И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
город Волгоград 28 мая 2018 года
Дзержинский районный суд г.Волгограда в составе
Председательствующего судьи Музраева З.К.
при секретаре судебного заседания Чигринове Я.В.
с участием истца Борщ В.Н.
представителя ответчика ФИО6, действующей на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства Российской Федерации в <адрес>» ФИО3
представитель третьего лица ФИО7, действующего на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части 34936 ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства Российской Федерации в <адрес>» о взыскании денежных средств по решению суда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства Российской Федерации в <адрес>» о взыскании денежных средств по решению суда. В обосновании иска указал, что как указано в статье 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду. Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В статье 2 Конституции Российской Федерации указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав свобод. Судебная защита прав и свобод человека может быть обеспечена только компетентным и независимым правосудием, осуществляемым на началах справедливости и беспристрастности. Такое правосудие предполагает соблюдение каждым судьей правил профессиональной этики, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, проявление должной заботы о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти. Судьи Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, законодательств о судебной системе и статусе судей Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, развивая и конкретизируя их в целях обеспечения права каждого на справедливое и своевременное рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также установления стандартов поведения судей как основы общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, осознавая свою ответственность перед обществом за надлежащее отправление правосудия, принимают Кодекс судейской этики. Согласно статье 4 Кодекса судейской этики Утвержденного VI Всероссийским съездом судей ДД.ММ.ГГГГ, судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов. В силу статьи 11 Кодекса судейской этики компетентность и добросовестность являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей по осуществлению правосудия. Судья должен принимать меры, направленные на обеспечение права каждого на справедливое судебное; разбирательство в разумный срок; должным образом организовывать и проводить судебные заседания, не допуская назначения рассмотрения нескольких дел на одно и тоже время, неоднократных и безосновательных отложений судебных разбирательств, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой. Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены его исковые требования к Войсковой части № о восстановлении на работу, взыскании среднего заработка за вынужденный прогул, компенсации морального вреда и расходов на представителя. После вступления решения суда в законную силу был выдан исполнительный лист для принудительного исполнения, так как добровольно выплатить денежные средства за вынужденный прогул, компенсацию морального вреда и т.д. Ответчик отказывается по настоящее время. Исполнительный документ был предъявлен дважды для исполнения в казначейство, однако Управление Федерального казначейства по <адрес>, отказалось дважды исполнить исполнительный документ, направив ему два письменных ответа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о возврате исполнительного документа. Исполнительный документ был также предъявлен в службу судебных приставов, но постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закон «Об исполнительном производстве». Исполнительный документ вернули ему. Таким образом, не представляется возможным исполнить решение суда о взыскании в его пользу денежных средств. Учитывай правовую позицию, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации № ГКПИ09-1543 от ДД.ММ.ГГГГ, в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-9647/10 от ДД.ММ.ГГГГ пришел к выводу, что при отсутствии у должника - воинской части, лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального Казначейства, так и в учреждениях. Центрального Банка Российской Федерации или кредитных Организациях, взыскатель ФИО5 вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании денежной суммы с главного распорядителя средств федерального бюджета - Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности. Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, a равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Министерство финансов Российской Федерации, действуя в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставление государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом №н от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Административный регламент, которым регламентировано судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 1, подпунктов 31 и 32 пункта 10 Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ( в редакции т ДД.ММ.ГГГГ) «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий; организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил. Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения (войсковая часть), не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом к исполнению. Согласно пункту 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения; соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса. Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждении в случае их недофинансирования установленной нормами статьи 120 ГК РФ и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 стать и 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такой учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с нормами статьи 399 ГК РФ, предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, и правовыми актами и условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица являющегося должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требования к основному должнику. Министерство обороны от имени казны Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных государственных учреждений, в том числе воинских частей. Главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификации расходов федерального бюджета. Взыскание с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по <адрес>» в порядке субсидиарной ответственности как с субсидиарного ответчика в пользу его истца присужденных решением <адрес> cyда <адрес> будет способствовать исполнению принятого судом решения и восстановлению прав взыскателя. Просит суд взыскать в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств Федерального бюджета - Министерства обороны Российской Федерации за счет средств Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по <адрес>, денежные средства в его пользу в сумме 40816 рублей 40 копеек - средний заработок за вынужденный прогул, 3000 рублей - компенсация морального вреда, 7000 рублей - оплата услуг представителя, взысканные решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В судебном заседании истце ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Министерство обороны Российской Федерации не явилось, о времени и дне рассмотрения дела извещен, в порядке статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6, действующая на основании выданной доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание третье лицо Управление Федерального казначейства по <адрес> не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в порядке статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание третье лицо <адрес> отдел судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по <адрес> не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в порядке статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель третьего лица ФИО7, действующий на основании выданной доверенности, просил удовлетворить исковые требования, так как войсковая часть № не имеет своего расчетного (лицевого счёта), в связи, с чем не может исполнить решение суда.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и отменен приказ командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО1; ФИО1 восстановлен на работе в войсковой части № в должности начальника группы военизированной охраны с ДД.ММ.ГГГГ; взыскано с войсковой части № в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40816 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, и расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 рублей, в удовлетворении остальной части иска, - отказано. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 с исполнительными листами обратился в Управление Федерального казначейства Российской Федерации по <адрес> для исполнения решения суда.
Управление Федерального казначейства Российской Федерации по <адрес> направило ФИО1 уведомление о возврате исполнительных документов за № УВЛ-17-8490 от ДД.ММ.ГГГГ и за № УВОЛ-17-9817 от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указало, что в соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника.
ФИО1 с исполнительными листами обратился в <адрес> отдел <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> для исполнения решения суда.
Постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО8 отказано в возбуждении исполнительного производства.
ФИО1 обратился в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Определение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований ФИО1 об изменении порядка исполнения решения Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Производство, связанное с исполнением судебных постановлений, регламентируется разделом 7 ГПК РФ, а также Федеральным законом № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве»
По общему правилу принудительное исполнение судебных актов возложено на федеральную службу судебных приставов и ей территориальные органы.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходы на Вооруженные Силы Российской Федерации и другие вопросы в области национально обороны относятся к расходам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется главой 24 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что войсковая часть № не имеет лицевого счёта, состоит на финансовом обеспечении в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства Российской Федерации в <адрес>».
В соответствии с подпунктом 31 пункта 10 Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства Обороны Российской Федерации» главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства Обороны Российской Федерации и реализации возложенных на него полномочий, является Министр Обороны Российской Федерации.
Приказом заместителя Министра Обороны Российской Федерации№ дсп от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть № зачислена на финансовое обеспечение в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства Российской Федерации в <адрес>».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с лицевого счёта Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства Российской Федерации в <адрес>» за счёт средств войсковой части 94936, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, на основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства Российской Федерации в <адрес>» о взыскании денежных средств по решению суда, - удовлетворить.
Взыскать с лицевого счёта Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства Российской Федерации в <адрес>» за счёт средств войсковой части средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40816 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, и расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 рублей, присужденные решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: текст решения суда изготовлен с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись З.К.Музраев