Дело №33-2880/2020 |
судья Кунгурцева Т.И. |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 октября 2020 года |
город Тула |
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Т.В.,
судей Старцевой Т.Г., Иваниной Т.Н.,
при секретаре Жуковой Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-148/2020 по апелляционной жалобе истца Ферапонтовой Г.И. на решение Белевского районного суда Тульской области от 30 июля 2020 года по иску Ферапонтовой Г.И. к администрации муниципального образования Белевский район о признании права собственности в порядке наследования по закону на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Т.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ферапонтова Г.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Белевский район об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону.
В обоснование иска указано, что её матери Климовой У.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>. В установленном законом порядке истец вступила в наследство, проживала в указанном жилом доме и обрабатывала земельный участок. В последующем дом был демонтирован, но она продолжала возделывать земельный участок и оберегать его от посягательств третьих лиц. Указывая на то, что нотариусом ей было отказано в оформлении наследственных прав, истец просила установить факт принятия наследства, открывшегося после смерти Климовой У.С.; признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Определением суда от 08.06.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Канунова Н.И.
Представитель истца Ферапонтовой Г.И. по доверенности Кудрявец О.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала.
Представитель истца Ферапонтовой Г.И. по доверенности Ферапонтов К.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал. Пояснил, что Климова У.С. в 1942г. вступила в колхоз, при доме было 22 сотки земли, в 1964г. 5 соток забрали в связи с инвалидностью, оставив 17 соток. Примерно в 1980г. Ферапонтова Г.И. забрала Климову У.С. для постоянного проживания в <адрес>, а жилой дом из-за ветхости был демонтирован. После смерти наследодателя Ферапонтова Г.И. продолжала пользоваться земельным участком, который располагался при доме, однако свидетельство на землю в 1992г. ей выдано не было.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Белевский район по доверенности Райкова Е.П. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок истцом не представлены.
Ответчик Канунова Н.И. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Левобережное Белевского района в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещался надлежащим образом, в письменных заявлениях просил рассмотреть гражданское дело без его участия, возражений по исковому заявлению не представлено.
Решением Белевского районного суда Тульской области от 30.07.2020 установлен факт принятия Ферапонтовой Г.И. наследства, открывшегося после смерти Климовой У.С., в удовлетворении иска о признании права собственности в порядке наследования по закону на земельный участок отказано.
В апелляционной жалобе истец Ферапонтова Г.И. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела; настаивает на удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
Проверив материалы дела в соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Ферапонтовой Г.И. по доверенности Кудрявец О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно похозяйственной книги за 1945-1947г. <адрес> главой семьи указана Климова У.С. - член колхоза <данные изъяты> в состав её семьи входят две дочери: Климова Н.И., ДД.ММ.ГГГГ и Климова Г.И., ДД.ММ.ГГГГ, отец – Воеводский С.Е.; в пользовании хозяйства находилось 0,22 га (л.д.143-146).
Согласно похозяйственной книги № Ивановского сельского Совета на 1967-1980г.г. <адрес> по состоянию на 1967г. главой семьи является Климова У.С., ДД.ММ.ГГГГ, не работает по болезни (инвалид труда, получатель пенсии); хозяйство состояло в колхозе <данные изъяты> <адрес> жилой дом деревянный 1925 года возведения; в 1967г. в пользовании хозяйства имелось 0,17 га земли. Хозяйство в 1968г. выбыло (л.д.18–23, 69–76, 166-169).
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о действующих вещных правах на объект недвижимого имущества (л.д.186).
В администрации муниципального образования Белевский район и ФГБУ «ФКП Росреестра» также отсутствуют сведения о выдаче Климовой У.С. государственного акта на право пользования землей.
Климова У.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Наследственное дело к имуществу Климовой У.С. не заводилось, что подтверждается сообщениями нотариусов Хулап Т.В. и Жукова А.Ю. (л.д.43, 44, 63).
Оценив представленные доказательства, в том числе пояснения стороны истца, свидетелей, учитывая, что Климова У.С. была зарегистрирована и проживала по день смерти с дочерью Ферапонтовой Г.И. по адресу: <адрес>, суд пришел к выводу, что Ферапонтова Г.И. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти Климовой У.С.
В данной части решение суда не оспаривается.
Разрешая требование о признании права собственности на землю, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», Земельного кодекса РСФСР (действующих на момент открытия наследства), ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», исходил из того, что предоставленный Климовой У.С. земельный участок не был оформлен в собственность, то есть не вошел в наследственную массу, открывшуюся после ее смерти, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении данного требования.
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применили закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил судебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Довод истца о том, что право собственности умершей Климовой У.С. на земельный участок, на котором находился спорный жилой дом, подтверждается выпиской из похозяйственной книги, что свидетельствует о наличии у гражданина права на земельный участок, основан на ошибочном толковании норм материального права.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» признается действительной записи в похозяйственных книгах, форма и порядок ведения которых регламентировались ранее действовавшими нормативно-правовыми актами.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии с Законом РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР», похозяйственная книга является документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящемся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
Запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности исходя из того, что в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Госкомстатом СССР 25.05.1960, Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР 13.04.1979 №112/5, а также утвержденными Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 №69 данные книг похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Документы о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты, на землях совхоза, колхоза выдавались в соответствии с записями из похозяйственной книги.
В соответствии со ст.49 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является, в том числе, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
В статье 8 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» закреплено, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
11.10.2010 Приказом Минсельхоза России №345 были утверждены Форма и порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
В соответствии с утвержденным порядком ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства (п.1 Порядка).
В книгу записываются все хозяйства, находящиеся на территории органов местного самоуправления, в том числе те, где отсутствуют жилые строения (ветхие, сгоревшие, обвалившиеся и т.д.), но ведется хозяйство, а также отдельные жилые дома (хутора, лесные сторожки, железнодорожные станции, разъезды, будки и т.п.) и дома в мелких населенных пунктах. В этих случаях орган местного самоуправления делает запись о состоянии объекта и отсутствии в них граждан, которые могли бы представить сведения о хозяйстве.
Форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, утверждена приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.03.2012 №П/103. Данной формой предусмотрено, что выписка из похозяйственной книги должна содержать сведения о реквизитах документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок.
Кроме того, согласно п.37 постановления Госкомстата СССР от 25.05.1990 №69 «Об утверждении указаний по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов» жилые дома совхозов, колхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и организаций, построенные за счет государственных капитальных вложений или собственных средств организаций потребительской кооперации и проданные своим работникам по типовому договору купли-продажи, учитываются в похозяйственной книге как дома, находящиеся в личной собственности граждан, с момента регистрации договора (Инструкция Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства финансов СССР, Госбанка СССР, Центрального статистического управления СССР и Министерства юстиции СССР, согласованная с Госпланом СССР «О порядке продажи совхозами и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями и организациями потребительской кооперации своим работникам жилых домов усадебного типа с надворными постройками», утверждена 30.12.1983).
Выписки (справки) из похозяйственных книг в период действия Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» рассматривались Государственным комитетом по земельной реформе РСФСР в качестве правоустанавливающих документов при оформлении свидетельств о праве собственности на землю, о праве бессрочного (постоянного) пользования землей. Министерство строительства Российской Федерации при проведении оценки строений, помещений, сооружений для целей налогообложения непроинвентаризованные строения и сооружения, расположенные на территории сельских населенных пунктов, считало принадлежащими гражданам на праве собственности также на основании записей в похозяйственных книгах (письмо Минстроя РФ от 18.09.1994 №151-Т/56).
ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена возможность государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, на основании выписки из похозяйственной книги в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства (п.3 ч.1 ст.49).
С учетом вышеприведенных положений правовых норм, судебная коллегия делает вывод о том, что поскольку в представленных выписках из похозяйственных книг содержатся сведения о выбытии хозяйства Климовой У.С. в 1968г., а находящийся в ее пользовании жилой дом был демонтирован еще при ее жизни в 1980г., то правовых оснований полагать о праве Климовой У.С. на земельный участок, находившийся в пользовании хозяйства, не имеется.
Отсутствуют и основания для включения данного земельного участка в наследственную массу, поскольку данный участок действительно принадлежал Климовой У.С. на праве постоянного (бессрочного) пользование.
Однако ввиду выбытия хозяйства в 1968г., демонтажа дома в 1980г., смерти Климовой У.С. в 1984г., право пользования данным участком к началу проведения земельной реформы 1991г. было утрачено.
Законом допускалось оформление находившихся в пользовании хозяйств участков наследниками в собственность после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации лишь при условии перехода права собственности на жилой дом (ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
С учетом вышеизложенного, проанализировав представленные сторонами доказательства с учетом положений закона, действующих в момент возникновения спорных правоотношений, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что выписка из похозяйственной книги не является основанием, подтверждающим право собственности наследодателя Климовой У.С. на спорный земельный участок, в связи с чем обоснованно отказал Ферапонтовой Г.И. в иске.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе и о том, что Ферапонтова Г.И. обрабатывает спорный земельный участок длительное время, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана соответствующая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Факт обработки данного земельного участка не свидетельствует о возникновении у истца права собственности на него в порядке наследования.
В целом доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая оценка, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке. Каких-либо доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в апелляционной жалобе не содержится. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение законным и обоснованным, и не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы истца Ферапонтовой Г.И.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белевского районного суда Тульской области от 30 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ферапонтовой Г.И. без удовлетворения.
Председательствующий
|
|
|
|