Решение по делу № 33а-944/2021 от 11.12.2020

                                                                         УИД 38RS0032-01-2020-002702-81

Судья 1 инстанции Сучилина А.А.

Судья-докладчик Каракич Л.Л.                         № 33а-944/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2021 года                                    г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Каракич Л.Л.,

судей Гусаровой Л.В. и Медведевой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Гордееве А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело             № 2а-2282/2020 по административным исковым заявлениям Семеусова П.Л., Киселевой С.Э., Антоновой Л.Г., Елисеева А.М., Долгоровой И.В., Клопченко А.Д., Георгиевской М.А. к администрации города Иркутска, заместителю мэра – председателю комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска о признании незаконным распоряжения,

по апелляционной жалобе административного истца Семиусова П.Л. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 8 октября 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Семеусов П.Л., Киселева С.Э., Антонова Л.Г., Елисеев А.М., Долгорова И.В., Клопченко А.Д., Георгиевская М.А. в административном исковом заявлении просили признать незаконным распоряжение председателя комитета по градостроительной политике от 23 апреля 2020    № Номер изъят «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

В обоснование требований административные истцы указали, что указанным распоряжением предоставлено разрешение на уменьшение при новом строительстве максимального размера земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, и являющегося смежным с участком, на котором расположен жилой комплекс (данные изъяты), где они проживают.

Распоряжение считают незаконным по следующим основаниям. Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки города Иркутска по запросу ООО «Ильвик» проведены публичные слушания по проекту решения о разрешении на уменьшение размера земельного участка. Административные истцы, проживающие на смежном земельном участке, представили замечания на проект распоряжения, возражали против уменьшения при новом строительстве земельного участка до 0,5994 га, что с учетом плотности застройки может привести к неблагоприятным последствиям. Проект застройки земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 5994 кв.м. предполагает возведение двух 18-ти этажных жилых домов с нежилыми помещениями напротив жилого комплекса «Ангарские паруса» этажностью 9 этажей, что может привести к нарушению технических регламентов в части нормы инсоляции.

В будущей застройке жилищная обеспеченность составляет 42 кв.м. на человека, что в силу Градостроительного регламента требует организации не менее 25% машино-мест на открытых стоянках, однако в представленной для публичных слушаний схеме нет информации о площади коммерческой недвижимости и количестве открытых парковочных мест.

Административные истцы полагают невозможным выполнение указанных требований на предоставленной для застройки площади, что, как следствие, существенно ухудшит жилищные условия и среду проживания жителей комплекса (данные изъяты). Кроме того, возведение 18-этажного жилого комплекса увеличит нагрузку на социальные объекты района.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административным истцом Семеусовым П.Л. в лице представителя Третьяковой Л.В. поставлен вопрос об отмене решения, как незаконного, поскольку судом не учтены юридически значимые обстоятельства дела. На публичные слушания представлена схема участка, не содержащая сведений о планируемом размещении объекта, что недостаточно для формирования мнения участников слушаний, не соответствует их цели и требованиям административного регламента. Административные ответчики допустили злоупотребление правом, буквально трактуя перечень документов, подлежащих размещению для публичных слушаний.

Участниками публичных слушаний, в том числе административными истцами, указывалось на нарушение требований технических регламентов о нормах инсоляции, при которых не может быть согласовано отклонение от предельных параметров строительства ОКС. Однако экспертиза документов на соответствия планируемого объекта требованиям технических регламентов проведена не была, суд также отказал в проведении экспертизы проектной документации для разрешения вопроса о наличии или отсутствии нарушений технических регламентов.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса о времени рассмотрения извещенных надлежащим образом.

Заслушав доклад судьи Каракич Л.Л., объяснения представителя Семеусова П.Л. Третьяковой Л.В., административного истца Антоновой Л.Г., поддержавших апелляционную жалобу, проверив обстоятельства дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы и возражений против нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в судебном порядке решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении такого спора суд выясняет, нарушены ли права заявителя, соблюден ли им срок обращения в суд, проверяет полномочия, порядок, основания принятия органом, должностным лицом оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствие их нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из требований части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, суд удовлетворяет административный иск, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца и не соответствует закону. В случае отсутствия указанной совокупности обстоятельств суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Градостроительная деятельность, под которой понимается деятельность по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, комплексному развитию территорий и их благоустройству, регулируется Градостроительным кодексом, Земельным кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах комплексного и устойчивого развития территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, плановой застройки территории, обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности.

Правила землепользования и застройки, разрабатываемые в порядке статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включают в себя градостроительные регламенты, которыми определяется правовой режим земельного участка – виды разрешенного использования, предельные размеры участков и предельные параметры строительства.

В пункте 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Кодекса).

Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, подготовленный комиссией по запросу заинтересованного лица, подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 Кодекса с учетом положений статьи 39 названного Кодекса. Решение о предоставлении разрешения или отказе в разрешении с учетом заключения по результатам публичного обсуждения и рекомендаций комиссии принимает глава администрации (части 3-6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что на основании постановления мэра г. Иркутска от 14 ноября 2008 года № Номер изъят земельный участок площадью 5999 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят предоставлен обществу с ограниченной ответственностью «Ильвик» в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка под эксплуатацию существующих складов, проходной. С 23 июля 2020 года на основании договора купли-продажи право собственности на указанный участок перешло к Киселеву Ю.В., который привлечен в дело заинтересованным лицом.

18 февраля 2020 года ООО «Ильвик» обратилось в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки администрации города Иркутска с запросом о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в части уменьшения минимального размера земельного участка до 0,5994 га в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 5994 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>.

Порядок предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории города Иркутска» установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 14 июня 2019 года № Номер изъят (в редакции от 13 февраля 2020 года).

В пункте 40 Регламента приведен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель должен представить самостоятельно при обращении за разрешением об отклонении от предельных параметров, к ним относятся: запрос; для юридического лица - документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя и устав; технический паспорт объекта капитального строительства; схема планировочной организации земельного участка с указанием размещения объекта капитального строительства, строительство которого предполагается в случае предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; правоустанавливающие документы на земельный участок или объект капитального строительства.

Согласно пункту 45 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является нарушение требований земельного и градостроительного законодательства, положений утвержденных градостроительных регламентов и обращение с запросом лица, не являющегося правообладателем земельного участка. И этот перечень также является исчерпывающим.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, к запросу ООО «Ильвик» были приложены все предусмотренные регламентом документы, в числе которых схема планировочной организации земельного участка.

Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки в порядке, предусмотренном статьями 5.1, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением об отдельных вопросах организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2018 года № Номер изъят, проведены публичные слушания по проекту решения о предоставлении ООО «Ильвик» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят.

Проверив порядок и процедуру проведения публичных слушаний, составленные в их ходе документы – протокол, заключение, суд обоснованно не усмотрел в действиях административных ответчиков после получения запроса ООО «Ильвик» нарушений требований приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения от 28 июня 2018 года, Административного регламента, утвержденных Думой города Иркутска.

По завершению процедуры публичных слушаний председателем комитета по градостроительной политике в порядке пункта 90 Административного регламента издано оспариваемое распоряжение «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

Проверяя по существу указанное решение, суд исследовал схему планировочной организации земельного участка, на котором планируется строительство 18-ти этажной блок-секции на 118 квартир с расчетным количеством жителей 202 человека. Общая площадь застройки участка по схеме составляет 12 % от площади участка в 5994 кв.м., процент озеленения – 33 %. При планировании организации земельного участка предусмотрена подземная автостоянка на 80 машино-мест, а также 14 открытых парковок, детские площадки, площадки для занятия спортом, хозяйственные зоны (для мусорных контейнеров).

Судом сделан обоснованный вывод о том, что параметры предполагаемого строительства соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным в статье 42 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 года.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходил из того, что оспариваемое административными истцами распоряжение председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 23 апреля 2020 года № Номер изъят «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» является законным, обоснованным, принятым в точном соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.

Административными ответчиками не приведено убедительных доказательств нарушения их прав, судом таких нарушений тоже не установлено, также как не установлено нарушения процедуры принятия оспариваемого решения и несоответствия его закону.

При отсутствии совокупности оснований, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконным распоряжения заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 23 апреля 2020 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», судебная коллегия полагает возможным с выводами суда первой инстанции согласиться.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы о том, что на публичные слушания представлена схема участка, не содержащая сведений о планируемом размещении объекта, что недостаточно для формирования мнения участников слушаний, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, к запросу ООО «Ильвик» о разрешении на отклонение от предельных параметров строительства при обращении в Комиссию была приложена схема планировочной организации земельного участка. При экспозиции проекта в рамках подготовки к публичным слушаниям была размещена схема расположения земельного участка, которая не отражает планировку участка при предполагаемом строительстве. Однако на собрании участников слушаний ООО «Ильвик» представлена схема планировочной организации земельного участка и дополнительная информация к ней, что отражено в протоколе слушаний.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отказано в проведении экспертизы на предмет соответствия планируемого к строительству жилого объекта требованиям Технических регламентов по нормам инсоляции, также не могут послужить основанием для отмены решения. Судебная коллегия полагает отказ суда в назначении экспертизы обоснованным и не противоречащим статье 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу требований пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание должно быть спроектировано таким образом, чтобы в жилых помещениях была обеспечена достаточная продолжительность инсоляции или солнцезащита в целях создания безопасных условий проживания. Исходя из содержания приведенной нормы, судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами административного ответчика относительно того, что нормы инсоляции проверяются на стадии архитектурно-строительного проектирования, которое осуществляется путем подготовки проектной документации планируемого к строительству объекта в границах земельного участка.

Что касается требуемого по градостроительному регламенту для зоны застройки ЖЗ-104 количества планируемых парковочных мест на подземных и открытых стоянках, то суд проверил соответствие их числа регламенту расчетным путем с применением нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Думы г. Иркутска решению Думы города Иркутска от 21 марта 2016 года N 006-20-190279/6.

Кроме того, согласно заключению отдела территориального планирования управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26 февраля 2020 года № Номер изъят, полученного при подготовке к публичным слушаниям, земельный участок с кадастровым номером Номер изъят расположен вне границ исторического поселения город Иркутск, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2013 года № 575-пп, схема планировочной организации земельного участка соответствует требованиям технических регламентов.

Письмом Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления Росавиации, направленным в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска 28 ноября 2019 года № Номер изъят, согласованы изменения в ПЗЗ, в том числе в отношении кадастрового квартала, в котором находится спорный земельный участок.

При этом судебная коллегия также учитывает, что высказанное участниками публичных слушаний предложение о размещении на земельном участке среднеэтажной жилой застройки признано Комиссией целесообразным, поскольку в территориальной зоне ЖЗ-104, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, вид разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка» предусмотрен.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Все они в качестве правовой позиции административных истцов являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, исследованы судом и получили мотивированную оценку в решении, основанную на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено. Судебная коллегия признает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 8 октября 2020 года по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Семеусова П.Л. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий                                   Л.Л. Каракич

Судьи                                               Л.В. Гусарова

                                         Н.И. Медведева

33а-944/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Георгиевская Мария Андреевна
Киселева Светлана Эдуардовна
Елисеев Анатолий Михайлович
Долгорова Ирина Валерьевна
Семеусов Павел Леонидович
Антонова Людмила Георгиевна
Клопченко Алексей Дмитриевич
Ответчики
Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска
Администрация г. Иркутска
Заместитель мэра-председатель комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска
Другие
Третьякова Любовь Викторовна
Киселев Юрий Вячеславович
Ильвик ООО
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Каракич Лена Львовна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
11.12.2020Передача дела судье
20.01.2021Судебное заседание
18.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2021Передано в экспедицию
20.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее