Дело № 2а-1909/ 2019
33RS0011-01-2019-002530-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 18 сентября 2019 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Самойлова Д.Е., при секретаре Захаровой А.А., с участием административного истца Соломкиной А. Н., представителя административного истца старшего помощника Прокурора г.Коврова Корякиной Е.А., представителя административного ответчика администрации г.Коврова по доверенности Кузиной Н.Н., представителя заинтересованного лица Управления городского хозяйства администрации города Коврова по доверенности Кузиной Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове административное дело по административному иску Соломкиной А. Н. и Соломкина А. Е. а также Прокурора города Коврова в защиту интересов Соломкиной А. Н. и Соломкина А. Е. и их несовершеннолетних детей, о возложении обязанности на администрацию города Коврова организовать электрообеспечение, теплообеспечение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером <№>, площадью 996 кв.м. расположенного по адресу г.Ковров ул.Линейная,
У С Т А Н О В И Л :
28.06.2019 г. Прокурор города Коврова обратился в Ковровский городской суд с административным иском в защиту интересов Соломкиной А. Н. и Соломкина А. Е. и их несовершеннолетних детей, о возложении обязанности на администрацию города Коврова организовать электрообеспечение, теплообеспечение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером <№>, площадью 996 кв.м. расположенного по адресу г.Ковров ул.Линейная.
Соломкина А. Н. и Соломкин А. Е. также действуя в своих интересов и в интересах своих несовершеннолетних детей, представила суду аналогичные административные исковые требования.
Определением Ковровского городского суда от 19.07.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ресурсоснабжающие организации:
- ОАО «Завод им.В.А.Дегтярева» ( водоотведение и водоснабжение) г.Ковров ул.Труда,4;
- ООО «Энергострой» г.Ковров ул.Пионерская д.15 и РЭС г.Ковров АО «ОРЭС-Владимир» г.Ковров ул. Строителей д.20/1 (электрообеспечение).
- АО «Газпром газораспределение г.Владимир» г.Владимир ул. Краснознаменная д.3 ( газоснабжение).
- Управление городского хозяйства администрации г.Коврова г.Ковров ул. Краснознаменная д.5 (подъезд и транспортная инфраструктура).
- Ковровский городской Совет народных депутатов г. Ковров ул.Краснознаменная д.5 (утверждение бюджета МО г.Ковров).
Определением Ковровского городского суда от 20.08.2019 г. в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Владимирской области.
В обосновании иска, который в суде поддержали административный истец Соломкина А.Н. и старший помощник Прокурора г.Коврова Корякина Е.А., указали, что Постановлением администрации г.Коврова от 11.10.2018 г. № 2496 многодетной семье Соломкиной А.Н. и Соломкина А.Е., имеющих трех несовершеннолетних детей <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 996 кв.м. расположенный по адресу г.Ковров ул.Линейная.
26.10.2018 г. вышеуказанный земельный участок зарегистрирован за членами семьи Соломкиных в общую долевую собственность по 1/5 доле за каждым.
12.11.2018 г. Соломкиным выдан градостроительных план земельного участка, и 05.02.2019 г. согласовано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого дома.
При этом фактическое осуществление строительства на земельном участке невозможно, поскольку подъезд (дорога) к земельному участку отсутствует, и отсутствует электро- и водо- снабжение к земельному участку.
Являясь собственниками земельного участка, Соломкины производят оплату земельного налога, несут расходы, но использовать земельный участок для строительства индивидуального жилого дома не могут, что нарушает их права и законные интересы.
Поскольку предоставление земельного участка в собственность многодетным семьям является мерой социальной поддержки, и заботой о гражданах данной категории со стороны государства и общества, то и обеспечение земельного участка в силу п.4 и 5 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, водоотведением (инженерной инфрастуктурой ), осуществление дорожной деятельности (транспортной инфраструктурой ) в отношении предоставляемых земельных участков возлагается также на полномочный орган местного самоуправления- Администрацию г.Коврова.
Полагали, что объективным и оптимальным сроком для исполнения решения суда по возложению на Администрацию г.Коврова обязанности обеспечить земельный участок Соломкиных инженерной инфрастуктурой и транспортной инфраструктурой является срок до 01.01.2011 г., поскольку освоение бюджетных средств МО г.Ковров осуществляется в соответствии с соответствующим бюджетом на 2010 год. При этом указанный срок является разумным и объективным в т.ч. с учетом планирования и использования бюджетных средств, и объема выполняемых работ.
Представитель административного ответчика администрации г.Коврова по доверенности Кузина Н.Н. в судебном заседании возражала против иска, указывая, что администрация г.Коврова является по административному делу не надлежащим ответчиком, поскольку фактическое исполнение обязанности по обеспечению объектов транспортной инфраструктурой и инженерной инфраструктурой осуществляет Управление городского хозяйства администрации г.Коврова, являющееся структурным подразделением администрации г.Коврова на правах самостоятельного юридического лица.
Полагала, что в бюджете города Коврова не предусмотрены финансовые средства на исполнение указанных обязанностей, по ранее предоставленным многодетным семьям земельным участкам проведение объектов инженерной инфраструктуры осуществляли ресурсоснабжающие организации.
Обеспечение централизованного теплоснабжения для индивидуального жилого дома является необязательным, поскольку имеется возможность проводить отопление индивидуального дома за счет индивидуального газового котла.
Обеспечение электроснабжения для индивидуального жилого дома осуществляется ресурсоснабжающими организациями ООО «Энергострой» г.Ковров ул.Пионерская д.15 и РЭС г.Ковров АО «ОРЭС-Владимир» г.Ковров ул. Строителей д.20/1 непосредственно по заявке самого собственника земельного участка.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности полагала разумным и объективным установить срок в 2 (два) года со дня вступления решения суда в законную силу, исходя из бюджетного финансирования работ и существенного объема как подготовительных (проектных) работ, так и монтажных (строительных) работ.
Представитель заинтересованного лица Управления городского хозяйства администрации г.Коврова по доверенности Кузина Н.Н. в судебном заседании считала административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Представила возражения от 11.09.2019 г. указывая, что из бюджета субъекта РФ-Владимирской области не предоставлялись субсидии на указанные цели, и иной источник финансирования данных мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой и транспортной инфраструктурой, отсутствует.
Представитель заинтересованного лица Администрации Владимирской области представил суду развернутый обоснованный отзыв по делу. Указал, что постановлением Губернатора Владимирской области от 13.03.2013 г. № 267 утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области». Ежегодное распределение из бюджета Владимирской области субсидий ( не более 90 % от объема расходного обязательства) бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой указанных земельных участков по заявкам поданным органами МСУ в срок до ежегодно до 01 августа года, предшествующего планируемому, предполагает обязательное представление органом МСУ разработанной проектно- сметной документации и заключений проведенных экспертиз.
Представитель заинтересованного лица Ковровского городского Совета народных депутатов г. Ковров в судебное заседание не явился, указал, что при формировании бюджета МО города Коврова финансирование подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства», утверждены в объемах, представленных администрацией города Коврова.
Представители заинтересованных лиц – ресурсоснабжающих организаций ОАО «Завод им.В.А.Дегтярева» ( водоотведение и водоснабжение); - ООО «Энергострой» г.Ковров и РЭС г.Ковров АО «ОРЭС-Владимир» (электрообеспечение); - АО «Газпром газораспределение г.Владимир» (газоснабжение) в судебное заседание не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела без их участия и указав, что технически возможность по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков по ул.Линейная в г.Коврове имеется.
Выслушав доводы сторон и их представителей, изучив представленные документы и доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, Постановлением администрации г.Коврова от 11.10.2018 г. № 2496 многодетной семье Соломкиной А.Н. и Соломкина А.Е., имеющих трех несовершеннолетних детей <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 996 кв.м. расположенного по адресу г.Ковров ул.Линейная.
26.10.2018 г. вышеуказанный земельный участок зарегистрирован за членами семьи Соломкиных в общую долевую собственность по 1/5 доле за каждым.
12.11.2018 г. Соломкиным выдан градостроительных план земельного участка, и 05.02.2019 г. согласовано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого дома.
При этом фактическое осуществление строительства на земельном участке невозможно, поскольку подъезд (дорога) к земельному участку отсутствует, и отсутствует электро- и водо- снабжение к земельному участку.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 г. № 373 утверждены Методические рекомендации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, с рекомендациями отбора земельных участков имеющих обеспеченность их транспортной и инженерной инфраструктурой.
В силу положений ст.ст. 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Возложение на муниципальное образование обязанности по обеспечению объектами необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных в качестве меры социальной поддержки многодетной семье, соответствует конституционной природе местного самоуправления. Данные выводы содержатся в т.ч. в правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в определении от 09.11.2017 г. № 2516-О, и указанием на обязанность органов местного самоуправления по благоустройству соответствующих территорий.
Из материалов дела усматривается, и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления семье Соломкиных в собственность земельного участка, прошел значительный период времени, и между тем обязанность органа МСУ по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, от которой зависит реальная возможность строительства и пользования вновь возведенным жилым домом, не выполнена.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 № 1390 утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (далее - государственная программа, программа, постановление № 1390).
Согласно положениям названной государственной программы приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определены в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне: Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710; Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора области от 02.06.2009 №10.
Целью программы является повышение доступности жилья для населения Владимирской области. Для достижения этой цели предполагается решение задач, в том числе, по строительству объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
Потребность строительства инженерной инфраструктуры определена Схемой территориального развития Владимирской области, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 20.01.2012 № 41.
Постановлением Губернатора области от 13.03.2013 № 267 утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области».
Согласно п.4 приложения к названной дорожной карте департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области является ответственным исполнителем по ежегодному распределению субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой указанных земельных участков.
В соответствии с п. 3 приложения к названной дорожной карте реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации и прохождению экспертизы возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-Ф3) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Подпунктом 6 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для жилищного строительства.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления субсидий органам местного самоуправления для реализации подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (Приложение к подпрограмме 2 «Стимулирование развития жилищного строительства») предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту строительства и архитектуры администрации области.
Согласно п.3.2. Порядка субсидии предоставляются, в том числе, на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.
В силу п. 7 Правил для включения в Подпрограмму муниципальные образования ежегодно представляют в Департамент заявку на участие в Подпрограмме, в том числе, и по мероприятиям, предусмотренным пунктом 3.2 Порядка, - ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому.
Субсидии на реализацию мероприятий Подпрограммы, предусмотренные пунктом 3.2 Порядка, предоставляются при условии софинансирования из средств местных бюджетов. При этом, доля средств областного бюджета составляет по указанным мероприятиям, не более 90% от объема расходного обязательства муниципального образования.
Распределение субсидий в разрезе муниципальных образований утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - Закон).
Финансирование Подпрограммы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора области от 15.07.2008 № 517 «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части финансирования объектов капитального строительства».
В рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», утвержденной постановлением Губернатора области от 17.12.2013 №1390, администрацией области оказывается государственная поддержка муниципальным образованиям в части софинансирования из областного бюджета строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным (предостазляемым) семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, при наличии разработанной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы на строительство инфраструктуры к данным земельным участкам, и заявки администрации города Коврова.
Как установлено судом, в ответ на отправленное, в том числе, в адрес администрации г.Коврова, информационное письмо департамента от 18.06.2019г. №ДСА-401- 04-03 о сроках приема заявок муниципальных образований на участие в 2020 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», названных заявок в установленные сроки не поступало.
При указанных обстоятельствах, поскольку именно Администрация г.Коврова в соответствии с Уставом города Коврова является исполнительным органом местного самоуправления, то именно на Администрацию города Коврова подлежит возложению обязанность организовать электрообеспечение, теплообеспечение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером <№> площадью 996 кв.м. расположенного по адресу г.Ковров ул.Линейная.
Указанная позиция полностью согласуется с правоприменительной позицией Верховного суда РФ по рассмотренным ранее административным делам, и в т.ч. позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в опрадении от 09 ноября 2017 г. № 2516-О.
В соответствии с ст.227 КАС РФ и правовой позицией Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», при удовлетворении заявления в резолютивной части суд в т.ч. указывает на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод административного истца или устранение препятствий к их осуществлению.
Суд полагает, что поскольку суду не представлено сведений о наличии заявок муниципальных образований на получение субсидий в рамках участия в 2020 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», то при этом финансирование работ возможно в 2020 году лишь в рамках бюджетного процесса из средств местного бюджета МО г.Ковров на 2020 год, и соответственно срок до 01.01.2011 года является разумным и обоснованным для исполнения возложенной судом обязанности, и при наличии объективных обстоятельств, предусмотренных ст.358 КАС РФ может быть продлен судом.
В соответствии с положениями ст.111 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, которые суд с учетом бюджетного финансирования администрации города Коврова, полагает возможным снизить до 0 рублей 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Ковровского городского прокурора в защиту интересов несовершеннолетних детей Соломкиных, а также Соломкиной А. Н. и Соломкина А. Е., удовлетворить.
Обязать администрацию города Коврова Владимирской области в срок до 01.01.2011 года организовать электрообеспечение, теплообеспечение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером <№>, площадью 996 кв.м. расположенного по адресу г.Ковров ул.Линейная.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.Е. Самойлов
Справка: Решение изготовлено в окончательной форме 22 сентября 2019 г.