Решение по делу № 11-1953/2023 от 16.01.2023

Судья Орехова Т.Ю.

Дело № 2-1894/2022

УИД 74RS0007-01-2022-001210-67

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-1953/2023

09 февраля 2023 года                          г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего         Скрябиной С.В.,

судей Подрябинкиной Ю.В., Стяжкиной О.В.,

при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Челябинской таможне о признании незаконными бездействия, бездействия, выразившегося в не предоставлении справок о среднемесячной заработной плате, возложении обязанности предоставить справки о среднемесячной заработной плате,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Курчатовского районного суда г.Челябинска от 23 мая 2022 года,

Заслушав доклад судьи Подрябинкиной Ю.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика и третьего лица ФИО5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Челябинской таможне, в котором просил признать незаконным отказ ответчика в предоставлении справки о среднем заработке в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 818; обязать ответчика предоставить указанную справку в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу; признать незаконным не предоставление ответчиком справки о среднем заработке в целях проверки соблюдения положений части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и обязать ответчика предоставить указанную справку с течение 15 дней.

В обоснование исковых требований указал, что ответчик необоснованно отказывает в выдаче ему указанных справок, мотивирует это тем, что справка о среднем заработке выдается при подготовке документов на оформление пенсии по выслуге лет, расчет налогооблагаемой базы производится исходя из величины месячного денежного содержания истца, а не исходя из среднего месячного заработка. Вместе с тем, его право на получение от ответчика указанных справок законом не ограничено. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении справки о его среднем заработке, подлежащем применению для налогообложения, компенсации при увольнении. Данный ему ответ запрашиваемых сведений не содержит.

Истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал, был извещен судебном заседании надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Челябинской таможни и представитель третьего лица ФТС России ФИО6, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные отзывы на исковое заявление и письменные пояснения.

Решением Курчатовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение принято при неправильном применении и толковании норм права. Вывод суда о том, что справка на основании п. 6 Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 818 выдается госслужащему только при достижении пенсионного возраста не согласуется с положениями указанных Правил о предоставлении госслужащему справки о среднемесячном заработке за последние 12 полных месяцев госслужбы, предшествовавших дню ее прекращения. Величина среднего заработка за последние 12 месяцев госслужбы перед увольнением истца является величиной постоянной, то есть не зависит от даты выдачи справки о среднем заработке. Законодательством не установлено ограничение права госслужащего на получение справки на основании Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 818 до наступления пенсионного возраста. В нарушение норм материального права об обязанности уплаты гражданином налогов в соответствии с законодательством, вывод решения суда о том, что нормы статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации на госслужащих таможенных органов не распространяются лишает истца права на проверку правильности уплаты налога и нарушает принцип конституционного равенства между работниками и госслужащими таможенных органов в части применения расчета среднего заработка для налогообложения при увольнении.

Истец ФИО1, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в связи с чем, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

    Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Челябинской таможней заключен служебный контракт . ФИО7 принят на должность <данные изъяты> отдела таможенного оформления и таможенного контроля Озерского таможенного поста Челябинской области.

    Приказом и.о. начальника Челябинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с занимаемой должности в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе со ДД.ММ.ГГГГ по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении справки о среднем заработке в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 года № 818 ( л.д. 4)

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ , Челябинская таможня проинформировала ФИО1 о том, что справка о размере среднемесячного заработка федеральных государственных гражданских служащих, исчисленного в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 года № 818, формируется при подготовке документов на оформление пенсии за выслугу лет в дополнение к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с условиями назначения пенсий, определенными Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Перечень документов, необходимы для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и правилам обращения за данной пенсией установлены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 мая 2017 года № 436н. (л.д.5)

ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обратился к Челябинской таможне с заявлением о предоставлении справки о среднем месячном заработке для проверки соблюдения нормы ч.1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации в части удержания величины подоходного налога с компенсации, превышающей трехкратный размере среднего месячного заработка (л.д.13)

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик разъяснил истцу, что расчет компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении произведен в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 и составил 145084,16 руб. С суммы 36 271, 04 руб., превышающий трехкратный размер денежного содержания исчислен и удержан налог на доходы физических лиц 4716 руб. По решению суда произведена доплата 14430, 34 руб. Таким образом, подлежала налогообложению сумма четырехкратного месячного заработка 39878, 63 руб. (исчисленный налог составил 5184 руб., удержано при окончательном расчете при увольнении 4716 руб.). Также в данном письме указаны суммы, подлежащие выплате по исполнительному листу с которых ответчиком не удержан налог.( л.д. 54-55).

Из материалов дела следует, что ранее ФИО1 неоднократно по его запросу были предоставлены справки формы 2-НДФЛ за 2017, 2018. годы с указанием суммы удержанного налога на доходы физических лиц.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ФИО1 была направлены разъяснения о суммах не удержанного налога на доходы ( л.д. 42).

ДД.ММ.ГГГГ Челябинской таможней в адрес истца направлены разъяснения о порядке удержания ответчиком налога на доходы с сумм, выплаченных при увольнении и сумм, взысканных решением суда по ранее рассмотренному делу, а также направлена справка 2 – НДФЛ за 2019 год (л.д.47).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из отсутствия у ответчика предусмотренной законом обязанности по предоставлению справки о среднем заработке, подлежащем применению в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку истец не обращался к ответчику с заявлением о подготовке документов для назначения ему пенсии за выслугу лет, оснований для расчета среднего заработка в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 818 у ответчика отсутствовали.

С выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия соглашается.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному Федеральному закону (пункт 4).

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению 2 к данному Федеральному закону, в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 названного Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 818 утверждены Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно пункту 6 названных Правил расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку истец ФИО1 на момент увольнения имел стаж государственной гражданской службы 12 лет 9 месяцев 06 дней, что менее необходимого для назначения пенсии за выслугу лет стажа государственной гражданской службы (16 лет в 2018 году), а также не достиг пенсионного возраста и не является получателем страховой пенсии по старости (инвалидности), право на пенсию за выслугу лет в силу изложенных положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» у истца отсутствует, у ответчика не имелось обязанности производить истцу расчет пенсии в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 818.

Цель получения данной справки истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не указана.

Доводы апелляционной жалобы о том, что право истца на получение расчета среднемесячного заработка в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 818 законом не ограничено, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании норм права. Вопреки данным доводам, указанные Правила, применяются только для исчисления размера пенсии государственных федеральных государственных гражданских служащих при наличии у служащего права на такую пенсию.

Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, а именно все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассматриваемому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренным настоящим Кодексом.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 декабря 2018 г. решение Озерского городского суда Челябинской области от 13 августа 2018 г. отменено в части, с Челябинской таможни в пользу ФИО1 взыскана задолженность по выплате компенсации за отпуск при увольнении, компенсации при увольнении за 4 месяца, также на Челябинскую таможню возложена обязанность выдать ФИО1 справку о размере среднемесячного дохода, рассчитанного с учетом выплат материального стимулирования (л.д. 162 оборот -173).

Размер среднемесячной заработной платы ФИО1 за 12 месяцев, предшествующих увольнению 39878,62 руб. установлен вступившим в законную силу судебным актом.

Данным определением установлено, что размер компенсации четырехмесячного денежного содержания, с учетом выплат из средств материального стимулирования составляет 159514,50 руб. Разница между выплаченной суммой данной компенсации и подлежащей выплате составила 14430, 34 руб. и взыскана с ответчика в пользу истца.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 апреля 2019 г. решение Озерского городского суда Челябинской области от 13 декабря 2018 г. отменено в части, с Челябинской таможни в пользу ФИО1 взыскана средняя заработная плата за 5 и 6 месяц трудоустройства, компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку выплат выходного пособия при увольнении и средней заработной платы за период трудоустройства за 2,3,4,5,6 месяцы (л.д. 152-157).

Суд пришел к выводу о том, что из сумм выплачиваемых истцу за первые четыре месяца трудоустройства и последующие пятый и шестой месяц трудоустройства налог на доходы физических лиц с суммы, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, удержан работодателем обоснованно.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений прав истца на получение информации о правильности исчисления налога, суд при рассмотрении спора обоснованно не усмотрел. Предоставление работодателем справки о среднем заработке с целью проверки налогоплательщиком правильности применения работодателем статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательством не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, ответчиком в адрес истца неоднократно направлялись справки формы 2-НДФЛ за 2017,2018, 2019 года, письменные разъяснения о порядке исчисления налога на доходы физических лиц с выплат, произведенных истцу при увольнении, а также взысканных судом. Таким образом, все данные, для проверки правильности исчисления налога ответчиком были истцу предоставлены.

Доводы апелляционной жалобы в целом, повторяют позицию истца по делу, изложенную в иске, основаны на неправильном токовании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, субъективной оценке доказательств и фактических обстоятельств дела и основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона, не являются. Данным доводам суд дал надлежащую оценку при разрешении спора, оснований для переоценки установленных фактических обстоятельств судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Курчатовского районного суда г.Челябинска от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 февраля 2023 года

11-1953/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Мельников Денис Александрович
Ответчики
Челябинская таможня
Другие
Федеральная таможенная служба (ФТС России)
Суд
Челябинский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
16.01.2023Передача дела судье
09.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2023Передано в экспедицию
09.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее