дело № 33-3998/2022
2-191/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2022 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Данилевского Р.А.,
при секретаре Толкачевой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алексеева Сергея Анатольевича на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 03 марта 2022 года по гражданскому делу по иску Алексеева Сергея Анатольевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., объяснения истца Алексеева С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Плюсниной О.Н., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
Алексеев С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (ОПФР по Оренбургской области), указав, что 15 октября 2021 года ему назначена страховая пенсия по старости. При назначении пенсии ответчиком не включен в стаж период его работы с 21 апреля 1998 года по 17 июля 2006 года в Монгольской Народной Республике. 30 ноября 2021 года он обратился в ОПФР по Оренбургской области с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода его работы в Монгольской Народной Республике. Решением пенсионного органа от 10 декабря 2021 года в удовлетворении заявления отказано. С данным решением он не согласен. На основании изложенного просил обязать ОПФР по Оренбургской области включить в стаж его работы для назначения досрочной страховой пенсии период работы с 21 апреля 1998 года по 17 июля 2006 года в Монгольской Народной Республике, произвести перерасчет страховой пенсии с учетом указанного периода с 01 декабря 2021 года, взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Алексеев С.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Сергеева О.М. в судебном заседании просила в иске отказать.
Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 03 марта 2022 года исковые требования Алексеева С.А. удовлетворены частично. Суд возложил на ОПФР по Оренбургской области обязанность включить в стаж Алексеева С.А. периоды работы с 21 апреля 1998 года по 04 июля 1999 года в качестве ..., с 05 июля 1999 года по 31 декабря 2001 года в качестве ...; произвести перерасчет страховой пенсии с учетом включения указанных периодов с 01 декабря 2021 года; взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 руб. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Алексеев С.А. просит решение суда отменить, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Алексеев С.А. с 15 октября 2021 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При назначении пенсии ответчик не учел периоды работы Алексеева С.А. с 21 апреля 1998 года по 16 июня 2006 года в Монгольской Народной Республике.
02 декабря 2021 года Алексеев С.А. обратился в ОПФР по Оренбургской области с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода его работы в Монгольской Народной Республике.
Решением пенсионного органа от 10 декабря 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Согласно справке Монголо-Российского совместного объединения ... от 14 июня 2006 года Алексеев С.А. работал в государственном совместном Российско-Монгольском объединении ... в Монголии: с 21 апреля 1998 года по 04 июля 1999 года ...; с 05 июля 1999 года по 10 декабря 2002 года - ...; с 11 декабря 2002 года по 30 июня 2003 года - ... с 01 июля 2003 года по 12 февраля 2004 года - ...; с 13 февраля 2004 года по 19 сентября 2005 года - ...; с 20 сентября 2005 года по 16 июня 2006 года - ..., с 17 июля 2006 года уволен в связи с окончанием трудового договора.
Согласно справке от 07 июня 2006 года Монголо-Российского совместного объединения ... Алексеев С.А. с 21 апреля 1998 года по 16 июня 2006 года находился в загранкомандировке в Монголии СО ... и работал в качестве ....
Справкой от 14 июня 2006 года Монголо-Российского совместного объединения ... подтвержден период работы истца с 21 апреля 1998 года по 16 июня 2006 года на совместном объединении с указанием его заработной платы.
Справкой от 15 июня 2006 года Монголо-Российского совместного объединения ... также подтвержден спорный период работы истца в качестве ...
Решение суда в части возложения на ОПФР по Оренбургской области обязанности включить в страховой стаж Алексеева С.А. периоды работы с 21 апреля 1998 года по 04 июля 1999 года в качестве ..., с 05 июля 1999 года по 31 декабря 2001 года ...; произвести перерасчет страховой пенсии с учетом включения указанных периодов с 01 декабря 2021 года; а также в части взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя сторонами не обжалуется, поэтому в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о включения в стаж периодов работы Алексеева С.А. с 01 января 2002 года по 10 декабря 2002 года, с 11 декабря 2002 года по 30 июня 2003 года, с 01 июля 2003 года по 12 февраля 2004 года, с 13 февраля 2004 года по 19 сентября 2005 года, с 20 сентября 2005 года по 16 июня 2006 года на территории Монгольской Народной Республики, между которой и Союзом Советских Социалистических Республик, правопреемником которого является Российская Федерация, 06 апреля 1981 года заключено Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Соглашение), - суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), могут быть включены в подсчет стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Установив, что доказательства уплаты страховых взносов с заработной платы истца в спорные периоды в Пенсионный фонд Российской Федерации отсутствуют, суд пришел к выводам об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения в страховой стаж Алексеева С.А. вышеуказанных периодов работы.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы апелляционной жалобы истца находит необоснованными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
06 апреля 1981 года между СССР и Монгольской Народной Республикой заключено соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее – Соглашение).Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения при назначении пенсий и пособий засчитывается полностью трудовой стаж, в том числе и стаж, дающий право для назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон и подтвержденный компетентными органами той Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретен стаж.
Социальное обеспечение работников предприятий наземного и воздушного транспорта, речного судоходства, работников совместных, акционерных и иных предприятий и членов их семей, которые направляются на временную или постоянную работу на территорию другого государства, производится по законодательству направляющего государства (пункт 2 статьи 9 Соглашения).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень), который действовал до 01 января 2022 года.
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а»); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Согласно пункту 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года №884н (далее - Правила № 884н), действовавших до 01 января 2022 года, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Монгольской Народной Республике) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 06 апреля 1981 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Поскольку спорные периоды работы истца имели место после 01 января 2002 года на территории Монгольской Народной Республики, являющейся государством-участником Соглашения от 06 апреля 1981 года, то, исходя из вышеизложенного, в данном случае требуется подтверждение уплаты страховых взносов.
Между тем доказательства, что за спорные периоды работы Алексеева С.А. с 01 января 2002 года по 16 июня 2006 года производилось начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об отказе во включении в страховой стаж спорных периодов работы истца (в суде апелляционной инстанции истец подтвердил, что просил включить спорные периоды именно в страховой стаж, а не специальный).
Кроме этого, судебная коллегия отмечает, что даже при условии включения в страховой стаж истца указанных периодов, на размер его пенсии это не повлияет, поскольку отсутствует уплата страховых взносов.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме по существу повторяют правовую позицию стороны истца в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении, и не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены решения суда, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гайского городского суда Оренбургской области от 03 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Сергея Анатольевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 02 июня 2022 года.