Дело № 33-9808/2024
Судья Невидимова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 10 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,
судей Мухтаровой И.А., Лобанова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-965/2024 по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Публичному акционерному обществу «Т Плюс», Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возложении обязанности, признании бездействий незаконными,
по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества «Т Плюс» на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 17.05.2024.
Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., заслушав пояснения прокурора Рычковой А.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Орджоникидзевского района г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс»), Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возложении обязанности, признании бездействий незаконными. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка по факту ненадлежащего содержания участка наружных сетей теплоснабжения филиалом Пермский ПАО «Т Плюс», расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1. В ходе проверки и визуального обследования указанных наружных сетей теплоснабжения, проходящих от Т-18 до здания по ул. Гремячий Лог, 1 2Ду200, длина около 391 п.м. в двухтрубном исполнении, 2Ду70 длина около 420 п.м. в двухтрубном исполнении, установлено, что они находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, тепловая изоляция на сетях отсутствует, имеется коррозия, что может привести к аварийной ситуации и негативно отразиться на бесперебойном теплоснабжении потребителей, а также они представляют реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе малолетних детей. Установлено, что указанная сеть теплоснабжения находится в собственности Муниципального образования город Пермь. 15.02.2022 между Муниципальным образованием город Пермь в лице департамента имущественных отношений администрации г. Перми, в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми и ПМУП «ГКТХ» и ПАО «Т Плюс» заключено Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения г. Перми. Обязанность по содержанию тепловых сетей в нормативном и технически исправном состоянии, а также исполнение иных обязанностей, предусмотренных законодательством о теплоснабжении является обязанностью использующей данные сети организации, в данном случае филиала Пермский ПАО «Т Плюс». Кроме того, установлено, что ответчиками Муниципальное образование город Пермь в лице департамента имущественных отношений администрации г. Перми и департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми допущено бездействие в части контроля за содержанием в нормативном состоянии муниципального имущества. Ответчиком администрацией Орджоникидзевского района г. Перми также допущено бездействие в части устранения филиалом Пермский ПАО «Т Плюс» нарушений при эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры и контроля за сроками проведения ремонтных работ на тепловых сетях. Надлежащие и эффективные меры к филиалу Пермский ПАО «Т Плюс», в том числе по понуждению к приведению наружных сетей теплоснабжения в нормативное состояние в судебном порядке администрацией Орджоникидзевского района г. Перми, как контрольным органом, не приняты.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 17.05.2024 исковые требования удовлетворены в части возложения на ПАО «Т Плюс» обязанности провести работы по приведению наружных сетей теплоснабжения в нормативное техническое состояние путем восстановления тепловой изоляции на наружных сетях теплоснабжения, проходящих от Т-18 до здания по ул. Гремячий лог, д. 1 2Ду200 длина около 391 п.м. в двухтрубном исполнении, 2Ду70 длина около 420 п.м. в двухтрубном исполнении, установлен срок для устранения нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
С постановленным решением не согласен ответчик ПАО «Т Плюс». В апелляционной жалобе ссылается на наличие оснований к отмене состоявшегося судебного акта. Указывает на то, что между муниципальным образованием г. Пермь и ПАО «Т Плюс» заключено концессионное соглашение от 15.02.2022, в соответствии с которым сети теплоснабжения, проходящие от Т-18 до здания по ул. Гремячий Лог, д. 1, 2ДУ200, длина около 391 п.м. в двухтрубном исполнении, 2ДУ70, длина около 420 п.м. в двухтрубном исполнении, переданы во владение и пользование. С учетом того, что пунктом 22.4.3 концессионного соглашения предусмотрено, что реконструкция объектов производится в пределах, выделяемых ответчику денежных сумм в рамках инвестиционных мероприятий, полагает, что устанавливать предельные сроки производства работ по изоляции является необоснованным. Отмечает, что нарушение изоляции не влияет на качество и бесперебойность теплоснабжения. Ввиду особенностей способа прокладки теплосети, затрудняющих восстановление изоляции ПАО «Т Плюс» разрабатывает проект по ремонту тепловой изоляции на указанной тепловой сети в 2024 году. Отмечает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие техническое образование помощника прокурора, в связи с чем, он не наделен полномочиями по даче заключения о техническом состоянии теплосети.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Орджоникидзевского района г. Перми просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Рычкова А.Б. указала на отсутствие оснований к отмене состоявшегося решения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку ответчик ПАО «Т Плюс» не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, либо иным органом, организацией, наделенным отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а требования, заявленные к иным соответчикам, неразрывно связаны с требованиями, заявленными к ПАО «Т Плюс», данное дело правомерно рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с поступлением заявления Б. от 14.12.2023 заместителем прокурора Орджоникидзевского района г. Перми принято решение о проведении проверки технического состояния теплосетей по адресу: г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1 (л.д. 11-12, 15, 17-18, 19-20 т. 1).
Из письма ПАО «Т Плюс» от 21.12.2023 следует, что тепловая сеть от Т-18 до здания ул. Гремячий Лог, 1 находится в зоне ответственности ПАО «Т Плюс» с учетом концессионного соглашения от 15.02.2022. При подготовке тепловой сети к осенне-зимнему периоду 2023-2024 года были проведены гидравлические испытания тепловой сети, выполнены работы по ревизии запорной арматуры. Тепловая сеть успешно прошла гидравлические испытания и готова к работе в осенне-зимний период 2023-2024 года. Аварий на тепловой сети не имелось. Выполнение работ по восстановлению тепловой изоляции затрудняет способ прокладки данной тепловой сети, выполненной отдельными участками на эстакадах высотой до 5 п.м. и требует привлечения специалистов высотников. Точные сроки восстановления тепловой изоляции на трубопроводах тепловой сети от Т-18 до здания Гремячий Лог, 1 не определены. ПАО «Т Плюс» планирует в 2024 году разборку проектно-технической документации и дальнейшее решение по реализации проекта (л.д. 25-26 т. 1).
Согласно акту проверки соблюдения законодательства от 26.12.2023 установлено, что наружные сети теплоснабжения, проходящие от Т-18 до здания многоквартирного дома по ул. Гремячий Лог, д. 1, 2ДУ200, длина около 391 п.м. в двухтрубном исполнении, 2ДУ70, длина около 420 п.м. в двухтрубном исполнении, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, имеется коррозия, тепловая изоляция на сетях отсутствует (л.д. 30-34 т. 1).
Между Муниципальным образованием г. Пермь, от имени которого выступает администрация г. Перми (концедент) в лице департамента имущественных отношений администрации г. Перми, Пермским муниципальным унитарным предприятием «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» с одной стороны, и ПАО «Т Плюс» (концессионер) с другой стороны, и Субъектом Российской Федерации Пермским краем, от имени которого выступает губернатор Пермского края Махонин Д.Н., заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения города Перми (л.д. 35-105 т. 1).
Предмет соглашения состоит в том, что Концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II и приложении № 1 к настоящему Соглашению (далее – объект Соглашения), право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, горячее водоснабжение и холодное водоснабжение (транспортировка питьевой или технической воды) с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1.1 Концессионного соглашения).
Объектом Соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения города Перми, указанные в приложении № 1 к настоящему Соглашению, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения, подлежащие реконструкции (пункт 2.1 Концессионного соглашения).
В соответствии с пунктом 7.2. Концессионного соглашения концессионер обязан в течение всего срока действия указанного соглашения за свой счет в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации санитарными и техническими требованиями, а также правовыми актами города Перми: поддерживать объект соглашения в исправном состоянии (пункт 7.2.1); содержать объект соглашения в порядке, предусмотренном техническими, санитарными, противопожарными, экологическими и иными обязательными правилами и нормами (пункт 7.2.2); производить за свой счет, в сроки, установленные действующим законодательством, текущий и капитальный ремонт объекта соглашения, а также осуществлять иные мероприятия и нести расходы, связанные с содержанием объекта соглашения в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации санитарными и техническими требованиями (пункт 7.2.3).
Пунктом 13.3 Концессионного соглашения установлено, что концедент в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Перми осуществляет контроль за сохранностью объекта соглашения.
В соответствии с пунктом 3.1.4 Положения о департаменте имущественных отношений администрации г. Перми, утвержденного Решением Пермской городской думы от 12.09.2006 № 210, в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом г. Перми департамент осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в составе муниципальной казны, а также муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Как установлено пунктом 3.2.6 Типового положения о Территориальных органах администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2023 № 7, администрация Орджоникидзевского района г. Перми в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет взаимодействие с организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, по устранению нарушений в части эксплуатации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно выписке Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми от 24.01.2024 года теплотрасса протяженностью 80 п.м. по адресу: г. Пермь ул. Гремячий Лог, 1 включена в реестр муниципального имущества г. Перми (решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 09.07.1992 года № 98) реестровый номер **. Внутриквартальная тепловая трасса протяженностью 200 п.м. по адресу: г. Пермь ул. Гремячий Лог, 1 от ЦТП до жилого дома включена в реестр муниципальной собственности, реестровый номер **. Теплосеть протяженностью 410,15 п.м. по адресу: г. Пермь ул. Гремячий Лог, 1 от П-18 до ЦТП включена в реестр муниципального имущества г. Перми, реестровый номер ** (л.д. 153 т. 1).
В соответствии с пунктом 3.17 Приказа Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» (далее – Приказ № 285) все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 45 град. С, расположенные в доступных для обслуживающего персонала местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией, температура наружной поверхности которой не должна превышать 45 град. С.
Согласно пункту 3.23 Приказа № 285 для трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов, оборудования и опор трубопроводов должна предусматриваться тепловая изоляция в соответствии с СНиП 2.04.14-88 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов».
В силу пункта 1.2 СНиП 2.04.14-88 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» для трубопроводов тепловых сетей, включая арматуру, фланцевые соединения и компенсаторы, тепловую изоляцию необходимо предусматривать независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки.
На основании пункта 2.1 СНиП 2.04.14-88 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» теплоизоляционные конструкции следует предусматривать из следующих элементов: теплоизоляционного слоя; армирующих и крепежных деталей; пароизоляционного слоя; покровного слоя. Защитное покрытие изолируемой поверхности от коррозии не входит в состав теплоизоляционной конструкции.
При предпусковом осмотре тепловых пунктов и систем теплопотребления представитель организации, эксплуатирующей тепловые сети должен проверить состояние тепловой изоляции на разводящих трубопроводах системы теплопотребления (подпункт «ж» пункта 5.27 Приказа № 285).
В силу пункта 6.3 Приказа № 285 в процессе эксплуатации организация, эксплуатирующая тепловые сети должна, в том числе: поддерживать в исправном состоянии трубопроводы и оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; осуществлять контроль за состоянием тепловой изоляции и антикоррозионного покрытия с применением современных приборов и методов диагностики, а также путем осмотра, испытаний и других методов.
Согласно пункту 6.41 Приказа № 285 для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов должно быть проверено и оформлено актами состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции.
Пунктами 2.7.1, 2.7.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила № 115), установлено: при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию; объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния.
В соответствии с пунктом 6.1.31 Правил № 115 установлено, что для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.
В силу пункта 6.2.25 Правил № 115 при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие.
Разрешая заявленные требования, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о возложении на ПАО «Т Плюс» обязанности о приведении наружных сетей теплоснабжения в нормативное техническое состояние подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по содержанию тепловых сетей в нормативном и технически исправном состоянии является обязанностью использующей данные сети организации, в данном случае филиала Пермский ПАО «Т Плюс». ПАО «Т Плюс» не проведены мероприятия по восстановлению тепловой изоляции на наружных сетях теплоснабжения, проходящих от Т-18 до здания по ул. Гремячий лог, д. 1 2Ду200 длина около 391 п.м. в двухтрубном исполнении, 2Ду70 длина около 420 п.м. в двухтрубном исполнении в нормативное техническое состояние. Данные мероприятия только запланированы на 2024 год в части разработки проектно-технической документации. Для устранения нарушений установлен срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования к муниципальному образованию г. Пермь в лице департамента имущественных отношений администрации г. Перми, муниципальному образованию г. Пермь в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оставлены без удовлетворения, поскольку само по себе признание бездействия указанных лиц незаконным не повлечет какого-либо правового результата, не приведет к восстановлению нарушенных прав.
Решение суда оспаривается только в части удовлетворенных требований, в связи с чем, проверяется судебной коллегией в соответствующей части.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на ПАО «Т Плюс» соответствующей обязанности по предмету иска, поскольку они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом установлен неправомерный срок исполнения решения суда, судебной коллегией отклоняются ввиду несостоятельности.
Согласно материалам дела с ноября 2022 года администрация Орджоникидзевского района г. Перми контролирует вопрос проведения ремонтных работ по восстановлению изоляции на тепловых сетях, находящихся в обслуживании ПАО «Т Плюс», проходящих вдоль многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1 (л.д. 160 т. 1).
Сроки работ по замене тепловой изоляции на тепловой сети неоднократно менялись: второй квартал 2023 года (л.д. 161, 163 т. 1), четвертый квартал 2023 года (л.д. 165 т. 1), осенне-зимний период не позднее окончания 2023 года (л.д. 24 т. 1), в 2024 году будет выполнен проект на работы по ремонту тепловой изоляции на указанной тепловой сети, ремонтные работы будут проводиться в 2025-2026 году (л.д. 209 т. 1).
Таким образом, учитывая обращения граждан об отсутствии тепловой изоляции на тепловых сетях по адресу: г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1, акт проверки соблюдения законодательства от 26.12.2023, установивший неудовлетворительное техническое состояние наружных сетей теплоснабжения, проходящих от Т-18 до здания по ул. Гремячий лог, д. 1 2Ду200 длина окло 391 п.м. в двухтрубном исполнении, 2Ду70 длина около 420 п.м. в двухтрубном исполнении, наличие коррозии и отсутствие тепловой изоляции, а также ответы ПАО «Т Плюс», из которых следует, что о проблеме неудовлетворительного технического состояния теплосетей ответчику известно, как минимум с ноября 2022 года, вместе с тем ремонт указанных тепловых сетей ПАО «Т Плюс» не производит, неоднократно сдвигая сроки устранения указанных нарушений законодательства, суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции об установлении ПАО «Т Плюс» срока для устранения нарушений в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является обоснованным.
Доводы апеллянта о том, что при передаче теплосети на обслуживание ПАО «Т Плюс» тепловая изоляция на трубопроводах отсутствовала, что тепловая сеть успешно прошла гидравлические испытания и готова к работе в осенне-зимний период 2023-2024 года, что аварий на указанном участке тепловой сети с 15.02.2022 не было, не влияют на законность оспариваемого судебного постановления, поскольку не исключают наличия у ПАО «Т Плюс» обязанности по соблюдению требований действующего законодательства о покрытии трубопроводов тепловой изоляцией и содержании трубопроводов в исправном состоянии, проведении своевременного осмотра и ремонта, осуществлению контроля за состоянием тепловой изоляции и антикоррозионного покрытия.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, акт проверки соблюдения законодательства от 26.12.2023 составлен старшим помощником прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в присутствии начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Орджоникидзевского района г. Перми П., а также заместителя начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Орджоникидзевского района г. Перми К., которые в соответствии с требованием о выделении специалиста от 19.12.2023 обладают специальными познаниями в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 19-20 т. 1).
Иных доводов, которые имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 17.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Т Плюс» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 сентября 2024 года.