Дело № 33-618/2021 год
Председательствующий Царева Е.А.
УИД 19RS0001-02-2020-007948-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сергиенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 марта 2021 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Министерства внутренних дел Российской Федерации Чертыковой Ольги Вячеславовны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации к Сафьянов ЮА о взыскании ущерба в порядке регресса.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., объяснения представителя истца Министерства внутренних дел Российской Федерации Бальцевич О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Российская Федерация в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ) обратилось в суд с иском к Сафьянов ЮА о возмещении ущерба в порядке регресса в размере 17000 руб., требования мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком как инспектором группы ДПС ГИБДД ОМВД по Аскизскому району в отношении ЗАЮ был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАЮ прекращено, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Прекращение производства по делу об административном правонарушении по указанному основанию свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении при отсутствии правового основания. Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ с МВД РФ в пользу ЗАЮ взысканы убытки в общем размере 17000 руб. Заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено нарушение ответчиком служебной дисциплины, выразившееся в составлении протокола об административном правонарушении при отсутствии на то оснований, что повлекло прекращение производства по делу об административном правонарушении. Поскольку Российская Федерация в лице МВД по РФ возместило ЗАЮ понесенные им убытки, у истца возникло право регрессного требования к ответчику.
В судебном заседании представитель истца Каминский ТА исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Сафьянов ЮА исковые требования не признал, суду пояснил, что составляя протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, он выполнял свои должностные обязанности. На момент составления протокола у него были основания полагать, что ЗАЮ находится в состоянии алкогольного опьянения, однако от прохождения медицинского освидетельствования он отказывался. Последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении ЗАЮ не свидетельствует о совершении им (ответчиком) неправомерных действий при составлении протокола об административном правонарушении. Просил в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
С решением не согласна представитель истца Министерства внутренних дел Российской Федерации Чертыкова О.В.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, она просит решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Выражая несогласие с выводами суда, полагает, что при разрешении спора судом не учтен характер возникших между сторонами правоотношений.
Приводя обстоятельства дела, просит учесть, что постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ЗАЮ по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Данным постановлением установлено, что сотрудник составил протокол об административном правонарушении, не оценив и не исследовав в полном объеме имеющиеся доказательства, не выяснив объективно обстоятельств дела, т.е. при отсутствии правовых оснований.
Указывает, что решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, частично удовлетворены исковые требования ЗАЮ, с Российской Федерации в лице МВД РФ в его пользу взысканы убытки в размере 17000 руб. Российская Федерация в лице МВД России возместило ЗАЮ вред, причиненный должностными лицами, в размере 17000 руб., перечислив на его счет денежные средства ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что нарушение ответчиком служебной дисциплины, выразившееся в составлении протокола об административном правонарушении при отсутствии на то оснований, повлекшем прекращение производства по делу об административном правонарушении, установлено.
Считает, что совокупность установленных по делу обстоятельств подтверждает противоправность действий ответчика, наличие вреда, а также наличие причинно-следственной связи между причиненным казне Российской Федерации ущербом и действиями ответчика. При указанных обстоятельствах полагает неправомерным отказ в удовлетворении исковых требований.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором ДПС ГИБДД ОМВД России по Аскизскому району Сафьянов ЮА в отношении ЗАЮ был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием для составления протокола явилось невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАЮ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе инспектора ДПС ГИБДД ОМВД России по Аскизскому району Сафьянов ЮА постановление мирового судьи судебного участка № Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в ином составе суда.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАЮ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Указанным судебным актом установлена недоказанность должностным лицом наличия состава административного правонарушения в действиях ЗАЮ
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ с МВД РФ в пользу ЗАЮ взысканы убытки в размере 15000 руб., возмещены судебные расходы в размере 2000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
Согласно Заключению по результатам служебной проверки, утвержденному врио начальника ОМВД по Аскизскому району Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ, за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за составление ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАЮ при отсутствии на то оснований, что повлекло прекращение производства по делу об административном правонарушении, Сафьянов ЮА следует привлечь к дисциплинарной ответственности, однако, учитывая, что сроки привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренные п. 7 ст. 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты» истекли, к дисциплинарной ответственности не привлекать.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается перечисление истцом ЗАЮ денежных средств в размере 17000 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что неправильная оценка доказательств должностным лицом не является достаточным условием для наступления его материальной ответственности и не предоставляет истцу право обратного требования (регресса) к сотруднику органов внутренних дел. Суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих противоправность поведения ответчика и его вину в причинении вреда.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они постановлены с учетом установленных по делу обстоятельств, при правильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 3.1 ст. 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 настоящего Кодекса, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.
Согласно ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.
За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет м░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░. 6).
░ ░░. 243 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. 3.1 ░░. 1081 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░ ░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. 1 ░░. 12.26 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░