Решение по делу № 2-128/2023 (2-2399/2022;) от 24.02.2022

Дело № 2-128/2023УИД 78RS0020-01-2022-000986-47
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2023 года г. Санкт-Петербург

Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Цветковой Е.С.

при секретаре Шелкуновой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой С.А. к ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России о признании приказов незаконными, взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова С.А. обратилась в Пушкинский районный суд с иском к ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России, в котором в порядке уточнений требований просит признать приказ № 0 от 00.00.0000 незаконным и неисполнимым, приказ № 0 от 00.00.0000 об отстранении истца от работы незаконным, обязать ответчика начислить и выплатить истцу заработную платы за период незаконного отстранения от работы за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 из расчета среднего заработка, выплатить денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, почтовые расходы в размере 433 рубля 60 копеек, расходы на оплату представителя в размере 40 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что работает у ответчика по трудовому договору в должности . с 00.00.0000. 00.00.0000 ответчиком был издан приказ № 0 «Об организации вакцинации работников», с которым истец ознакомлена под роспись. Не желаю проходить вакцинацию, истец подписала бланк о не согласии на вакцинацию. 00.00.0000 ответчик издал приказ № 0 «Об отстранении работников в связи с не проведением обязательной вакцинации», согласно которому истец была отстранена от работы. После отстранения от работы истец понесла нравственные страдания, вышеуказанные приказы считает незаконными, в связи с чем обратилась в суд за нарушенных защитой прав.

Представитель ответчика ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России - Куриленкова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала.

Истец Иванова С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, от истца поступила телефонограмма о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с болезнью.

В силу п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участника процесса, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 00.00.0000 между истцом и ответчиком заключен трудовой договор № 0 (приказ о приеме на работу № 0пр от 00.00.0000).

Из п. 2.2.1 договора следует, что истец принята на работу к ответчику на должность . на неопределенный срок, профессиональная квалификационная группа «должностей специалистов 3 уровня в учреждениях здравоохранения» (л.д. 11-12, 95-96).

00.00.0000 директором ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России издан приказ № 0 «Об организации вакцинации работников», в соответствии с которым работникам приказано в срок до 15 ноября 2021 года произвести профилактические прививки первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), прошедшей регистрацию в Российской Федерации (п. 1 Приказа) (л.д. 100).

Пунктом 2 приказа № 0 установлено, что работникам ответчика, имеющим противопоказания к вакцинации от COVID-2019 или прошедшим вакцинацию ранее, следует не позднее 27 октября 2021 года письменно сообщить об этом врачу-эпидемиологу ФИО6 или врачу-эпидемиологу ФИО7 и представить подтверждающие документы.

Иванова С.А. 15 октября 2021 года написала письменный отказ от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции на имя директора (л.д. 105-107).

Приказом директора ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России № 0 от 00.00.0000 в связи с отказом пройти обязательную вакцинацию и в связи с неисполнением требований, установленных пунктом 1 приказа от октября 2021 года № 0, от работы отстранены работники согласно спискам (приложение № 1 и № 2 к приказу) на период с 16 ноября 2021 года и до момента прохождения обязательной вакцинации без начисления заработной платы (пп. 1-3 приказа), в том числе отстранен и истец (л.д. 102-104).

30 ноября 2021 года истец в адрес руководителя организации направила заявление о нарушении ее трудовых прав требованием о прохождении вакцинации, в том числе об отсутствии у работодателя прав требовать от работника предъявления иных документов, кроме указанных в Трудовом кодексе, о нарушении права на отказ от вакцинации, о недопустимости дискриминации, в ответ на которое 09 декабря 2021 года директором ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России указано, что ответчик имел право на отстранения истца от работы, а также на обязание пройти вакцинацию (л.д. 108-112).

Приказом директора ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России № 0 от 00.00.0000 внесены изменения в пп. 1 и 2 приказа № 0 от 00.00.0000 в части даты отстранения работников от работы – с 16 декабря 2021 года, а также данным приказом постановлено выплатить отстраненным работникам заработную плату за период с 16 ноября 2021 до 15 декабря 2021 года и компенсацию за задержку заработной платы (л.д. 113).

31 января 2022 года в отношении ответчика Государственной инспекцией труда в городе Санкт-Петербурга проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки установлено, что отстранение от работы в связи с отказом работника от вакцинации может быть оформлено с 15 декабря 2021 года в случае, если работником в указанную дату не представлены сертификат о вакцинации или документы, подтверждающие медицинские противопоказания к такой вакцинации (л.д. 115-119).

На момент рассмотрения дела истец вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) не прошёл, к работе у ответчика не допущен, сторонами данные обстоятельства не оспариваются.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Одним из случаев отстранения работника от работы является нарушение положений Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 2 ст. 5 которого установлено, отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Помимо приведенных положений п.п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» данные полномочия подтверждаются также приказом Минздрава от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приложение № 2 «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям»). В указанный Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Согласно данному Календарю к приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.

К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Прививка от коронавируса становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной (п. 1 Письма Роструда от 13 июля 2021 года № 1811-ТЗ).

Так, постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 года № 3 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» установлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе, лицам, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения.

Пунктом 2 данного Постановления руководителям организаций, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения на территории города Санкт-Петербурга предписано:

2.1. в срок до 15 ноября 2021 года обеспечить проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 15 декабря 2021 года – вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников;

2.2. усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.

Требование о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19» (пункт 3 названного Постановления).

Основанием для вынесения указанного постановления явились неблагополучная эпидемиологическая ситуация по данной инфекции на территории Санкт-Петербурга, наличие значительного роста заболеваемости среди трудоспособного населения и продолжающейся угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.

Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID-19 Минздравом Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок. При этом такая вакцинация отнесена к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть она проводится гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной. Работники, отказавшиеся от вакцинации без медицинских противопоказаний, подлежат отстранению от работы без сохранения заработной платы.

Учитывая изложенные нормы, а также то, что трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом людей, носила риск распространения новой коронавирусной инфекцией, истец был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции с указанием сроков прохождения вакцинации, а также последствий в случае отказа от вакцинации, вывод суда о правомерности отстранения Ивановой С.А. от работы ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения является правильным. Нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика не установлено.

Суд принимает во внимание, что на момент издания ответчиком приказа от 00.00.0000 № 0 Главным государственным санитарным врачом Санкт-Петербургу постановлено обеспечить проведение профилактических по прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, работникам учреждений здравоохранения, без указания конкретных должностей.

Доводы истца о том, что у Главного государственного санитарного врача Санкт-Петербургу отсутствовали полномочия на издание указанного Постановления, не основаны на положениях действующего законодательства и противоречат вышеуказанным нормам права, которыми указанному должностному лицу предоставлены соответствующие полномочия по изданию такого рода постановлений.

Суд также отмечает, что данный нормативный акт не отменен, незаконным в установленным порядке не признан, в связи с чем подлежит исполнению теми лицами (работниками и работодателями), в отношении которых оно издано, в том числе истцом и ответчиком.

При этом на территории Российской Федерации зарегистрировано несколько лекарственных препаратов, которыми возможно проведение указанной вакцинации, в том числе с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 441 «Об особенностях обращения лекарственных препаратов для медицинского применения, которые предназначены для применения в условиях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайной ситуации и для организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов».

Таким образом, учитывая, что истец была предупреждена о последствиях своего отказа от проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при отсутствии подтвержденных противопоказаний она может быть отстранена от работы без сохранения денежного содержания до устранения обстоятельств на период эпидемиологического неблагополучия (до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности).

Согласно Уставу ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России находится в ведении Министерства по здравоохранению и социального развития Российской Федерации, создано с целью организации ортопедо-травматологической помощи детям и медицинской реабилитации детей-инвалидов, совершенствования методов диагностики и лечения у детей патологии крупных суставов, позвоночника, врожденной и приобретенной кисти и стопы, совершенствования методов диагностики и лечения у детей с нейрохирургической патологией и иными медицинскими целями (л.д. 146-160).

С учетом вышеизложенного, учитывая, что во исполнение распоряжения Главного санитарного врача Санкт-Петербурга организацией ответчиком был издан и доведен до сведения истца приказ в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 года № 3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», о чем указано в уведомлении, врученном истцу, и в приказе, согласно которому истцу было предложено принять участие в вакцинации и, в числе прочего, уведомить работодателя о своей готовности или неготовности на участие в вакцинации. Также было предложено представить работодателю документы о том, что у работника есть медицинские противопоказания или иные уважительные причины отказа от прививки.

Данные сведения и документы представлены работодателю не были, в связи с чем, истец была отстранена от работы, о чем был издан в отношении истца приказ, с которым она была ознакомлен под подпись.

При этом истец не была лишена возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования, чего истцом сделано не было.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что приказы ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России № 0 от 00.00.0000 и № 0 от 00.00.0000 положениям действующего законодательства не противоречат, изданы во исполнение Постановления Главного санитарного врача по Санкт-Петербургу, в связи с чем оснований для признания их незаконными и для их отмены не имеется, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований в этой части суд не усматривает.

Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 г. N 1867-О.

Действия работодателя расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.

Судом правильно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.

Требования истца об обязании ответчика начислить и выплатить истцу заработную платы за период незаконного отстранения от работы за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 из расчета среднего заработка, выплатить денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, почтовые расходы в размере 433 рубля 60 копеек, расходы на оплату представителя в размере 40 000 рублей также удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными требованиями от требований о признании приказов незаконными, в удовлетворении которых отказано. Наличие недобросовестности в действиях ответчика истцом не доказано.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ивановой С.А. к ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Минздрава России о признании приказов незаконными, взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение составлено 17 января 2023 года.

2-128/2023 (2-2399/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Светлана Анатольевна
Ответчики
ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И.Турнера»
Суд
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
psh.spb.sudrf.ru
24.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2022Передача материалов судье
25.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2022Предварительное судебное заседание
07.07.2022Предварительное судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
05.12.2022Судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
17.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2023Дело оформлено
02.03.2023Дело передано в архив
11.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее