Дело № 2-1211/2016 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2016 года |
г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Мунгаловой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Рожненко О.А.,
с участием представителя ответчика Слепова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филючковой А. В. к акционерному обществу «Камчатэнегосервис» о защите прав потребителей, признании незаконными действий по выставлению платежных документов с начислениями платы за горячую и холодную воду, потребленную на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за горячую и холодную воду, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Филючкова А.В. обратилась в Вилючинский городской суд с вышеуказанным иском в суд к ответчику акционерному обществу «Камчатэнегосервис» (далее АО «Камчатэнегосервис»), в котором просила:
- признать незаконными действия ответчика по выставлению ей платежных документов с начислением платы за горячую и холодную воду на общедомовые нужды (далее ОДН) с октября 2015 года по август 2016 года по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>;
- обязать ответчика произвести перерасчет платы за горячую воду с ноября 2015 года по июнь 2016 года по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>; в размере 4865 руб. 66 коп;
- обязать ответчика произвести перерасчет платы за холодную воду с октября 2015 года по август 2016 года по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>; в размере 82 руб. 74 коп;
- взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере, определённом судом.
Свои требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по данному многоквартирному дому действует способ управления управляющей организацией, которой является ООО «Альянс». Ресурсоснабжающая организация АО «Камчатэнегосервис» предоставляет в дом коммунальные услуги – горячая и холодная вода и с октября 2015 года по август 2016 года выставляла ей платежные документы с начислениями платы за горячую и холодную воду, потребленную на ОДН. За период с октября 2015 года по август 2016 года ей была начислена плата за холодную воду на ОДН в размере 82 руб. 74 коп., также за период с ноября 2015 года по июнь 2016 года ей была начислена плата за горячую воду на ОДН в размере 4865 руб. 66 коп. При этом начисленная плата за горячую воду на ОДН превышает размер нормативной платы за данную коммунальную услугу по ее жилому помещению. Полагает, что поскольку собственники многоквартирного <адрес> в г. Вилючинск не принимали решение о внесении платы за ОДН в ресурсоснабжающую организацию, ответчик АО «Камчатэнегосервис» незаконно предъявляет ей документы на оплату за ОДН за горячую и холодную воду и взимание такой платы с нее незаконно. Данные действия ответчика нарушают ее права как потребителя коммунальных услуг на начисление и оплату коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. Поскольку действия ответчика нарушают ее права как потребителя, полагала, что ответчик должен компенсировать ей моральный вред.
В судебное заседание истец Филючкова А.В. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, на исковых требованиях настаивала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Камчатэнегосервис» Слепов В.И. в судебном заседании заявленные требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время АО «Камчатэнергосервис», как ресурсоснабжающая организация, предоставляет населению Вилючинского городского округа, в том числе и истцу, проживающему в многоквартирном <адрес>, коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, производит начисления и расчеты с потребителями за предоставленные коммунальные услуги. Данные действия АО «Камчатэнергосервис» производит как ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договоров с потребителями является обязательным, поскольку до настоящего времени договоры ресурсоснабжения между АО «Камчатэнергосервис» и управляющей указанным многоквартирным домом организацией - ООО «Альянс» не заключены. Также полагал, что собственниками принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг, действовавшего до изменения способа управления, что отражено в протоколе общего собрания от 30 марта 2015 года. Считал, что в силу п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг № 354) АО «Камчатэнергосервис» по отношению к истцу является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, имеет право требовать с истца, как потребителя коммунальных услуг, плату за предоставленные коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, в том числе предоставленные на общедомовые нужды. Помимо этого указал, что 01 октября 2016 года между АО «Камчатэнергосервис» и ООО «Альянс» заключены договоры поставки теплоносителя и холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирных домов, в том числе в отношении <адрес>, действие которых распространяется на правоотношения его сторон с ДД.ММ.ГГГГ. Между тем перерасчет платы истцу ответчиком не произведен, так как условия заключенных ДД.ММ.ГГГГ договоров предусматривают, что ООО «Альянс» исполняет свои обязательства по оплате потребленных коммунальных ресурсов путем уступки в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальных услуг, а также путем заключения договора о производстве расчетов с потребителями коммунальных услуг и сборе денежных средств, который в настоящее время между сторонами еще не подписан, но его заключение предполагается в ближайшее время и по его условиям все начисления и расчеты за предоставленные коммунальные услуги АО «Камчатэнергосервис» будет осуществлять с потребителями напрямую в качестве агента. С учетом изложенного полагал, что ответчик на законных основаниях начисляет истцу плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, а также законно указывает данные начисления в платежных документах.
Третье лицо ООО «Альянс» о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, об уважительных причинах его неявки суду не сообщило, мнение по иску не представило. Рассмотреть дело в отсутствие представителя не просило.
Привлеченная к участию в деле и извещенная надлежащим образом Государственная жилищная инспекция Камчатского края своего представителя в судебное заседание не направила, дело просили рассмотреть в отсутствие их представителя, письменного заключения по существу спора не представила.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил дело рассмотреть в отсутствие истца, просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие, представителей третьего лица и Государственной жилищной инспекции Камчатского края.
Выслушав представителя ответчика, исследовав и проанализировав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных отношений.
Статьей 8 ЖК РФ предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за горячее и холодное водоснабжение включена в состав платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ).
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах установленных Правительством Российской Федерации.
Из доводов истца, изложенных в иске, представленной суду копии свидетельства о государственной регистрации права, следует, что Филючкова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником жилого помещения – <адрес> г. Вилючинска.
Как следует из представленных документов ООО «Альянс» с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1094141003373, поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения - ИНН 4102009923.
Из представленных суду документов и протокола № общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением общего собрания собственников помещений указанного дома с ДД.ММ.ГГГГ изменен способ управления многоквартирным домом с непосредственного управления на управление управляющей организацией, договор обслуживания с ООО «Альянс» ИНН 4102009923 расторгнут по соглашению сторон, выбрана управляющая организация ООО «Альянс» ИНН 4102009923, а также принято решение о заключении с ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом с ООО «Альянс» ИНН 4102009923, условия которого были согласованны собственниками на общем собрании. При этом по п. 7 повестки дня принято решение собственникам и нанимателям заключить договоры энергоснабжения (электроснабжения, ГВС, ХВС, отопления, стоки) непосредственно с энергоснабжающими организациями.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (ч. 1). Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (ч. 7).
ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска и ООО «Альянс» заключен договор № управления многоквартирным домом (л.д. 25-28), согласно условий которого, управляющая организация ООО «Альянс» по заданию собственников помещений, за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинске, предоставлять коммунальные услуги после заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг, а также предоставлять услуги по управлению, определенные в п. 2.2.1 Договора управления.
Согласно п.п. «в» п. 2.2.1 Договора управления, Управляющая организация предоставляет собственникам коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению надлежащего качества, безопасные для жизни, здоровья и не причиняющие вред их имуществу. Данный пункт вступает в действие после заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг, в соответствии с решением собственников.
Пунктом 3.2.1 договора предусмотрено, что собственники помещений ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, вносят плату за жилое помещение управляющей организации. Плату за коммунальные услуги собственники производят управляющей организации после заключения ею соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2.3.6, п. 2.5.2 Договора управления, Управляющая организация самостоятельно определяет порядок и способ выполнения работ по управлению многоквартирным домом, привлекает сторонние организации, в том числе для организации предоставления коммунальных услуг, при этом собственники имеют право на предоставление услуг в необходимых объемах и надлежащего качества.
Согласно п.п. 5.1-5.3 Договора управления, данный договор является публичным, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и заключен сроком на 3 года.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном <адрес>, в котором с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляется способ управления управляющей организацией, которой является ООО «Альянс».
В соответствии с ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Также при рассмотрении дела установлено, что АО «Камчатэнегосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица, с основным видом деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительными видами деятельности: передача пара и горячей воды, удаление и отработка сточных вод, распределение воды, сбор и отчистка воды, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является ресурсоснабжающей организацией осуществляющей на территории Вилючинского городского округа деятельность единой теплоснабжающей организации, а также гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, суду не представлено и при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам с 01 сентября 2012 года регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (Правила предоставления коммунальных услуг № 354), которые устанавливают права и обязанности исполнителей и потребителей, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии; порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг; порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, в свою очередь потребитель - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (п.п. «а» п. 33) и обязан в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг ( п.п. «и» п. 34).В соответствии с п.п. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг №354, в Договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с Управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, определяются условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. При этом Управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При рассмотрении дела также установлено, что ООО «Альянс», как управляющая организация, до настоящего времени коммунальные услуги потребителям, проживающим в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинске, не предоставляет, так как договоры о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, в частности с АО «Камчатэнегосервис», управляющей компанией до настоящего времени не заключены, в связи с чем, коммунальные услуги в виде горячей и холодной воды в период с апреля 2016 года по август 2016 года предоставлялась им, в том числе и истцу, непосредственно ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнегосервис» в силу п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в связи с не наступлением события, указанного в п. 14 указанных Правил.
Из представленных платежных документов, выставленных АО «Камчатэнегосервис» истцу на оплату коммунальных услуг, усматривается, что в период с октября 2015 года по август 2016 истцу плата за горячую и холодную воду была начислена исходя из объема данных услуг, потребленных индивидуально, так и на ОДН. Так, за период с октября 2015 года по август 2016 года истцу начислена плата за холодную воду, потребленную на ОДН в общей сумме 82 руб. 74 коп., а также за период с ноября 2015 года по июнь 2016 года начислена плата за горячую воду, потребленную на ОДН в размере 4865 руб. 66 коп.
Доказательств обратного суду не представлено и стороной ответчика данное обстоятельство не оспорено.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действующей с 30.06.2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, ресурсоснабжающая организация, является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 названных Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилой кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяется в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Доказательств, свидетельствующих о том, что собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска, после выбора с ДД.ММ.ГГГГ способа управления в виде управления управляющей организацией, было принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресусоснабжающим организациям, судом при рассмотрении дела не установлено. Из доводов иска усматривается, что собственники помещений указанного многоквартирного дома решение о внесении платы за ОДН, в непосредственно ресурсоснабжающие организации не принимали, что ответчиком не опровергнуто.
Доводы стороны ответчика, о том, что собственниками было принято такое решение, что отражено в протоколе общего собрания собственников № от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными, поскольку из содержания п. 7 указанного протокола, следует, что большинством голосов присутствующих на общем собрании собственников принято решение о том, что собственники и наниматели заключают договоры энергоснабжения (электроснабжения, ГВС, ХВС, отопления, стоки) непосредственно с энергоснабжающими организациями, что не может быть расценено судом как принятия в установленном законом порядке решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и о внесении платы за предоставленные коммунальных услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
При этом на 30 марта 2015 года Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» еще не был принят, а возможность заключение прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями при избранной форме управления в виде управление управляющей организацией в силу норм действующего на тот момент законодательства отсутствовала.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресусрсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии соответствующего решения собственников жилых помещений, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в редакции, действующей до 30 июня 2016 года, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В свою очередь положениями вышеуказанного п. 44 Правил установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в редакции, действующей до 30 июня 2016 года, было установлено, что установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Приведенное правовое регулирование также вытекает из положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предписывающей, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Следовательно, закрепленный абзацем вторым п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 вышеназванного Федерального закона № 261-ФЗ.
Таким образом, из содержания взаимосвязанных положений ч.ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме, в связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, что предусмотрено п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Доказательств, принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, суду стороной ответчика не представлено.
Из доводов иска следует, что плата за горячую воду, потребленную на ОДН превышает нормативный размер платы за ОДН по горячей воду, установленный для ее жилого помещения. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчете и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, находящихся в управлении специализированной организацией, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на ОДН, а также компенсацию потерь, поскольку не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В соответствии с ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на ОДН, потери в сетях, напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Граждане также не являются исполнителями коммунальных услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса на ОДН, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Поскольку судом при рассмотрении дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска действует способ управления в виде управления управляющей организации, исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанном доме предоставляются коммунальные услуги, является именно управляющая организация – ООО «Альянс». При таких обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды с потребителей, проживающих в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска, где находится жилое помещение истца, возложена на указанную управляющую компанию.
Доводы ответчика о том, что в рассматриваемой ситуации АО «Камчатэнегосервис» является исполнителем коммунальных услуг, основаны на неверном толковании вышеуказанных правовых норм, поскольку для определения статуса исполнителя коммунальных услуг имеет правовое значение выбранный собственниками способ управления способ управления многоквартирным домом, а не наличие (отсутствие) договора поставки ресурса. Отсутствие соответствующего договора ресурсоснабжения в рассматриваемой ситуации не изменяет статуса управляющей организации по отношению к собственникам помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества многоквартирного дома.
С учетом указанных норм права, действия ресурсоснабжающей организации АО «Камчатэнегосервис», выразившиеся в начислении истцу платы за горячую и холодную воду, потребленную на общедомовые нужды, за период с октября 2015 года по август 2016 года, нельзя признать правомерными. Право гарантирующего поставщика АО «Камчатэнегосервис», как ресурсоснабжающей организации в указанном периоде на получение оплаты за указанные коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома могло возникнуть только в части горячей и холодной воды, потребленной в жилых помещениях и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату же горячей и холодной воды, использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь данных коммунальных ресурсов во внутридомовых сетях за обозначенный период ресурсоснабжающая организация вправе получить только с управляющей организации.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит требования истца о признании незаконными действий АО «Камчатэнегосервис» по выставлению ей платежных документов по ее жилому помещению – <адрес> г. Вилючинска за период с октября 2015 года по август 2016 года с начислениями платы за горячую и холодную воду, потребленных на общедомовые нужды, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования истца о возложении на АО «Камчатэнегосервис» обязанности произвести перерасчет платы по ее жилому помещению - <адрес> г. Вилючинска за холодную воду с октября 2015 года по август 2016 года в размере 82 руб. 74 коп., а также за горячую воду с ноября 2015 года по июнь 2016 года в размере 4865 руб. 66 коп., направлены на восстановление нарушенных прав истца, в связи с чем также являются законными и подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя требование истца в части возложения обязанности по производству перерасчета, суд полагает необходимым согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок ответчику для производства перерасчета один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также ст. ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ устанавливается обязанность виновного лица компенсировать потребителю причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на исполнителе услуги.
Установив факт нарушения АО «Камчатэнегосервис» прав истца как потребителя, руководствуясь ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», принимая во внимание фактические обстоятельства дела, степень вины нарушителя, характер и степень нравственных страданий истца, которой ответчиком за период с октября 2015 года по август 2016 года ответчиком была начислена плата за горячую и холодную воду, потребленную на общедомовые нужды в общей сумме 4948 руб. 40 коп., а также учитывая требования разумности, справедливости, суд считает возможным и объективным удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, определив ее в размере 1000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины, при рассмотрении дела не установлено.
В силу требований пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из положений п. 10 ст. 91, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 1 п. 1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составит 700 рублей (300 (требования не имущественного характера) + 400 (по требованию имущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░,- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░: ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 82 ░░░. 74 ░░░., ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4865 ░░░. 66 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. 500 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 700 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░░ |