Решение по делу № 2-363/2024 от 03.10.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2024 года                                            с.Бичура

Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Багуловой О.В., при секретаре-помощнике Баженовой В.Ю., с участием помощника прокурора Бичурского района Республики Бурятия Непомнящих Н.В., представителя ответчика Зуевой Т.В., представителя третьего лица Сидоровой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-363/2024 по исковому заявлению прокурора Бичурского района Республики Бурятия действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Хозяйственно-транспортный отдел» администрации МО «Бичурский район» о возложении обязанности провести обследование и ремонт трубопроводов тепловых сетей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в Бичурский районный суд с исковым заявлением к МБУ «Хозяйственно-транспортный отдел» администрации МО «Бичурский район», в котором с учетом уточнения исковых требований просил возложить на ответчика обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт трубопроводов тепловой сети, находящейся в оперативном управлении, общей протяженностью 30 метров на участке от здания водокачки до здания МБОУ «<данные изъяты> СОШ» по адресу: <адрес>, а также обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование трубопроводов тепловых сетей (шурфирование), находящейся в оперативном управлении, общей протяженностью 5130 м.

Исковые требования мотивированы тем, что в рамках надзорной деятельности выявлено, что МБУ «Хозяйственно-транспортный отдел» администрации МО «Бичурский район» не в полном мере исполняются требования федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Из акта осмотра тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на трубопроводе (30 метров) от здания водокачки до здания МБОУ «<данные изъяты> СОШ», расположенном по адресу: <адрес> нарушение п. 6.1.30 Правил 115 антикоррозийное покрытие отсутствует, имеется коррозия 1-2 мм. Причина образования коррозии – длительная эксплуатация. В нарушение плана проведения ремонта объектов жилищного-коммунального комплекса в 2024 году не проведены: ремонт теплотрассы общей протяженностью 137 м, замена котла в МБОУ «Бичурская общеобразовательная школа . Не проведение указанных мероприятий может повлечь прорыв трубопроводов, повреждение оборудования на котельных, отапливающих социально-значимые объекты. Кроме того установлено, что ответчиком в нарушение п. 6.2.34, 6.2.37 Правил № 115 не принимаются достаточные меры для утверждения планов проведения шурфовок, обследования теплосетей, их капитальному ремонту при износе 81%.

В судебном заседании помощник прокурора Непомнящих Н.В. исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении.

Представитель ответчика МБУ «Хозяйственно-транспортный отдел» администрации МО «Бичурский район» Зуева Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что трубопровод протяженностью 30 метров от здания водокачки до здания МБОУ «<данные изъяты> СОШ» антикоррозийным покрытием не обработан, однако в настоящее время короб трубопровода утеплен рубероидом, в настоящее время не целесообразно его вскрывать и покрывать антикоррозийным покрытием, так как наступил зимний период. Проведение обследование трубопроводов тепловых сетей путем шурфирования экономически не целесообразно, поскольку на шурфирование 5130 м. трубопровода потребуется около 28 000 000 рублей. Обследование тепловых сетей проводится ежегодно комиссией созданной на основании приказа директора учреждения.

Представитель третьего лица – администрации МО «Бичурский район» Селиванова Т.И. в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

В соответствии с требованиями части 1.1 статьи 6 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 №115 устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей, тепловых пунктов.

Согласно пункту 6.2.25 Правил № 115 при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности, выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие, осуществлять контроль за коррозией.

Пунктами 6.1.30, 6.1.31 Правил № 115 предусмотрено, что наружные поверхности трубопроводов и металлических конструкций тепловых сетей (балки, опоры, фермы, эстакады и др.) необходимо выполнять защищенными стойкими антикоррозионными покрытиями. Ввод в эксплуатацию тепловых сетей после окончания строительства или капитального ремонта без наружного антикоррозийного покрытия труб и металлических конструкций не допускается. Для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции.

В соответствии с пунктом 6.2.34 Правил № 115 для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций следует периодически производить шурфовки на тепловой сети. Плановые шурфовки проводятся по ежегодно составляемому плану, утвержденному ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и (или) тепловых сетей (техническим руководителем) организации. Количество ежегодно проводимых шурфовок устанавливается в зависимости от протяженности сети, способов прокладок и теплоизоляционных конструкций, количества ранее выявленных коррозионных повреждений труб, результатов испытаний на наличие потенциала блуждающих токов. На 1 км трассы предусматривается не менее одного шурфа. На новых участках сети шурфовки начинаются с третьего года эксплуатации.

В силу пункта 6.2.37 Правил № 115 при шурфовом контроле производится осмотр изоляции, трубопровода под изоляцией и строительных конструкций. При наличии заметных следов коррозии необходимо зачистить поверхность трубы и произвести замер толщины стенки трубопровода с помощью ультразвукового толщиномера или дефектоскопа. При результатах измерений, вызывающих сомнения, и при выявлении утонения стенки на 10% и более необходимо произвести контрольные засверловки и определить фактическую толщину стенки. При выявлении местного утонения стенки на 10% проектного (первоначального) значения эти участки подвергают повторному контролю в ремонтную кампанию следующего года. Участки с утонением стенки трубопровода на 20% и более подлежат замене. По результатам осмотра составляется акт.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в оперативном управлении МБУ «ХТО» находятся социально-значимые объекты коммунальной инфраструктуры района для предоставления услуг в сфере тепло-, водоснабжения в образовательных учреждениях Бичурского района.

На основании договоров оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Бичурский район» во владение МБУ «ХТО» переданы 14 котельных, линии теплосетей, общей протяженностью 6 270 м.

По сведения, представленным МБУ «ХТО» протяженность тепловых сетей, имеющих износ более 81 %, признанных ветхими и требующими замены, переданных в оперативное управление МБУ «ХТО» составляет 5 130 метров.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес начальника МБУ «ХТО» ФИО1 внесено представление об устранении выявленных нарушении законодательства. Установлено, что в оперативном управлении МБУ «ХТО» находятся линии тепловых сетей, которые признаны ветхими и требующими замены. Отопительный сезон 2023-2024 года окончен ДД.ММ.ГГГГ, однако планы обследования сетей учреждением не разработаны, меры по обследованию сетей, последующей модернизации и замене ветхих сетей не приняты, что затрудняет нормальную эксплуатацию и может привести к их аварийному состоянию.

В ответ на представление и.о. директора учреждения ФИО1 направлен ответ, из которого следует, представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Правилами № 115 и методическими указаниями по проведению шурфовок в тепловых сетях, в части организации работ организуется комиссия, в состав которой входит инженер производственной лаборатории и мастер участка, где проводится вскрытие. В МБУ «ХТО» такие сотрудники отсутствуют. Для привлечения со стороны данных специалистов и проведения соответствующих работ, требуются дополнительные финансовые расходы. Примерная стоимость затрат составляет 2 500 000 рублей. В виду дефицита местного бюджета подготовлена заявка на выделение дополнительного финансирования в Министерство экономики развития в рамках общественной инфраструктуры на указанные мероприятия. План обследования теплосетей будет разработан на 2025 год.

Согласно пункту 3.2 договоров оперативного управления МБУ «ХТО» обязано обеспечить сохранность отданного в управление имущества и в случае его утраты, гибели восстанавливать за счет прибыли.

Для получения сведений о фактическом состоянии тепловых сетей подведомственных котельных МБУ «ХТО» директором учреждения издается приказ о назначении комиссии по проведению осмотров – шурфовки тепловых сетей.

ДД.ММ.ГГГГ директором МБУ «ХТО» утвержден план проведения шурфовки тепловых сетей на 2023 год. В план включены: котельная МБДОУ «<данные изъяты>», Котельная МДОУ <данные изъяты>», котельная БСОШ .

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе директора учреждения, главного инженера, старшего котельной проведен осмотр тепловых сетей МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» в <адрес>. Установлено, что на тепловых сетях антикоррозийное покрытие имеется. Согласно заключению трубы теплоснабжения имеют следы коррозии, очаги ржавчины d 0.3-0.7 см. Тепловые сети пригодны для эксплуатации в течение 2-3 лет.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе директора учреждения, главного инженера, старшего котельной проведен осмотр тепловых сетей МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» в <адрес>. Установлено, что на тепловых сетях антикоррозийное покрытие имеется. Согласно заключению трубы теплоснабжения в хорошем состоянии, пригодны для эксплуатации в течение гарантированного срока службы.

Директором МБУ «ХТО» утвержден план проведения шурфовки тепловых сетей на 2023 год. В план включены: котельная ЦКК <адрес>, Квартальная котельная в <адрес>, котельная СХТ <адрес>, котельная детский сад «<данные изъяты>» <адрес>.

Согласно акту осмотра тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр участка тепловых сетей протяженностью 30 м. от здания водокачки до здания МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, по результатам которого установлено, что на трубопроводе в нарушение пункта 6.1.30 Правил № 115 антикоррозийное покрытие отсутствует, имеется коррозия 1-2 мм. Причина образования коррозии - длительная эксплуатация.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе главного инженера – теплоэнергетика, инженера-энергетика, старшего котельной проведен осмотр тепловых сетей СХТ в <адрес>. Установлено, что антикоррозийное покрытие имеется. Согласно заключению тепловые сети пригодны для эксплуатации.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе главного инженера – теплоэнергетика, инженера-энергетика, старшего котельной проведен осмотр тепловых сетей ЦКК в <адрес>. Установлено, что антикоррозийное покрытие отсутствует. Имеется коррозия 1-2 мм, диаметр каверны от 2-5 мм., причина образования – длительная эксплуатация. Согласно заключению тепловые сети пригодны для эксплуатации.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе главного инженера – теплоэнергетика, инженера-энергетика, старшего котельной проведен осмотр тепловых сетей детского сада «<данные изъяты>» в <адрес>. Установлено, что антикоррозийное покрытие отсутствует. Имеется коррозия 1-3 мм, диаметр каверны от 2-3 мм., причина образования – длительная эксплуатация. Согласно заключению рекомендуется замена участка от ТК до детского сада «<данные изъяты>

По информации, представленной и.о. директора МБУ «ХТО» ФИО1 по запросу прокурора района, план ремонта объектов коммунальной инфраструктуры до 2025 года утвержден в 2019 году. Тепловые сети введены в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ годов. Износ тепловых сетей котельных МБУ «ХТО» составляет 72%. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аварийных ситуаций на тепловых сетях зарегистрировано не было. В 2025 году запланирован капитальный ремонт участка тепловой сети котельной МБОУ <данные изъяты> СОШ» (24м.етра), и замена участка тепловой и водопроводной сети котельной МБОУ «<данные изъяты> СОШ» (от здания водонапорной башни до здания школы).

Ответчиками в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства не опровергнуты. Доказательств того, что принимаются достаточные меры для утверждения планов проведения шурфовок, обследования теплосетей, их капитальному ремонту при износе 72 %, не представлено.

Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что для проведения шурфирования 5130 м. тепловых сетей потребуется около 28 000 000 рублей ничем, не подтверждены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что доводы истца о непринятии ответчиком достаточных мер по содержанию в надлежащем техническом состоянии тепловых сетей, для утверждения планов проведения шурфовок, обследованию тепловых сетей, их капитальному ремонту нашли свое подтверждение.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку непринятые достаточных мер для сохранности котельных, линии теплосетей, находящихся у ответчика в оперативном управлении, может привести к их аварийному состоянию, недопоставке качественного теплоснабжения и водоснабжения, нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья, достойную жизнь.

Учитывая социальную значимость принятого судом решения, сроки заявленные прокурором, необходимые для выполнения исковых требований, суд считает разумными и достаточными.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Бичурского района Республики Бурятия действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Хозяйственно-транспортный отдел» администрации МО «Бичурский район» о возложении обязанности провести обследование и ремонт трубопроводов тепловых сетей удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Хозяйственно-транспортный отдел» администрации МО «Бичурский район» обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт трубопроводов тепловой сети, находящейся в оперативном управлении, общей протяженностью 30 метров на участке от здания водокачки до здания МБОУ «<данные изъяты> СОШ» по адресу: <адрес>.

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Хозяйственно-транспортный отдел» администрации МО «Бичурский район» обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование трубопроводов тепловых сетей (шурфирование), находящейся в оперативном управлении, общей протяженностью 5130 м.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Бичурский районный суд РБ.

          Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2024 года.

Судья                                            О.В. Багулова

2-363/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Бичурского района РБ
Ответчики
МБУ "Хозяйственно-транспортный отдел" администрации Бичурского муниципального района РБ
Другие
Администрация Бичурского муниципального района РБ
Суд
Бичурский районный суд Республики Бурятия
Судья
Багулова Оксана Владимировна
Дело на сайте суда
bichursky.bur.sudrf.ru
03.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2024Передача материалов судье
07.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2024Подготовка дела (собеседование)
21.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2024Судебное заседание
14.11.2024Судебное заседание
25.11.2024Судебное заседание
03.12.2024Судебное заседание
17.12.2024Судебное заседание
20.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее