случаях» допускаются отступления от общего правила распределения.

Цель общего правила распределения, указанная в ст. 73 УИК РФ, состоит в том, чтобы сохранить социальные и семейные связи заключенных с местом, где они проживали до заключения. Таким образом, общее правило распределения совпадает с правилом 17.1 Европейских пенитенциарных правил, и рекомендует, по мере возможностей, определять заключенных в места лишения свободы, которые находятся вблизи места их проживания или социальной реабилитации, а также с принципом исправления.

Применение второго пункта статьи 73 УИК в отдельном случае возможно либо тогда, когда в регионе проживания или заключения отсутствует исправительное учреждение соответствующего типа, либо в случае «невозможности» размещения заключенного в соответствующем исправительном учреждении в пределах региона проживания или региона осуждения.

Законодательство Российской Федерации не уточняет ни в УИК РФ, ни в Инструкции по распределению заключенных, в каких случаях может возникать такая «невозможность».

Таким образом, определение наличия такой «невозможности» в значительной степени зависит от решения исполнительной власти. До принятия решения об изменении лимита наполняемости исправительного учреждения, приостановление этапирования прибывающих осужденных в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО, не представляется возможным, во взаимосвязи указанных выше норм права.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку судом установлено, что на момент рассмотрения данного административного дела административным ответчиком ГУФСИН России по РО не устранено незаконное бездействие, то срок на обращение в суд прокурором не пропущен.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части.

Как следует из ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд полагает возможным установить административному ответчику срок исполнения решения суда – 1 месяц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

     Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области к административным ответчикам ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по РО, ГУФСИН России по РО, ФСИН России о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие ГУФСИН России по Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по снижению лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ.

Обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.

Об исполнении решения суда необходимо сообщить административному истцу и суду в течение месяца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 5 ноября 2019 года.

Судья Кукленко С. В.

2а-2837/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области
Ответчики
ФСИН РФ
ГУФСИН РО
ФКУ ИК №9 ГУФСИН России по РО
Другие
ГУ Министерство юстиции РФ по РО
Касьянов Сергей Николаевич
Министерство юстиции Российской Федерции
Насонов Иван Леонидович
Славянов Алексей Юрьевич
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Кукленко Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky.ros.sudrf.ru
07.08.2019Регистрация административного искового заявления
07.08.2019Передача материалов судье
08.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2019Подготовка дела (собеседование)
19.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2019Судебное заседание
02.10.2019Судебное заседание
10.10.2019Судебное заседание
28.10.2019Судебное заседание
05.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Регистрация административного искового заявления
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020Дело оформлено
27.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее