Судья Бабикова И.Н. Дело № 33-5939/2021
УИД: 76RS0016-01-2020-003710-59
Изготовлено 18.11.2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Горохова С.Ю.
судей Черной Л.В., Архипова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
11 ноября 2021 года
гражданское дело по апелляционной жалобе департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля и апелляционной жалобой Защеринской Ирины Вадимовны, Крылова Виктора Валерьевича, Крыловой Елизаветы Алексеевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 23 марта 2021 года, которым постановлено:
«Установить факт постоянного проживания в <адрес> Защеринской Ирины Вадимовны, ДД.ММ.ГГГГ, Крыловой Елизаветы Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, Крылова Виктора Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Защеринскую Ирину Вадимовну, Крылова Виктора Валерьевича, Крылову Елизавету Викторовну, ФИО1 и ФИО2 пострадавшими в результате взрыва газа в жилом доме в связи с полным уничтожением имущества.
Признать за Защеринской Ириной Вадимовной, Крыловым Виктором Валерьевичем, Крыловой Елизаветой Алексеевной, ФИО1, ФИО2 как за гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, право на получение социальной помощи на первоочередные нужды в размере 1 величины прожиточного минимума на каждого, а также на возмещение ущерба в связи с полной утратой жилого помещения и (или) имущества, находившегося в жилом помещении, в размере 2 величин прожиточного минимума на каждого, в соответствии с п.3.4.1 «Порядка назначения социальной помощи», утвержденного приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 №2.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.»
Заслушав доклад судьи Черной Л.В., судебная коллегия
установила:
Защеринская И.В., Крылов В.В., Крылова Е.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1. и ФИО2., обратились в суд с иском к департаменту по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля, департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Министерству финансов Российской Федерации, мэрии города Ярославля, в котором с учетом уточнения требований просили установить факт их постоянного проживания в <адрес> на момент чрезвычайной ситуации - взрыва бытового газа в жилом доме; признать их пострадавшими в результате взрыва газа в жилом доме в связи с полным уничтожением имущества; признать за каждым из истцов право на получение единовременной материальной помощи в размере 10742 руб. на каждого на первоочередные нужды и финансовой помощи в размере 21484 руб. в связи с полной утратой имущества, а также финансовой помощи из федерального бюджета из расчета 100000 руб. на каждого проживающего в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате вышеуказанной чрезвычайной ситуации; включить их в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи на первоочередные нужды и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, и в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств федерального бюджета.
Требования мотивированы тем, что Защеринская И.В. является собственником квартиры <адрес>. Вместе с ней с сентября 2015 года в квартире постоянно проживали ее дочь Крылова Е.А., муж дочери Крылов В.В. и двое внуков ФИО1 и ФИО2. 21.08.2020 г. в связи со взрывом бытового газа квартира и все имущество, находившееся в ней, были полностью уничтожены. В связи с отсутствием регистрации по месту жительства в указанной квартире истцам отказано во включении в список пострадавших граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой имущества, в выплате единовременной материальной помощи в размере 10742 руб. на каждого члена семьи, в финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере 21484 руб. на каждого из истцов в соответствии с подразделом 3.4.1, 3.4.3 раздела 3 Порядка назначения социальной помощи, утвержденного приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 №2. Также истцы лишены права на получение финансовой помощи из федерального бюджета из расчета 100000 руб. на каждого проживающего в связи с полной утратой имущества первой необходимости в соответствии с п.п. «г» п.4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 №1928. Истцы считают, что ответчиками нарушены их права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения – об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе Защеринской И.В., Крылова В.В., Крыловой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2., ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и принятии в указанной части нового решения – об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.
В возражениях Защеринская И.В., Крылов В.В., Крылова Е.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2., просят апелляционную жалобу департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля оставить без удовлетворения.
В письменном отзыве мэрия г. Ярославля просит удовлетворить апелляционную жалобу департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Защеринской И.В., Крылова В.В., Крыловой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1. и ФИО2.
Защеринская И.В., Крылов В.В., представители департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Ярославской области, департамента финансов Ярославской области, МЧС России, ГУ МЧС России по Ярославской области, отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района мэрии города Ярославля, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалоб, обсудив их, заслушав Крылову Е.А. и представителя Защеринской И.В., Крылова В.В., Крыловой Е.А. по доверенности Дмитриеву Н.Ю., представителя департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля по доверенности Гортову К.Е., поддержавших доводы поданных ими жалоб, представителя мэрии г. Ярославля по доверенности Молчанова С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля и возражавшего в удовлетворении апелляционной жалобы Защеринской И.В., Крылова В.В., Крыловой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1. и ФИО2., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы не содержат оснований для отмены или изменения решения суда.
Из дела следует, что 21.08.2020 г. в 19.15 час. в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, произошел взрыв бытового газа, повлекший частичное обрушение стен и иных элементов дома, в том числе, обрушение квартиры №, собственником которой является Защеринская И.В. на основании договора дарения от 15.01.2015 года.
28.08.2020 г. Защеринская И.В., ее дочь Крылова Е.В., супруг дочери Крылов В.В. обратились в территориальный отдел по социальной поддержке населения Дзержинского района департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля с заявлениями об оказании им социальной помощи на первоочередные нужды в случае полной утраты жилого помещения и (или) имущества, находившегося в жилом помещении.
Отказывая 01.09.2020 года в предоставлении социальной помощи, комиссия по оказанию социальной поддержки жителям города Ярославля при территориальном отделе по социальной поддержке населения Дзержинского района исходила из отсутствия у истцов регистрации по месту жительства в квартире <адрес>, поскольку Защеринская И.В. и ее дочь Крылова Е.В. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>; Крылов В.В., а также несовершеннолетние ФИО2. и ФИО1., зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из доказанности факта постоянного проживания Защеринской И.В., Крыловой Е.А., Крылова В.В., несовершеннолетних ФИО2., ФИО1. в квартире <адрес> на момент чрезвычайной ситуации, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для признания истцов пострадавшими в результате взрыва газа в жилом доме в связи с полным уничтожением имущества, а также признания за ними права на получение социальной помощи на первоочередные нужды в размере 1 величины прожиточного минимума на каждого, а также на возмещение ущерба в связи с полной утратой жилого помещения и (или) имущества, находившегося в жилом помещении, в размере 2 величин прожиточного минимума на каждого, в соответствии с п.3.4.1 Порядка назначения социальной помощи, утвержденного приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 года №2.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими материалам дела и закону.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Представленным доказательствам судом дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ и оснований для их иной оценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля, оспаривающие указанные выводы суда, судебной коллегией отклоняются.
Назначение социальной помощи гражданам, проживающим на территории Ярославской области, которым причинен ущерб имуществу в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии со статьей 42 Закона Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», Порядком назначения социальной помощи, утвержденным приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 № 2.
Представленными в материалы дела доказательствами: социальным паспортом семьи Крыловых МДОУ «Детский сад №», справкой ГУЗ Ярославской области «Детская поликлиника №», медицинской картой ФИО1., получающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, заявлениями Крыловой Е.А. в МДОУ «Детский сад №» от 27.02.2019 года, 16.08.2019 года, показаниями свидетелей ФИО3., ФИО4., соседями по дому <адрес>, подтверждается факт постоянного проживания Защеринской И.В., Крыловой Е.А., Крылова В.В., несовершеннолетних ФИО2., ФИО1. в квартире № № указанного многоквартирного дома на момент чрезвычайной ситуации.
Указание в жалобе департамента на то, что установление данного факта не влияет на оказание социальной помощи на первоочередные нужды и на возмещение ущерба ввиду отсутствия регистрации истцов по месту жительства в жилом помещении в зоне чрезвычайной ситуации, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации №4 за 2016 год, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, обращено внимание на то, что из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5252-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и само по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не поражает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, само по себе отсутствие регистрации истцов по месту жительства в квартире <адрес> по смыслу приведенных норм не влечет за собой невозможность реализации их права на получение социальной помощи на первоочередные нужды, а также на возмещение ущерба, при наличии доказательств полной утраты жилого помещения и (или) имущества, находившегося в жилом помещении, в результате чрезвычайной ситуации.
Установление факта постоянного проживания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, полной утраты жилого помещения и (или) имущества, находившегося в жилом помещении, вследствие чрезвычайной ситуации, принадлежности указанного имущества истцам является необходимым и достаточным для признания Защеринской И.В., Крыловой Е.А., Крылова В.В., несовершеннолетних ФИО2., ФИО1 пострадавшими в результате взрыва газа в жилом доме и возникновения у истцов права на получение социальной помощи, предусмотренной п.3.4.1 Порядка назначения социальной помощи, утвержденного приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 года №2.
Довод жалобы департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля о пропуске истцами установленного срока для обращения за социальной помощью на первоочередные нужды, предусмотренного п. 3.4.2 Порядка назначения социальной помощи, утвержденного приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 года №2, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное право было реализовано Защеринской И.В., Крыловой Е.А., Крыловым В.В. путем обращения в орган социальной защиты населения в течение 10 дней со дня наступления чрезвычайной ситуации (т. 1 л.д. 16-21).
Ссылка в жалобе департамента на получение Защеринской И.В. социальной помощи на возмещение ущерба в размере 2 величин прожиточного минимума правильности постановленного судом решения, которым за истцом признано такое право, не опровергает. При этом, судебная коллегия учитывает, что решение суда в указанной части ответчиком исполнено (т. 1 л.д. 127-135). Факт получения указанных денежных средств представителем Защеринской И.В. по доверенности Дмитриевой Н.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции не оспаривался.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Защеринской И.В., Крылова В.В., Крыловой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1. и ФИО2, о признании права на получение финансовой помощи из федерального бюджета из расчета 100000 руб. на каждого проживающего в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки указанных лиц, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии такого права у истцов.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, полагая необоснованными доводы апелляционной жалобы Защеринской И.В., Крылова В.В., Крыловой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2., оспаривающие выводы суда со ссылкой на пункт 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (статья 11 указанного Закона).
Согласно статье 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных данным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
В целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной взрывом бытового газа в жилом доме в городском округе города Ярославля, постановлением Правительства Ярославской области от 03 декабря 2020 года № 940-п на территории Ярославской области был введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области с определением регионального характера чрезвычайной ситуации; заместителю Председателя Правительства области дано поручение организовать подготовку документов, необходимых для предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета областному бюджету на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещение которых утрачены и повреждены в результате чрезвычайной ситуации.
Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 и оказания заявленной истцами финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека не предусматривают.
Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928, на которые ссылаются истцы в обоснований заявленных требований, в пунктах 4, 6 и 12 предусматривают оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека и включении указанных лиц в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости, и (или) граждан, которым такая помощь была оказана за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае ликвидации чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера, а также условия предоставления трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации такие как наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты, и соответствие объема запрашиваемых бюджетных ассигнований, уменьшенных на размер остатка средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не использованного на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период (только в части чрезвычайных ситуаций регионального характера).
В рассматриваемом случае взрыв бытового газа 21.08.2020 г. в 19.15 час. в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, повлекший частичное обрушение стен и иных элементов дома, был квалифицирован в качестве чрезвычайной ситуации регионального характера.
Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации с утверждением соответствующего перечня мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928, отсутствует.
Представленные по запросу судебной коллегии Департаментом финансов Ярославской области сведения о прогнозируемых доходах областного бюджета на 2021 год в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации: налоговые и неналоговые доходы 60811372104 руб., дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 703525100 руб., выписка из сводной бюджетной росписи расходов областного бюджета на 2021 год в части резервного фонда Правительства Ярославской области на текущий финансовый год – 93967525 руб. подтверждают имеющиеся в материалах дела сведения (т. 1 л.д. 242) о невыполнимости условий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 12 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928.
Ссылка в жалобе истцов на не привлечение к участию в деле департамента строительства Ярославской области судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку постановленным судом решением права указанного департамента не затронуты.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований истцов в оспариваемой части.
По изложенным основаниям апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 23 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля и апелляционную жалобу Защеринской Ирины Вадимовны, Крылова Виктора Валерьевича, Крыловой Елизаветы Алексеевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи