ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-4985/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 2-1360/2022
в суде первой инстанции
УИД 15RS0009-01-2022-001603-63
20 июня 2024 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В.
судей Корниенко Г.Ф., Козлова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукожевой Раисы Эльмурзаевны, Гулаевой Аминат Айнидиновны, Кантемировой Фатимы Хизириевны, Хуштовой Малики Хасановны, Хидировой Дайбат Хасмагометовны, Алиевой Залины Джамаловны, Геховой Мариян Хабибулаевны, Сатубаловой Хавы Биляловны, Дациевой Мадинат Арслановны, Даулетовой Зои Ахматовны, Слоновой Айшат Сапаровны, Кашешовой Джамалии Расуловны, Элесхановой Тамади Абрековны, Акбиевой Заиры Башировны к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия -Алания, Территориальному органу Министерства труда и социального развития - Управлению социальной защиты населения по Моздокскому району о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения,
по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф., выслушав представителя Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия –Алания ФИО18, действующую на основании доверенности, начальника Территориального органа Министерства труда и социального развития - Управления социальной защиты населения по Моздокскому району ФИО19, действующую на основании приказа, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила :
Лукожева Р.Э., Гулаева А.А., Кантемирова Ф.Х., Хуштова М.Х., Хидирова Д.Х., Алиева З.Д., Гехова М.Х., Сатубалова Х.Б., Дациева М.А., Даулетова З.А., Слонова А.С., Кашешова Д.Р., Элесханова Т.А., Акбиева З.Б. обратились в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Территориальному органу Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - Управлению социальной защиты населения по Моздокскому району, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения, признании их права на компенсацию.
В обоснование иска указали, что являются медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» им предоставлено право на компенсацию расходов по оплате отопления и освещения жилых помещений.
Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг должно производиться органами социальной защиты населения по месту жительства в форме денежной выплаты. Условием для получения компенсационных выплат по услугам ЖКХ является регистрация в Управлении социальной защиты населения по Моздокскому району как льготников, куда они должны были обратиться с заявлением о постановке на учет. Однако о необходимости обращения с заявлениями с началом работы они никем и ни в какой форме не уведомлялись, в то время как из требований Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2008 года №304 «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания» следует, что Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия -Алания должно проводить работу по реализации настоящего постановления, то есть, для того, чтобы они стали на учет как льготники, они должны были быть уведомлены ответчиком о такой необходимости. Считают, что в связи с тем, что ответчик в лице Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания не выполнил свою обязанность и не поставил их в известность о необходимости постановки на учет как льготников, они лишились права на получение льготных выплат за период с 2016 года по 2019 годы.
Кроме того, законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2015 года №48-РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2016 год» Закон Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года №32 был приостановлен. Начиная с 2016 года меры социальной поддержки в Республике Северная Осетия-Алания законодательно приостановлены и в последующие годы, до 2020 года. Истцы полагают, что их право на компенсационные выплаты нарушено, в том числе, и неправомерным приостановлением действия закона, предусматривающего указанные выплаты, в связи с чем обратились в суд с данным иском.
Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 03 октября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Лукожевой Р.Э., Гулаевой А.А., Кантемировой Ф.Х., Хуштовой М.Х., Хидировой Д.Х., Алиевой З.Д., Геховой М.Х., Сатубаловой Х.Б., Дациевой М.А., Даулетовой З.А., Слоновой А.С., Кашешовой Д.Р., Элесхановой Т.А., Акбиевой З.Б. к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия -Алания, Территориальному органу Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания – Управлению социальной защиты населения по Моздокскому району, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания о признании права на компенсацию расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года, возложении обязанности на Территориальный орган Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - Управление социальной защиты населения по Моздокскому району произвести компенсацию выплат за услуги ЖКХ каждому из истцов за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 января 2024 года решение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 03 октября 2022 года отменено.
По делу принято новое решение, которым признано право Лукожевой Р.Э., Гулаевой А.А., Кантемировой Ф.Х., Хуштовой М.Х., Хидировой Д.Х., Алиевой З.Д., Геховой М.Х., Сатубаловой Х.Б., Дациевой М.А., Даулетовой З.А., Слоновой А.С., Кашешовой Д.Р., Элесхановой Т.А., Акбиевой З.Б. на компенсацию расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения.
Суд возложил на Территориальный орган Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - Управление социальной защиты населения по Моздокскому району обязанность произвести компенсацию выплат за услуги ЖКХ Лукожевой Р.Э., Гулаевой А.А., Кантемировой Ф.Х., Хуштовой М.Х., Хидировой Д.Х., Алиевой З.Д., Геховой М.Х., Сатубаловой Х.Б., Дациевой М.А., Даулетовой З.А., Слоновой А.С., Кашешовой Д.Р., - за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года; Элесхановой Т.А. – за период с 19 августа 2017 года по 31 декабря 2019 года; Акбиевой З.Б.- за период с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2019 года.
В кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года № 32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 марта 2016 года № 107 «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная-Осетия Алания», исходил из того, что данная мера социальной поддержки – компенсационные выплаты в возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемые медицинским работникам, проживающим в сельской местности, носит заявительный характер и может быть назначена только на основании письменного заявления гражданина. Поскольку доказательств, подтверждающих обращение истцов с заявлением с приложением соответствующих документов, подтверждающих право на предоставление мер социальной поддержки, не представлено, а действующее законодательство не предусматривает персональное уведомление каждого гражданина о порядке и условиях получения данной меры социальной поддержки, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.ст. 5.2, 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», ст.ст. 1, 4.1 Закона Республики Северная Осетия – Алания от 30 июня 2010 года №32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», исходил из того, что сведения об истцах, как о лицах, имеющих право на получение мер социальной поддержки, должны были органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации быть переданы в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и истцы должны были быть проинформированы о наличии у них права на получение мер социальной поддержки. Неисполнение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности, возложенной на них ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не может повлечь лишение истцов права на получение социальной поддержки, установленной государством при реализации гражданами права на жилище.
Судом установлено, что истцы проживают и осуществляют медицинскую деятельность в сельской местности Республики Северная Осетия - Алания - в Кизлярской врачебной амбулатории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Моздокская центральная районная больница» Министерства здравоохранения РСО-Алания на должностях, включенных в Перечень, установленный Приложением № 2 к Закону Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года № 32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», доказательства о наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая могла бы служить основанием для отказа в предоставлении субсидии, отсутствуют, в настоящее время истцы получают данную социальную выплату.
Учитывая, что право истцов на получение мер социальной поддержки за 2016-2019г.г. не оспаривалось ответчиками, а также представленные истцами справки с места работы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о признании права на компенсацию расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за Лукожевой Р.Э., Тулаевой А.А., Кантемировой Ф.Х., Хуштовой М.Х., Хидировой Д.Х., Алиевой З.Д., Геховой М.Х., Сатубаловой Х.Б., Дациевой М.А., Даулетовой З.А., Слоновой А.С., Кашешовой Д.Р. за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2019 г., за Элесхановой Т.А.- за период с 19 августа 2017 г. по 31 декабря 2019 г., за Акбиевой З.Б. - за период с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истцов – медицинских работников, проживающих в сельской местности Республики Северная Осетия - Алания о признании их права на компенсацию и взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения.
Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившим в силу с 22 ноября 2011 года, медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с 1 января 2012 года Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 ЖК РФ о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.
Применительно к законодательству Республики Северная Осетия - Алания таковым является Закон Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 года № 32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», которым установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия - Алания, действие которого неоднократно приостанавливалось, в том числе и на 2016 - 2019 г.
Статья 1 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 года № 32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» предусматривает возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия - Алания и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия - Алания на должностях в медицинских и фармацевтических организациях, подведомственных органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, структурных подразделениях, осуществляющих медицинскую деятельность, иных организациях, подведомственных органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, согласно Перечню, установленному приложением 2 к настоящему Закону (пункт 2 части 1).
В соответствии со ст. 4.1. Закона Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 года № 32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» информация о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлена обязанность информирования граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 30 декабря 2008г. №304 «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия – Алания» был утвержден «Порядок и условия предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия – Алания». Пунктом 5 данного постановления на Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания возложена обязанность провести разъяснительную работу по реализации настоящего постановления.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 29 марта 2016 года №107 был утвержден новый «Порядок и условия предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия – Алания», который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года. Однако доказательств проведения работы по разъяснению указанного порядка, ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований по тому основанию, что данная мера социальной поддержки носит заявительный характер и подлежит предоставлению только при обращении с заявлением о получении компенсации, пришел к правильному выводу о его отмене, поскольку суд не применил, подлежащие применению при разрешении заявленного требования приведенные нормы материального права, не принял во внимание, что ответчики не представили доказательств их исполнения, информирования предусмотренными законом способами истцов о наличии у них права на получение мер социальной поддержки в спорный период, а также разъяснения истцам их права и порядка его реализации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в кассационной жалобе, в том числе о том, что нормативные правовые акты, устанавливающие право на данную меру социальной поддержки и порядок его реализации, были официально опубликованы, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой, данной судом апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами суда об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке принятых по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.