77RS0021 -02-2023-001307-89
88-10354/2024
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2-800/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 27 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Кузнецова С.Л., судей Ваганова А.Б., Осиповой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Северодвинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерства обороны РФ о возложении обязанности выполнить определенные действия,
по кассационной жалобе Министерства обороны РФ на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 января 2024 г..
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.М., выслушав возражения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
военный прокурор Северодвинского гарнизона обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности выполнить определенные действия.
В обоснование иска указано, что военной прокуратурой Северодвинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 77360-Ю 701 центра материально-технического обеспечения Северного флота (г. Архангельск) (далее - Филиал) требований законодательства в сфере пожарной безопасности, по результатам котором были выявлены нарушения в области требований пожарной безопасности. При проведении военной прокуратурой Северодвинского гарнизона с привлечением специалистов государственного пожарного надзора по Северному флоту было установлено, что пункты заправки, лаборатории, ремонтной мастерской, клуб, штаб, насосной станции светлых нефтепродуктов, хранилища №№ 3-8 (с ядовитыми техническими жидкостями и моторным маслом объемом 500 куб.м) системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей не оборудованы, резервуары РВКС-1000 №№ 1-15, РВКС-3000 №№ 16-19 стационарными установками пожаротушения не оборудованы, в связи с чем, тушение резервуаров РВКС-400 №№ 20-26 посредством применения передвижной пожарной техники невозможно в связи с неправильной установкой (несоблюдением расстояния между емкостями). Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных учреждений. Считает, что именно ответчиком не предприняты меры к организации противопожарной защищенности объектов воинской части, что создает предпосылки к возникновению пожаров и причинению материального ущерба. По результатам проверки 8 июля 2022 г. командиру войсковой части 77360-Ю внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, частично нарушения устранены, в отдел (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Северного флота и службу горючего и смазочных материалов управления ресурсного обеспечения Северного флота направлены заявки для включения в план проведения капитального ремонта объектов воинской части. Просил обязать Министерство обороны Российской Федерации оборудовать автоматическими системами пожаротушений, автоматическими системами пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объектов филиала войсковой части 77360-Ю 701 центра материально-технического обеспечения Северного флота (г. Архангельск), а именно: заправку, лабораторию, ремонтную мастерскую, клуб, штаб, насосную станцию светлых нефтепродуктов и хранилища №№ 3-8, обязать Министерство обороны Российской Федерации принять меры по оборудованию стационарными установками пожаротушения резервуары РВКС-1000 №№ 1-15, РВКС-3000 №№ 16-19.
Решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 17 августа 2023 г. иск военного прокурора Северодвинского удовлетворен. Министерство обороны Российской Федерации обязано оборудовать автоматическими системами пожаротушений, автоматическими системами пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объектов филиала войсковой части 77360-Ю 701 центра материально-технического обеспечения Северного флота (г. Архангельск), а именно: заправку, лабораторию, ремонтную мастерскую, клуб, штаб, насосную станцию светлых нефтепродуктов и хранилища №№ 3-8, принять меры по оборудованию стационарными установками пожаротушения резервуары РВКС-1000 №№ Ы5, РВКС-3000 №№ 16-19.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 ноября 2023 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 января 2024 г. решение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 17 августа 2023 г. отменено, принято по делу новое решение. Иск военного прокурора Северодвинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворен частично. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность оборудовать автоматическими системами пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объекты войсковой части 77360-Ю 701 центра материально-технического обеспечения Северного флота (г. Архангельск), а именно: здание склада ГСМ (инвентарный номер 72), здание лаборатории (инвентарный номер 20), здание мастерской (инвентарный номер 51), здание клуба (инвентарный номер 66), здание штаба (инвентарный номер 59), насосную станцию светлых нефтепродуктов, хранилище №3, здание склада масел (инвентарный номер 26), хранилище №5, здание склада технического имущества (инвентарный номер 25), здание склада технического имущества (инвентарный номер 50), здание склада технического имущества (инвентарный номер 60); принять меры по оборудованию стационарными установками пожаротушения резервуары РВСК-970 №№ 1-8,10-15, 19, РВСК-3000 №№ 16-18 в срок до 24 января 2025 г. В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство обороны РФ оспаривает законность апелляционного определения по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебное постановление в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Военной прокуратурой Северодвинского гарнизона проведена проверка и выявлено, что в результате проведенной инспекцией государственного пожарного надзора по Северному флоту проверки исполнения должностными лицами в войсковой части 77360-Ю 701 центра материального-технического обеспечения Северного флота (г. Архангельск) требований законодательства в сфере пожарной безопасности, установлены нарушения в области требований пожарной безопасности.
Установлено, что в нарушение требований п.п. 4.2, 4.7 и позиции 83 таблицы №1 ВСП 21-07-07 МО/РФ «Инструкция по определению зданий и сооружений помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуации людей при пожаре» (далее - ВСП 21-07-07 МО/РФ) объекты:
- пункты заправки, лаборатории, ремонтной мастерской, клуб, штаб, насосной станции светлых нефтепродуктов, хранилища №№ 3-8 (с ядовитыми техническими жидкостями и моторным маслом объемом 500 куб.м) системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей не оборудованы. Указанные объекты поименованы в соответствие с паспортом как здание склада ГСМ (инвентарный номер 72), здание лаборатории (инвентарный номер 20), здание мастерской (инвентарный номер 51), здание клуба (инвентарный номер 66), здание штаба (инвентарный номер 59), насосная станция светлых нефтепродуктов, хранилище №3, здание склада масел (инвентарный номер 26), хранилище №5, здание склада технического имущества (инвентарный номер 25), здание склада технического имущества (инвентарный номер 50), здание склада технического имущества (инвентарный номер 60).
- резервуары РВСК-1000 №№ 1-15, РВСК-3000 №№ 16-19 стационарными установками пожаротушения не оборудованы. Указанные объекты поименованы в соответствие с паспортом как резервуары РВСК- 970 №№ 1-15, 19, РВСК-3000 №№ 16-18.
8 июля 2022 г. в адрес командира войсковой части 77360-Ю внесено представление об устранении нарушений закона.
В ответ на указанное представление командир войсковой части в ответе от 15 июля 2022 г. сообщил о направлении соответствующей заявки начальнику отдела (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Северного флота.
Согласно представленной представителем войсковой части представлена справке о вводе в эксплуатацию объектов войсковой части 77360-Ю, уточнены наименования объектов войсковой части 77360-Ю в соответствии с паспортом, согласно которой объекты поименованы как: здание склада ГСМ (инвентарный номер 72), здание лаборатории (инвентарный номер 20), здание мастерской (инвентарный номер 51), здание клуба (инвентарный номер 66), здание штаба (инвентарный номер 59), насосная станция светлых нефтепродуктов, хранилище №3, здание склада масел (инвентарный номер 26), хранилище № 5, здание склада технического имущества (инвентарный номер 25), здание склада технического имущества (инвентарный номер 50), здание склада технического имущества (инвентарный номер 60); резервуары РВСК-1000 с 1-по 15 поименованы как РВСК-970 №№ 1-15, при этом резервуар РВСК-970 №9 выведен из эксплуатации, РВСК- 3000 №№ 16-18, РВСК-970 №19.
Принадлежность вышеуказанных объектов в составе войсковой части 77360-Ю Министерству обороны России подтверждена и ответчиком не оспаривалась. Между тем, денежные средства на проведение указанных выше работ из федерального бюджета до настоящего времени не выделены, соответствующий государственный контракт не заключен.
Частично удовлетворяя требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора в части обязания Министерства обороны Российской Федерации оборудовать автоматическими системами пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объекты войсковой части 77360-Ю 701 центра материально-технического обеспечения Северного флота (г. Архангельск), а именно: здание склада ГСМ (инвентарный номер 72), здание лаборатории (инвентарный номер 20), здание мастерской (инвентарный номер 51), здание клуба (инвентарный номер 66), здание штаба (инвентарный номер 59), насосную станцию светлых нефтепродуктов, хранилище №3, здание склада масел (инвентарный номер 26), хранилище №5, здание склада технического имущества (инвентарный номер 25), здание склада технического имущества (инвентарный номер 50), здание склада технического имущества (инвентарный номер 60); принять меры по оборудованию стационарными установками пожаротушения резервуары РВСК-970 №№ 1-8,10-15, 19, РВСК-3000 №№ 16-18.
При этом суд отказал в требованиях об обязании оборудовать объекты недвижимости автоматическими системами пожаротушений и принятии меры по оборудованию стационарными установками пожаротушения резервуар РВСК-970 №9, поскольку указанный резервуар выведен из эксплуатации.
С учетом объема возложенных на ответчика обязанностей и мнения истца судебная коллегия полагала возможным установить ответчику срок исполнения судебного постановления до 24 января 2025 г.
Доводы представителя ответчика о том, что со стороны ответчика не допущено бездействия, поскольку прокурорская проверка проводилась в отношении войсковой части 77360-Ю, судебная коллегия признала несостоятельными, ссылаясь, что как собственник имущества - Министерство обороны РФ в лице подведомственных структурных подразделений, со своей стороны не осуществляет надлежащий контроль в части надлежащего состояния и функционирования технических средств охраны и пожарно-охранных систем, обслуживания, текущего и капитального строительства и ремонта объектов Министерства обороны РФ, что выражается в непринятии мер по организации и проведению мероприятий по подготовке, проверке и поддержанию пожарозащищенности объектов войсковой части 77360-Ю.
При этом выявленные нарушения в области требования противопожарной безопасности создают предпосылки к возникновению самопроизвольных пожаров и причинению материального ущерба и могут привести к гибели военнослужащих, лиц гражданского персонала воинской части и лиц гражданского населения. В данном гражданском деле прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц. В связи с чем, доводы ответчика о безосновательном вмешательстве прокурора в административно-хозяйственную деятельность ответчика также отклонены судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции указал, что вопреки доводам ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляет эксплуатационное и техническое обслуживание, текущий ремонт в отношении объектов, переданных учреждению в эксплуатацию. Из отзыва указанного третьего лица следует, что указанные в иске прокурора объекты в эксплуатацию третьему лицу не передавались.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части судебного постановления. Необходимости в дополнительной оценке и повторном их изложении в кассационном определении судебная коллегия не усматривает.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о необоснованном возложении на Министерство обороны РФ обязанности об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, повторяют позицию ответчика по делу, доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, свидетельствуют о несогласии с установленными судом фактическими обстоятельствами, выводами суда и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом ранее, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, заявителем не представлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 3797, 390 и 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи