к делу №
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
город Сочи 17 августа 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
с участием:
представителя административного истца Гребенникова Рђ.Р., РїРѕ доверенности Шамина Р’.Р“.,
представителя административного ответчика – администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи, РїРѕ доверенности Рстоминой Р.Р’.,
представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарском краю, по доверенности Новойдарской А.В.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении Центрального районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Сочи административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Гребенникова Рђ. Р. Рє административному ответчику – администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи Рѕ признании незаконным отказ РІ предоставлении муниципальной услуги заключение соглашения Рѕ перераспределении земель Рё (или) земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности Рё земельных участков, находящихся РІ частной собственности
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец – Гребенников Рђ.Р. обратился РІ Центральный районный СЃСѓРґ РіРѕСЂРѕРґР° Сочи СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании незаконным Рё необоснованным отказ администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РІ лице Департамента архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи, выраженный РІ РїРёСЃСЊРјРµ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ предоставлении муниципальной услуги заключение соглашения Рѕ перераспределении земель Рё (или) земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности Рё земельных участков, находящихся РІ частной собственности, обязании устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства нового жилого дома и хозяйственных построек по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. В целях образования земельного участка общей площадью 811 кв.м путем перераспределения земельного участка, площадью 600 кв.м № и земель неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала № площадью 211 кв.м, расположенного в селе Верхневеселое по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ он через ГАУ КК «МФЦ КК» города Сочи обратился в администрацию города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» с первым заявлением.
Однако, ответным РїРёСЃСЊРјРѕРј Департамента архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ ему, Гребенникову Рђ.Р., было отказано РІ предоставлении муниципальной услуги, СЃРѕ ссылкой РЅР° то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен РІ границах «красных линий».
Считает данный отказ необоснованным и незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца, по доверенности Шамин В.Г., исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении с учетом представленного заявления об уточнении исковых требований в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ (л.д.35-36).
Участвующий РІ судебном заседании представитель административного ответчика – администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи, РїРѕ доверенности Рстомина Р.Р’., возражала против удовлетворения заявленных требований, СЃ учетом РёС… уточнения, поддержав позицию, изложенную РІ отказе РІ предоставлении муниципальной услуги. Также просила Рѕ применении Рє данному СЃРїРѕСЂСѓ СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, РІ удовлетворении требований, СЃ учетом РёС… уточнения, отказать.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по доверенности Новойдарская А.В., заявленные требования не поддержала, поддержав позицию административного ответчика.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные требования, с учетом их уточнения, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст.221 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј, следует РёР· материалов дела, Гребенникову Рђ.Р. РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, общей площадью 600 РєРІ.Рј, категория земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования - для строительства РЅРѕРІРѕРіРѕ жилого РґРѕРјР° Рё хозяйственных построек РїРѕ адресу: Краснодарский край, РіРѕСЂРѕРґ Сочи <адрес>, Рѕ чем РІ Едином государственном реестре недвижимости ДД.РњРњ.ГГГГ сделана запись регистрации в„–.
Р’ целях образования земельного участка общей площадью 811 РєРІ.Рј путем перераспределения земельного участка, площадью 600 РєРІ.Рј в„– Рё земель неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала в„– площадью 211 РєРІ.Рј, расположенного РІ <адрес>, ДД.РњРњ.ГГГГ Гребенников Рђ.Р. через ГАУ Краснодарского края «МФЦ Краснодарского края» РіРѕСЂРѕРґР° Сочи обратился РІ администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РІ лице Департамента архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ оказания муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения Рѕ перераспределении земель Рё (или) земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности Рё земельных участков, находящихся РІ частной собственности» СЃ первым заявлением.
Однако, ответным РїРёСЃСЊРјРѕРј Департамента архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Гребенникову Рђ.Р. отказано РІ предоставлении муниципальной услуги, СЃРѕ ссылкой РЅР° то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен РІ границах «красных линий».
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным отказом органа местного самоуправления, находит его необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца, ввиду следующего.
Статьей 7 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
В соответствии с ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (ч.1 ст.11.7 Земельного кодекса РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ч.3 ст.11.7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (ч.2 ст.39.28 Земельного кодекса РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч.3 ст.39.28 Земельного кодекса РФ).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (ч.5 ст.39.28 Земельного коекса РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (ч.1 ст.39.29 Земельного кодекса РФ).
В силу ч.8 ст.39.29 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Частями второй и третьей статьи 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрены исчерпывающие перечни сведений, которые указываются в заявлении о перераспределении земельных участков, а также приложений к такому заявлению.
При этом административным истцом в полной мере соблюдены требования частей второй и третьей статьи 39.29 Земельного кодекса РФ при подаче заявления о перераспределении земельных участков.
Согласно п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Красные линии утверждаются правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Таким образом, ссылка на справочник является незаконной, поскольку, места общего пользования, красные линии утверждаются Нормативным правовым актом - органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
При этом, каких-либо доказательств, в том числе письменных, в опровержение доводов административного истца, представителем административного ответчика суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленного представителем административного ответчика ходатайства о применении к данному спору срока исковой давности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2).
РЎ учетом всех обстоятельств дела, представленных доказательств, Р° противного РЅРµ представлено, Р° также учитывая, что РІ материалах административного дела отсутствуют сведения Рѕ дате получения Гребенниковым Рђ.Р. решения РЅР° обращение РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ оказания муниципальной услуги 6.14, Р° административный РёСЃРє поступил РІ СЃСѓРґ ДД.РњРњ.ГГГГ, оснований для вывода Рѕ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРµ административным истцом СЃСЂРѕРєР° РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ СЃ требованиями РѕР± оспаривании отказа РІ предоставлении муниципальной услуги заключение соглашения Рѕ перераспределении земель Рё (или) земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности Рё земельных участков, находящихся РІ частной собственности, СЃСѓРґ РЅРµ усматривает,
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах.
На основании ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Гребенникова Рђ. Р. Рє административному ответчику – администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи Рѕ признании незаконным отказ РІ предоставлении муниципальной услуги заключение соглашения Рѕ перераспределении земель Рё (или) земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности Рё земельных участков, находящихся РІ частной собственности – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ.
Считать утвержденной схему расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории земельного участка площадью 811 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования - для строительства РЅРѕРІРѕРіРѕ жилого РґРѕРјР° Рё хозяйственных построек, образованного посредством перераспределения земель находящихся РІ государственной (муниципальной) собственности, РІ границах кадастрового квартала в„– площадью 211 РєРІ.Рј Рё земельного участка СЃ кадастровым номером в„– площадью 600 РєРІ.Рј, находящегося РІ частной собственности Гребенникова Рђ. Р..
Настоящее решение является основанием для Управления Росреестра РїРѕ Краснодарскому краю осуществить постановку РЅР° государственный кадастровый учет земельного участка площадью 811 РєРІ.Рј для строительства РЅРѕРІРѕРіРѕ жилого РґРѕРјР° Рё хозяйственных построек, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования - для строительства РЅРѕРІРѕРіРѕ жилого РґРѕРјР° Рё хозяйственных построек, образованного посредством перераспределения земель находящихся РІ государственной (муниципальной) собственности, РІ границах кадастрового квартала в„– площадью 211 РєРІ.Рј Рё земельного участка СЃ кадастровым номером в„– площадью 600 РєРІ.Рј, находящегося РІ частной собственности Гребенникова Рђ. Р., РЅР° основании представленной схеме расположения земельного участка, согласно координат:
в <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Обязать администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РІ лице Департамента имущественных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи заключить соглашение Рѕ перераспределении земельного участка площадью 811 РєРІ.Рј для строительства РЅРѕРІРѕРіРѕ жилого РґРѕРјР° Рё хозяйственных построек, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования - для строительства РЅРѕРІРѕРіРѕ жилого РґРѕРјР° Рё хозяйственных построек, образованного посредством перераспределения земель находящихся РІ государственной (муниципальной) собственности, РІ границах кадастрового квартала в„– площадью 211 РєРІ.Рј Рё земельного участка СЃ кадастровым номером в„– площадью 600 РєРІ.Рј, находящегося РІ частной собственности Гребенникова Рђ. Р..
Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию соглашения Рѕ перераспределении земельного участка Рё возникновения права собственности Гребенникова Рђ. Р. РЅР° земельный участок площадью 811 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования - для строительства РЅРѕРІРѕРіРѕ жилого РґРѕРјР° Рё хозяйственных построек.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ года