ОПРЕДЕЛЕНИЕ
р.п. Усть-Абакан 03 февраля 2017 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Бугановой Н.В.,
при секретаре Николаевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что на основании решения Усть-Абаканского районного суда от *** на администрацию Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до *** возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт безхозяйного недвижимого имущества - скважину, находящуюся в .... На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения настоящего судебного акта, судебным приставом Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия (далее - МО по ОВИП УФССП России по РХ) возбуждено исполнительное производство от *** *** и установлен срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований. Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОВИП УФССП России по РХ Ц. от *** с администрации Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., тогда как, приняв исчерпывающие меры, администрация Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия не имела возможности исполнить свои обязательства в установленный для добровольного исполнения срок, виновных действий или бездействия в рамках исполнительного производства должником допущено не было. Просит суд освободить администрацию Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от взыскания данного исполнительского сбора.
В судебное заседание должник в лице главы администрации Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Взыскатель – помощник прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Свиридова Т.С. возражений по заявленным требованиям не имела, ввиду того, что должником регулярно на протяжении длительного периода времени предпринимаются меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ Целищева В.В., о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии с ч. 2 ст. 358, ч. 3 ст. 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие должника в лице главы администрации Вершино-Биджинского сельсовета, судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ Целищевой В.В.
Исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу требований ч. 1 ст. 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частями 1-3, 6-8 статьи 112 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Усть-Абаканского районного суда от *** на администрацию Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до *** возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт безхозяйного недвижимого имущества - скважину, находящуюся в ...
*** данное решение суда вступило в законную силу.
На основании исполнительного листа от *** ***, выданного Усть-Абаканским районным судом, судебным приставом-исполнителем МО по ОВИП УФССП России по РХ *** возбуждено исполнительное производство *** и установлен срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.
Постановлением, вынесенным *** судебным приставом-исполнителем МО по ОВИП УФССП России по РХ Ц.., ввиду неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с администрации Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.
На момент рассмотрения дела требование исполнительного документа в установленный срок должником не исполнено, исполнительский сбор администрацией Усть-Абаканского района не оплачен.
На основании части 7 статьи 112 указанного Федерального закона при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п.1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учётом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не осмотрительности необходимые действия не совершил.
Порядок постановки недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации, Порядком принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года №701, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Для постановки недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного необходимо проведение ряда мероприятий – изготовление технической документации на объект недвижимого имущества, постановка его на кадастровый учет, постановка его на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйного. Проведение данных мероприятий требует определенных временных затрат.
В соответствии с действующим законодательством заключение договоров, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг от имени муниципального образования, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заявляя требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия указывает на отсутствие вины и на то, что она по объективным причинам не имеет реальной возможности исполнить решение суда в установленный судом и приставом - исполнителем срок.
Из материалов дела следует, что администрацией Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, с целью исполнения решения суда от *** был заключен муниципальный контракт с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от *** *** на выполнение работ по проведению технической инвентаризации, изготовлению технического паспорта и технического плана на объект капитального строительства водовод, расположенный по адресу: ... от источника водоснабжения СКВ *** и СКВ ***, расположенный в .... Техническая документация (технический паспорт и технический план на объект) была изготовлена ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ***, о чем был составлен акт сдачи-приемки работ.
С целью постановки на учёт скважины водозабора, глава администрации Вершино – Биджинского сельсовета *** обратился к администрации Усть-Абаканского района с ходатайством о выделении денежных средств в размере 94 000 руб. для исполнения решения суда от *** для выполнения работ по проведению технической инвентаризации, изготовлению паспорта и технического плана на объект капитального строительства водовод согласно договора от *** ***, выполненные филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Кроме того, согласно выписки из ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования Вершино-Биджинский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия на *** следует, что заявителем в бюджет муниципального образования Вершино-Биджинский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия на *** год и плановый период ***. в целях оформления права собственности на скважину включен раздел «иные закупки товаров и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в сумме 56 000 руб.
Указанное свидетельствует о том, что администрация Вершино-Биджинского сельсовета не уклоняется от исполнения решения Усть-Абаканского районного суда от ***, однако для его исполнения требуется поведение ряда процедур, строго регламентированных действующим законодательством, и занимающих длительный период времени и требующих существенных денежных затрат. В связи с этим исполнить требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок объективно не представляется возможным. В данном случае в действиях администрации Вершино-Биджинского сельсовета отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Подтверждением того обстоятельства, что постановка скважины на учёт, как безхозяйного недвижимого имущества, представляет собой длительный процесс, является определение Усть-Абаканского районного суда от *** о предоставлении администрации Вершино -Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия отсрочки исполнения решения Усть-Абаканского районного суда до *** на срок до ***.
Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии в данном случае предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований для освобождения администрации Вершино- Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района от взыскания исполнительского сбора, в связи с чем, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199, 358, 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Освободить должника - администрацию Вершино-Биджинского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением, вынесенным *** судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Целищевой В.В. в рамках исполнительного производства от *** ***
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: Н.В.Буганова