ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 августа 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Авериной Е.Г.,
Егоровой Е.С.,
при секретаре Гамуровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску З.О.А. к Администрации города Армянска Республики Крым, третьи лица: З.Ю.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних З.Д.О., З.А.О., прокуратура города Армянска Республики Крым, Армянский городской совета Республики Крым, о понуждении заключить договор социального найма
по апелляционной жалобе З.О.А. на решение Армянского городского суда Республики Крым от 27 мая 2020 года,
У С Т А Н О В И Л А :
13 февраля 2020 г. З.О.А. обратился в суд с иском к Администрации города Армянска Республики Крым о понуждении заключить договор социального найма, мотивируя свои требования тем, что на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного комитета Армянского городского совета ему выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на служебную двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: Республика Крым, <адрес>. Истец ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию г. Армянска с заявлением о заключении с ним договора социального найма, в чем ему было отказано. Данный отказ считает незаконным, ссылаясь на то, что его семья на законных основаниях и длительное время владеет и пользуется спорной жилой квартирой, надлежащим образом осуществляет обязательства по ее содержанию и производит за свой счет расходы на ее содержание, пользуется и поддерживает ее в надлежащем состоянии, что свидетельствует о том, что между сторонами фактически сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 27 мая 2020 года в удовлетворении указанного иска З.О.А. отказано.
Не согласившись с таким решением суда, 29 июня 2020 года З.О.А. подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на принятие решения, поскольку его законное право пользования жилым помещением нарушено. На момент возникновения спорных отношений действовало законодательство Украины, в соответствии с которым служебные жилые помещения могут быть предоставлены только категориям лиц, которые определены в соответствующем Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров УССР от 04.02.1988 г. № 37.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец З.О.А., З.Ю.В., представитель прокуратуры города Армянска Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебных повесток-извещений, направленных в их адрес через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не известивших суд о причинах своей неявки.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Администрации города Армянска Республики Крым и Армянского городского совета Республики Крым Ф.А.А., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований З.О.А., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для заключения с истцом договора социального найма, поскольку служебное жилье истцу предоставлено в связи с характером трудовых отношений; истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит.
С такими выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства, а также требованиям действующего жилищного законодательства.
Так, приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.10.2018 года №624 утверждено Положение "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями" (вместе с "Положением о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов", "Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)"), в соответствии с которым служебные жилые помещения предоставляются прокурорским работникам, признанным не имеющими жилых помещений по месту службы.
Согласно требованиям ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. №42, вступившим в силу 14 февраля 2006 г. В соответствии с п.15 этих Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Аналогичным образом правоотношения по предоставлению служебных жилых помещений были урегулированы жилищным законодательством Украины, которое действовало на момент предоставления служебного жилья истцу.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, решением исполнительного комитета Армянского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № квартира № № по адресу: <адрес>, утверждена как служебное жилое помещение. На основании ходатайства прокуратуры г. Армянска от ДД.ММ.ГГГГ №, исх.13, выделено служебное жилое помещение и выдан служебный ордер старшему (помощнику) прокурору прокуратуры <адрес> З.О.А. на двухкомнатную квартиру № № по адресу: <адрес> ж/пл.29,1 кв.м, с/с 4 чел. (л.д.21). На основании указанного решения органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ З.О.А. выдан ордер на служебное жилое помещение № (л.д.7).
Доказательств того, что спорное жилое помещение имело иной правовой статус, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Сведений об изменении правового режима квартиры <адрес> в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений, что предполагает изменение статуса жилого помещения, истцом не представлено. Решения о предоставлении указанного жилого помещения З.О.А. и членам его семьи на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Проживание истца и членов его семьи в спорной квартире не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа, поскольку квартира была предоставлена старшему (помощнику) прокурору прокуратуры г. Армянска З.О.А. во временное пользование в качестве служебного жилья на строго определенный период - на время исполнения им служебных обязанностей.
Поскольку З.О.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, решение о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма уполномоченным органом не принималось, спорному жилому помещению присвоен статус служебного, после чего оно предоставлено истцу по договору найма служебного жилого помещения, который не оспорен и недействительным в установленном законом порядке не признан, судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ; нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Армянского городского суда Республики Крым от 27 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З.О.А. – без удовлетворения.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи: Аверина Е.Г.
Егорова Е.С.