Судья Расковалова О.С. Дело № 2а-813/2021
Судья Лихачева С.А. Дело № 33а-2793/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2021 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Лихачевой С.А.,
судей Качура И.О., Бочаровой Л.А.,
при секретаре Гимрановой Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.1 к Собранию муниципального образования «Холмский городской округ», постоянной комиссии по регламенту, депутатской этике и местному самоуправлению Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», управлению по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области о признании незаконным и отмене решения о прекращении полномочий депутата,-
по апелляционным жалобам прокуратуры Сахалинской области, департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 19 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
решением Холмской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области от 10 сентября 2018 года № 95/511 Ф.И.О.1 зарегистрирована избранным депутатом Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва от народной партии «За женщин России» (том 3 л.д. 31-33).
По результатам проверки соблюдения указанным депутатом ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанных с противодействием коррупции, проведенной управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области на основании распоряжения Губернатора Сахалинской области от 04 марта 2021 года № 29-р, установлено, что в справках о доходах, предоставленных при избрании на муниципальную должность и за 2018, 2019 годы указаны недостоверные (неполные) сведения:
-за 2017-2019 годы необоснованно указан доход в виде пособия по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, соответственно;
-за 2019 год необоснованно указан в разделе 3.2 автомобиль <данные изъяты> года, проданный согласно договору купли-продажи от 19 июля 2019 года;
-за 2017 год не указаны сведения о полученном доходе в сумме <данные изъяты> рублей, поступившем на счет в ПАО Сбербанк № от ДД.ММ.ГГГГ;
-за 2018 год не указаны сведения о полученном доходе в сумме <данные изъяты> рублей, поступившем на счет в ПАО Сбербанк № от ДД.ММ.ГГГГ;
- за 2019 год не указана информация о наличии трех счетов в АО «Тойота Банк»: от ДД.ММ.ГГГГ № (поступило на счет <данные изъяты> рублей), от ДД.ММ.ГГГГ № (поступило <данные изъяты> рублей) и от ДД.ММ.ГГГГ № (поступило на счет <данные изъяты> рублей);
-за 2018 год не указаны сведения о счете в ПАО «Совкомбанк» от ДД.ММ.ГГГГ (ссудный, остаток по счету 0 рублей);
-при избрании и за 2018-2019 годы не указаны сведения о счете в АО «Тинькофф Банк» от ДД.ММ.ГГГГ (текущий, остаток по счету 0 рублей) и от ДД.ММ.ГГГГ (текущий, остаток по счету <данные изъяты> рублей) (том 1 л.д. 185-192).
В этой связи и.о. губернатора Сахалинской области в адрес Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Ф.И.О.1 (том 1 л.д. 193-194).
Решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 27 мая 2021 года № 41/6-352 полномочия депутата Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва Ф.И.О.1 прекращены досрочно (том 2 л.д. 136).
08 июня 2021 года Ф.И.О.1 обратилась в Холмский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить указанное решение. В обоснование административного иска указала, что не была своевременно извещена о проведении проверки достоверности и полноты представленных ею сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о результатах проведенной проверки. Считает необоснованным проведение проверки указанных сведений за 2017 год, представленных ею 09 сентября 2018 года, то есть до наделения статусом депутата, а также использование при проведении проверки сведений, представленных ею 30 апреля 2021 года за 2020 год, поскольку данный период не включен в проверяемый. Отмечает, что управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области нарушен порядок направления в Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» конфиденциальных сведений (заявления и.о. Губернатора Сахалинской области о досрочном прекращении ее полномочий и выписки из доклада по результатам проверки). Полагает, что решение вопроса о прекращении полномочий депутата не относится к полномочиям постоянной комиссии по регламенту, депутатской этике и местному самоуправлению Собрания муниципального образования «Холмский городской округ». Ссылается на нарушение процедуры включения в повестку дня заседания данной комиссии вопроса о прекращении ее полномочий как депутата. Обращает внимание на то, что при принятии решения по данному вопросу члены указанной постоянной комиссии и впоследствии депутаты Собрания муниципального образования представленные документы не оглашали, нарушения не рассматривали, основания для применения к ней исключительной меры в виде прекращения полномочий за допущенные нарушения не обсуждали. При этом в отношении иных депутатов в аналогичной ситуации было применено предупреждение, в чем она усматривает дискриминацию. Указывает на отсутствие коррупционной составляющей и заведомости с ее стороны в неуказании значимой информации при предоставлении сведений, являвшихся предметом проведенной проверки.
Определением от 08 июля 2021 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области надлежащим административным ответчиком Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области.
Протокольным определением суда от 09 августа 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Сахалинской области, в качестве заинтересованного лица - прокуратура Сахалинской области.
Решением Холмского городского суда от 19 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено:
- решение Собрания МО «Холмский городской округ» шестого созыва № 41/6-352 от 27 мая 2021 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва, которым были досрочно прекращены полномочия Ф.И.О.1 как депутата признано незаконным;
- на Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия мер к восстановлению Ф.И.О.1 в полномочиях депутата Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва;
- на Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» возложена обязанность опубликовать информацию об отмене решения Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» № 41/6-352 от 27 мая 2021 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва в газете «Холмская панорама» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязанность сообщить об исполнении данного решения в Холмский городской суд и Ф.И.О.1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель прокуратуры Сахалинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Не соглашается с выводом суда о нарушении процедуры проверки достоверности и полноты представленных Ф.И.О.1 сведений. Настаивает на существенности допущенных ею нарушений антикоррупционного законодательства и обоснованном прекращении ее полномочий депутата. Обращает внимание на то, что суд не разрешил вопрос по требованию административного истца об отмене решения Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ №.
В апелляционной жалобе департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Не соглашается с выводом суда о нарушении процедуры проверки достоверности и полноты представленных Ф.И.О.1 сведений. Полагает обоснованным проведение проверки в отношении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Ф.И.О.1 09 сентября 2018 года при избрании на муниципальную должность по состоянию на 01 июня 2018 года. Считает соблюденными положения законодательства об уведомлении проверяемого лица о начале проведения в отношении него проверки и о результатах данной проверки, поскольку соответствующая информация была своевременно направлена в адрес Ф.И.О.1 и по обстоятельствам, зависящим от нее, не была получена. Более того, после возвращения почтовой корреспонденции органом приняты меры к вручению сведений о начале проведения проверки через председателя Собрания. В этой связи полагает, что Ф.И.О.1 была представлена возможность давать пояснения в ходе проведения проверки и по ее результатам, представлять дополнительные материалы в письменном виде и обращаться с ходатайством о проведении с ней беседы, чем она воспользовалась. Не соглашается с выводом суда о том, что представленные административным истцом 30 апреля 2021 года дополнительные пояснения в письменном виде требовали проведения дополнительной проверки. Полагает необоснованным вывод суда о неосведомленности депутата о порядке заполнения справок и совершении в связи с этим ошибок при их заполнении, поскольку она не могла не знать о собственных доходах, счетах, открытых на свое имя, по которым происходило движение денежных средств. Считает, что одного только факта не указания за 2018 год сведений о полученном доходе в сумме <данные изъяты> рубля достаточно для вывода о существенном нарушении лицом, замещающим муниципальную должность, антикоррупционного законодательства. При этом указание в докладе по результатам проверки также и несущественных нарушений не имеет правового значения для вывода о досрочном прекращении полномочий депутата.
В апелляционной жалобе представитель Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что в рамках настоящего административного дела об оспаривании решения Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» у суда не имелось правовых оснований для вывода о порочности оснований для его принятия, поскольку Собрание при принятии оспариваемого решения не вправе давать оценку докладу Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области. Полагает, что в административном исковом заявлении не указано, какие права, свободы и законные интересы административного истца были нарушены принятием оспариваемого решения.
В отношении доводов апелляционных жалоб письменных возражений не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Сахалинской области Сущенко Е.П., представитель Губернатора Сахалинской области Васильев К.А. апелляционные жалобы поддержали, Ф.И.О.1 возражала против их удовлетворения. Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Сахалинского областного суда, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с со статьей 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4).
Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
В соответствии со статьей 40 этого Федерального закона полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (часть 3).
Депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 7.1).
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7.2.).
При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (часть 7.3).
К депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата, с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий (часть 7.3-1).
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления (часть 11).
Аналогичные правовые нормы закреплены в статьях 36 и 37 устава муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В Сахалинской области спорные правоотношения регулируются законом Сахалинской области от 27 ноября 2017 года № 106-ЗО «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений».
В силу положений статьи 1 данного Закона гражданин, претендующий на замещение муниципальной должности, представляет сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания, подачи документов для замещения муниципальной должности, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания, подачи документов для замещения должности (на отчетную дату) (пункт 1 части 4).
Лицо, замещающее муниципальную должность или должность главы местной администрации по контракту (далее - лица, замещающие отдельные должности), представляет ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (пункт 1 части 5).
Статьей 2 указанного нормативного правового акта предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений осуществляется в отношении сведений, представленных:
гражданами – на отчетную дату;
лицами, замещающими отдельные должности, - за отчетный период и за два года, предшествующих отчетному периоду (часть 1).
Проверка сведений, представленных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется по решению Губернатора Сахалинской области (часть 2).
Решение о проведении проверки сведений принимается отдельно в отношении каждого гражданина или лица, замещающего отдельную должность, и оформляется правовым актом (часть 3).
Проверку сведений осуществляют должностные лица уполномоченного органа (часть 4).
Проверка сведений осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении (часть 5).
Основанием для осуществления проверки сведений является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе, должностными лицами уполномоченного органа (часть 6).
Руководитель уполномоченного органа обеспечивает:
1) уведомление в письменной форме гражданина или лица, замещающего отдельную должность, о начале в отношении его проверки сведений и разъяснение ему содержания пункта 2 настоящей части - в течение двух рабочих дней со дня получения решения о начале проверки сведений (пункт 1 части 14);
2) проведение в случае обращения гражданина или лица, замещающего отдельную должность, беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Законом, подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения гражданина или лица, замещающего отдельную должность, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с гражданином или лицом, замещающим отдельную должность (пункт 2 части 14).
По окончании проверки сведений должностное лицо уполномоченного органа обязано ознакомить гражданина или лицо, замещающее отдельную должность, с результатами проверки сведений с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (часть 15).
Гражданин или лицо, замещающее отдельную должность, вправе:
1) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки сведений; по вопросам, указанным в пункте 2 части 14 настоящей статьи; по результатам проверки сведений;
2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
3) обращаться в уполномоченный орган с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в пункте 2 части 14 настоящей статьи (часть 16).
Пояснения, указанные в части 16 настоящей статьи, приобщаются к материалам проверки сведений (часть 17).
Статьей 3 указанного Закона предусмотрено, что по итогам проведения проверки сведений руководитель уполномоченного органа в течение 10 рабочих дней после окончания проверки сведений направляет Губернатору Сахалинской области доклад о результатах проверки сведений, а его копию - лицу, в отношении которого проводилась проверка, для ознакомления (часть 1).
Губернатор Сахалинской области при выявлении в результате проверки сведений, проведенной в соответствии с настоящим Законом, факта представления заведомо недостоверных или неполных сведений, фактов несоблюдения гражданином или лицом, замещающим отдельную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», принимает одно из следующих решений:
1) обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, с заявлением об отказе гражданину в наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность);
2) обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания либо иной меры ответственности в соответствии с частями 7.3 и 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункты 1,2 части 3).
Согласно статье 3-1 регионального Закона к депутату представительного органа муниципального образования, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены меры ответственности, указанные в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 1).
Губернатор Сахалинской области в течение 20 календарных дней со дня получения доклада о результатах проверки сведений направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, заявление о применении в отношении лица, представившего недостоверные или неполные сведения, меры ответственности, и выписку из доклада о результатах проверки сведений (часть 2).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении депутата Ф.И.О.1 была нарушена процедура проведения проверки достоверности и полноты представленных ею сведений, поскольку не проведена дополнительная проверка возможных нарушений, в том числе в части их квалификации в качестве существенных (информации о наличии трех счетов в АО «Тойота Банк», счета в ПАО «Совкомбанк», счетах в АО «Тинькофф Банк»); необоснованно проведена проверка за период, когда Ф.И.О.1 не являлась депутатом (за 2017 год); не обеспечено уполномоченным органом своевременное уведомление депутата в письменной форме о начале в отношении нее проверки сведений и разъяснение прав, предусмотренных пунктом 2 части 14 статьи 2 Закона Сазалинской области № 106-ЗО, а также не обеспечено ознакомление ее с результатами проведенной проверки. В этой связи суд пришел к выводу о том, что основание для принятия оспариваемого решения является порочным, а потому оспоренное решение подлежит признанию незаконным.
С выводом суда об удовлетворении административного иска судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, распоряжением Губернатора Сахалинской области от 04 марта 2021 года № 29-р назначено проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Ф.И.О.1 при избрании на муниципальную должность и за 2018 и 2019 годы. Проведение проверки поручено управлению по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области.
На второй рабочий день после этого - 09 марта 2021 года в адрес Ф.И.О.1 подготовлено и направлено посредством почтовой связи уведомление о начале проверки с указанием основания для этого и разъяснением прав, предусмотренных частью 16 статьи 2 Закона Сахалинской области № 106-ЗО (том 1 л.д. 160-161).
13 апреля 2021 года почтовая корреспонденция возвращена отправителю в связи с ее неполучением адресатом (том 1 л.д. 164-166, 290-292).
28 апреля 2021 года управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области направило в адрес председателя Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» обращение об оказании содействия в ознакомлении депутата Ф.И.О.1 с решением Губернатора Сахалинской области о проведении в отношении нее проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с неполучением данного решения по адресу регистрации ( том 1 л.д. 167, 168-170).
29 апреля 2021 года Ф.И.О.1 прибыла в управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, где должностное лицо данного органа Ф.И.О.19 ознакомила ее с распоряжением Губернатора Сахалинской области о проведении в отношении нее проверки и с выявленными в ходе проверки нарушениями, а также составлен протокол беседы, в котором административный истец дала пояснения по установленным нарушениям ( том 1 л.д. 171-172).
30 апреля 2021 года депутат представила в письменном виде дополнительные объяснения по выявленным в ходе проверки нарушениям и подтверждающие документы (том 1 л.д. 173-182).
В этот же день уполномоченным органом подготовлен доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», в котором отражены и проанализированы представленные Ф.И.О.1 в ходе проведения проверки пояснения и предложено направить в Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» заявление о досрочном прекращении полномочий депутата, который направлен Губернатору Сахалинской области ( том 1 л.д. 183-184, 185-192, ).
Копия данного доклада 11 мая 2021 года (с соблюдением срока, установленного частью 1 статьи 3 Закона Сахалинской области № 106-ЗО), была направлена в адрес депутата посредством почтовой связи, однако почтовая корреспонденция возвращена отправителю в связи с неполучением адресатом (том 1 л.д. 200, 209-211).
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно протоколу беседы от 29 апреля 2021 года, составленному специалистом управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области Ф.И.О.20. в ходе беседы с Ф.И.О.1, почтовая корреспонденция не получена ею по причине частого нахождения в командировках, при этом доказательств наличия уважительных причин ее неполучения (не зависящих от адресата) административный истец не представила.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о допущенных уполномоченным органом нарушениях при уведомлении Ф.И.О.1 о проведении проверки и ее результатах.
Возможность реализации прав, предоставленных проверяемому лицу частями 14, 15 и 16 статьи 2 закона Сахалинской области № 106-ЗО, уполномоченным органом была обеспечена.
При этом после ознакомления с содержанием доклада, полученного ею 17 мая 2021 года из Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» по электронной почте каких-либо пояснений в письменном виде или дополнительных материалов, опровергающих изложенные в докладе выводы, ни в адрес уполномоченного органа, ни в адрес Губернатора Сахалинской области, ни в адрес постоянной комиссии по регламенту, депутатской этике и местному самоуправлению Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», ни в адрес данного Собрания не представлено.
Не представлено таких доказательств и в ходе рассмотрения дела судами двух инстанций.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии у уполномоченного органа оснований для проведения проверки сведений, представленных Ф.И.О.1 за 2017 год, судебная коллегия находит правильными, поскольку они относятся к периоду до избрания ее на муниципальную должность, в связи с чем их неполнота не свидетельствует о нарушении данным лицом обязанностей депутата, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», влекущих прекращение его полномочий.
Однако само по себе указание в докладе нарушений, допущенных при предоставлении юридически значимых сведений за 2017 год, а также непроверенных сведений о наличии банковских счетов в АО «Тинькофф Банк» и ПАО «Совкомбанк», отраженных депутатом при предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, не порочит выводы уполномоченного органа и Губернатора Сахалинской области, поддержанные представительным органом местного самоуправления, о допущенных депутатом существенных нарушениях антикоррупционного законодательства, выразившихся в неотражении в справке о доходах за 2018 год сведений о полученном доходе в сумме <данные изъяты> рублей, поступившем на счет в ПАО Сбербанк № от 07 декабря 2010 года, а также в неуказании в справке о доходах за 2019 год текущего счета № в АО «Тойота Банк», по которому осуществлялось движение денежных средств в отчетном периоде, о которых она не могла не знать, при том, что какой либо приносящей доход деятельностью Ф.И.О.1 в 2018 и 2019 годах не занималась (согласно представленным справкам).
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о заведомом предоставлении лицом, замещающим муниципальную должность, неполных и искаженных сведений о доходе, имуществе и обязательствах имущественного характера, то есть о неисполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», в силу приведенного законодательства является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 2012 года № 34-П и в Определении от 26 января 2017 года № 104-О, следует, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, в свою очередь гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Приведенные в административном исковом заявлении доводы о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения Собранием муниципального образования «Холмский городской округ» своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела не нашли.
Так, исходя из содержания части 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 37 Устава муниципального образования «Холмский городской округ» прекращение полномочий депутата Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» относится к полномочиям указанного Собрания, как представительного органа местного самоуправления.
Решением Холмской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области от 10 сентября 2018 года № 95/511 установлено, что в Собрание муниципального образования «Холмский городской округ»» шестого созыва избрано 20 депутатов.
В соответствии со статьями 38 и 39 вышеуказанного Устава заседания Собрания Холмского городского округа являются основной формой работы Собрания Холмского городского округа как представительного органа местного самоуправления. На заседаниях собрания Холмского городского округа решаются все вопросы, отнесенные к его ведению. Заседание Собрания Холмского городского округа не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50 процентов от числа избранных депутатов. По отдельным направлениям своей деятельности Собрание Холмского городского округа из депутатов и специалистов (с правом совещательного голоса) вправе создавать постоянные комиссии, а также иные комиссии. Комиссии Собрания Холмского городского округа могут разрабатывать, представлять на заседания Собрания Холмского городского округа проекты решений Собрания Холмского городского округа, концепции, планы, программы по вопросам местного значения, а также осуществлять иные функции и полномочия в соответствии с Положением о комиссиях, утверждаемым Собранием Холмского городского округа. Организация работы постоянных комиссий определяется Регламентом Собрания Холмского городского округа и Положением о комиссиях, утверждаемыми Собранием Холмского городского округа.
Регламентом Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденным решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 02 октября 2013 года № 2/5-9, предусмотрено, что для организации деятельности Собрания депутаты избирают из своего состава председателя, заместителя председателя, образуют постоянные комиссии, рабочие группы и иные органы (часть 2 статьи 3).
Председатель Собрания вправе давать поручения постоянным комиссиям, которые являются основными структурными органами Собрания, содействующими в реализации решений Собрания и осуществляющими контроль за их исполнением (пункт 6 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 9).
По направлениям деятельности в Собрании образуются следующие комиссии: Комиссия по Регламенту, депутатской этике и местному самоуправлению, Комиссия по социальной политике, Комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству и имуществу, Комиссия по экономике и бюджету (часть 2 статьи 9).
Заседания комиссий, на которых рассматриваются проекты решений Собрания, проводятся не позднее чем за 6 дней до очередного заседания (сессии) Собрания (часть 8 статьи 9).
Решения о досрочном прекращении полномочий относятся к ненормативным правовым решениям (пункт 4 части 4 статьт 13).
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Собрания Холмского городского округа, мэром Холмского городского округа, Холмским городским прокурором, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан (часть 1 статьи 15).
Зарегистрированный проект решения, пояснительная записка, сравнительная таблица направляются председателем Собрания для рассмотрения в соответствующую постоянную комиссию Собрания, а также в аппарат Собрания для подготовки заключения и проверки соответствия оформления проекта решения техническому Регламенту по порядку внесения проектов решений Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» (часть 3 статьи 15).
Комиссия на своем заседании рассматривает проекты решений при наличии заключений аппарата Собрания, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи, когда такое заключение не требуется (часть 6 статьи 15).
После направления председателю Собрания решения комиссии по рассматриваемому проекту решения, данный проект решения включается в проект повестки очередного заседания (сессии) Собрания (часть 13 статьи 15).
Ненормативные правовые решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Уставом муниципального образования «Холмский городской округ» или настоящим Регламентом (часть 5 статьи 16).
Проект повестки очередного заседания формируется председателем Собрания (часть 2 статьи 18).
Проекты решений с пакетами документов предоставляются депутатам не позднее чем за пять дней до заседания (часть 8 статьи 18).
Заседание правомочно, если на нем присутствует большинство от установленного числа депутатов Собрания (часть 1 статьи 20).
В начале заседания (сессии) Собрания депутаты обсуждают проект повестки заседания и принимают повестку дня заседания (часть 1 статьи 26).
Представленный председателем проект повестки дня принимается за основу, если за нее проголосовало большинство от числа присутствующих на заседании депутатов (часть 2 статьи 26).
После принятия проекта повестки дня за основу председатели постоянных комиссий, депутатские фракции, депутатские объединения, депутаты вносят свои предложения об изменении или дополнении проекта повестки дня (часть 4 статьи 26).
Дополнительный вопрос может быть включен в проект повестки дня только при наличии решения постоянной комиссии, депутатского объединения (депутатской фракции) и соответствующего проекта решения Собрания, а также заключений аппарата Собрания, за исключением вопроса освобождения от должности председателя Собрания или его заместителя (часть 5 статьи 26).
Решение о включении дополнительных вопросов в проект повестки дня либо об исключении вопросов из проекта повестки дня по инициативе разработчиков считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании депутатов (часть 6 статьи 26).
По окончании обсуждения повестка дня с учетом изменений и дополнений принимается в целом. Повестка дня считается принятой в целом, если за нее проголосовало большинство от числа депутатов, присутствующих на заседании (часть 7 статьи 26).
Включение дополнительных вопросов в утвержденную повестку дня осуществляется по решению Собрания с учетом требований, установленных частью 5 настоящей статьи. Дополнительный вопрос считается включенным в утвержденную повестку дня, если за его включение проголосовало большинство от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Перед началом рассмотрения проекта решения Собрания Председатель Собрания зачитывает наименование проекта решения, предоставляет слово докладчику. После выступления докладчика Председатель Собрания предлагает депутатам задавать вопросы, после получения ответов на вопросы депутатам предлагается перейти к прениям. Если предложения к проекту решения отсутствуют, вопрос ставится на голосование. Председатель Собрания сообщает каким количеством голосов может быть принято решение (часть 1 статьи 27).
На заседании Собрания (сессии) аппаратом Собрания ведется протокол заседания (сессии) Собрания (часть 1 статьи 32).
Из материалов дела следует, что 13 мая 2021 года в Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» поступило заявление и.о. Губернатора Сахалинской области от 06 мая 2021 года с выпиской из доклада по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» Ф.И.О.1 при избрании на муниципальную должность, за 2018 и 2019 годы ( том 3 л.д.35-37).
Указанная информация послужила основанием для разработки депутатом Ф.И.О.14 (она же председатель Собрания муниципального образования «Холмский городской округ») проекта решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва Ф.И.О.1», подготовки пояснительной записки к нему, в которой указано на отсутствие необходимости признания утратившими силу, внесения изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты в результате принятия данного проекта (том 4 л.д. 53-54).
17 мая 2021 года Собранием на электронный адрес Ф.И.О.1 направлены копии заявления и.о. Губернатора Сахалинской области от 06 мая 2021 года и выписки из доклада по результатам проведенной в отношении нее проверки, которые в этот же день ею получены (том 3 л.д. 35-37, том 1 л.д. 10).
В этот же день депутатом Собрания Ф.И.О.14 направлен в Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» вышеуказанный проект решения для рассмотрения на заседании постоянной комиссии по регламенту, депутатской этике и местному самоуправлению и сессии Собрания муниципального образования «Холмский городской округ».
18 мая 2021 года на указанный проект получено заключение юрисконсульта аппарата Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» (том 4 л.д. 57).
В этот же день постоянной комиссией по Регламенту, депутатской этике и местному самоуправлению Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» всем депутатам направлены документы по вопросу о включении в повестку дня заседания данной комиссии на 20 мая 2021 года вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Ф.И.О.1, полученные ею в этот же день (том 1 л.д. 10, том 4 л.д. 18).
20 мая 2021 года данной комиссией принято решение о вынесении проекта решения на рассмотрение сессии с рекомендацией принять (том 4 л.д. 59).
21 мая 2021 года председателем Собрания сформирован проект повестки дня 41 сессии Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва, в пункте 4 которой обозначен вопрос «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва Ф.И.О.1» (инициатива Ф.И.О.14) (том 2 л.д. 114-115).
Как следует из протокола 41 сессии Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва от 27 мая 2021 года на заседании присутствовало 17 депутатов, то есть кворум имелся. Указанная повестка дня была утверждена по итогам голосования. За прекращение полномочий Ф.И.О.1 проголосовало 16 депутатов (том 2 л.д. 116-131).
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении порядка принятия оспариваемого решения представительного органа местного самоуправления, поскольку вопрос о прекращении полномочий Ф.И.О.1 был инициирован компетентным лицом, данный вопрос был включен в повестку заседания Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», кворум имелся, по результатам голосования большинством голосов решение было принято.
Доводы административного истца о том, что при рассмотрении данного вопроса на сессии не оглашались документы, не обсуждался вопрос о применении к ней иного вида ответственности за допущенное нарушение, правовым основанием для признания незаконным решения Собрания не являются, поскольку копии всех документов по юридически значимому вопросу у депутатов имелись, после выступления докладчика депутатам была обеспечена возможность задать вопросы, внести предложения, после чего проведено голосование.
В этой связи процедура принятия решения Собранием соблюдена.
При установлении в ходе проведенной проверки существенного нарушения депутатом антикоррупционного законодательства основания для досрочного прекращения ее полномочий у Собрания имелись.
На заседание Ф.И.О.1 не явилась, хотя была извещена о рассмотрении ее вопроса (том 4 л.д. 12 (оборот)).
Доводы административного истца о нарушениях, допущенных при рассмотрении внесенного Ф.И.О.14 проекта решения Собрания по вопросу прекращения полномочий депутата, оспариваемое решение Собрания также не порочат.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Положения о постоянной комиссии по регламенту, депутатской этике и местному самоуправлению Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденного решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 30 октября 2013 года № 3/5-34 (далее по тексту Положение), по вопросам своего ведения комиссия рассматривает официально поступившие в Собрание или в комиссию обращения должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с невыполнением депутатами обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации и Сахалинской области, а также рассматривает иные вопросы, связанные с осуществлением депутатами своих полномочий (по поручению Собрания или по собственной инициативе).
Остальные созданные в Собрании постоянные комиссии имеют компетенцию в иных сферах, не связанных с вопросом соблюдения депутатами установленных законодательством обязанностей.
В этой связи позиция Ф.И.О.1 о рассмотрении ее вопроса указанной комиссией с превышением полномочий не может быть признана обоснованной.
При этом судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы административного истца о нарушении Комиссией положений части 6 статьи 5 Положения, согласно которой о заседании комиссии члены Комиссии и приглашенные на него лица должны быть уведомлены не позднее, чем за три дня до даты его проведения, данный срок не может быть сокращен.
Из материалов дела следует, что о заседании Комиссии на 20 мая 2021 года Ф.И.О.1 была уведомлена 18 мая 2021 года, то есть с нарушением установленного срока.
Вместе с тем, о данном заседании административный истец знала, каких-либо заявлений и ходатайств о переносе рассмотрения своего вопроса на иную дату не направляла, на заседание Комиссии не явилась, свои возражения по рассматриваемому проекту решения не представила.
В этой связи судебная коллегия не находит оснований для вывода о том, что нарушение данного срока свидетельствует о незаконности решения Собрания от 27 мая 2021 года.
Включение вопроса о прекращении полномочий депутата в повестку дня дополнительным вопросом не противоречит установленному правовому регулированию деятельности комиссии, отсутствие голосования за повестку дня целиком после включения в нее большинством голосов дополнительного вопроса о рассмотрении проекта решения относительно прекращения полномочий Ф.И.О.1, не свидетельствует о незаконности решения Комиссии от 20 мая 2021 года, тем более, что изложенные в нем выводы обязательными для депутатов в ходе заседания Собрания не являются.
Доводы административного истца о том, что при рассмотрении данного вопроса на заседании Комиссии не оглашались документы, не обсуждался вопрос о применении к ней иного вида ответственности за допущенное нарушение, правовым основанием для признания незаконным решения Собрания не являются, поскольку копии всех документов по юридически значимому вопросу у членов Комиссии имелись, после выступления председателя Комиссии, доложившего существо вопроса и положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, депутатам была обеспечена возможность задать вопросы, внести предложения, после чего проведено голосование.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает существенных нарушений порядка принятия Собранием муниципального образования «Холмский городской округ» решения от 27 мая 2021 года № 41/6-352, а также полагает принятую представительным органом к депутату меру ответственности соразмерной допущенным нарушениям антикоррупционного законодательства.
В этой связи решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Холмского городского суда от 19 августа 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Латашенко Светланы Васильевны о признании незаконным и отмене решения Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 27 мая 2021 года № 41/6-352 «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» шестого созыва Ф.И.О.1» отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи И.О. Качура
Л.А.Бочарова