Дело № 2-4649/2022 УИД: 66RS0044-01-2022-006119-69
Мотивированное решение составлено 29.12.2022 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Первоуральск Свердловской области 22 декабря 2022 года
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Сухоплюевой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыбачук Е.П.,
с участием:
помощника прокурора г. Первоуральска Гильманшиной А.И.,
представителя ответчика – Аржанниковой И.С.,
представителя третьего лица без самостоятельных исковых требований УЖКХиС городского округа Первоуральск – Татауровой Л.А.,
представителя третьего лица без самостоятельных исковых требований ППМУП «Водоканал» - Нуждиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4649/2022 по иску Прокурора г. Первоуральска в интересах неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности разработать и утвердить перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключить концессионное соглашение, обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями закона, находящихся в муниципальной собственности, провести открытый конкурс на прав заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Первоуральска, действуя в рамках своих полномочий, обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности разработать и утвердить перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключить концессионное соглашение, обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями закона, находящихся в муниципальной собственности, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск, в обоснование иска, указав, что прокуратура в рамках мониторинга исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере проведен анализ аварийности на сетях водоснабжения и водоотведения.
Установлено, что за период 2019 года произошло 94 аварийных ситуации на централизованной системе водоснабжения городского округа Первоуральск, за 2020 год -126, за 2021 год - 142.
Согласно сведениям, содержащимся в оперативных сводках, на территории городского округа еженедельно происходят порывы труб холодного водоснабжения и водоотведения, вследствие чего многоквартирные дома, а также детские сады, школы и другие социальные объекты остаются без услуги по холодному водоснабжению.
Анализ поступающей в прокуратуру города информации, обращений граждан свидетельствует о высокой степени износа коммунальной инфраструктуры городского округа, связи с повреждениями трубопроводов вследствие коррозионного износа и длительного срока эксплуатации.
Общая протяженность сетей холодного водоснабжения составляет 247,17 км, из них подлежат замене 148,8 км.
Общая протяженность сетей водоотведения составляет 182,36 км, из них
подлежат замене 63,8 км.
Общий процент износа по сетям холодного водоснабжения - 60% по сетям водоотведения - 35%.
Вместе с тем, согласно сведениям о замене ветхих и аварийных сетей, представленной ППМУП «Водоканал», имеется значительное снижение объемов проводимых работ так, как в 2020 году заменено 4,0 км, в 2021 - 1,8 км, а в 2022 всего - 0,5 км сетей водоснабжения. Аналогичная ситуация складывается и с сетями водоотведения.
Согласно государственному докладу «О состоянии санитарно - эпидемиологического благополучия населения в городском округе Первоуральск Свердловской области в 2021 году» Территориального отдел Управления Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда (далее – Роспотребнадзор) за период с 2019 по 2021 г.г. состояние воды водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения по санитарно-химическим показателям ухудшилось: превышение нормативов в 2021 году зафиксировано в 7,25 % исследованных проб (в 2020 году – 7,19 %, в 2019 году - 0).
В воде централизованного питьевого водоснабжения превышение ПДК по содержанию (по максимальным концентрациям) железа и марганца может являться следствием их повышенного содержания в источниках водоснабжения, также причиной превышения гигиенических нормативов по содержанию железа в питьевой воде является вторичное загрязнение воды в распределительной сети в связи с высоким удельным весом изношенных водопроводных сетей, их несвоевременной ревизией и заменой.
Ранее в 2020 году прокуратурой города, совместно со специалистами Роспотребнадзора, в ходе осуществления надзора за исполнением водного, санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что качество питьевой холодной воды в городском округе Первоуральск перед поступлением в распределительные сети не соответствует гигиеническим нормативам по органолептическим и микробиологическим показателям (ежемесячная концентрация показателя мутность, цветность превышает допустимый предел).
В настоящее время имеется вступившие в законную силу решение Первоуральского городского суда о возложении обязанности на ППМУП «Водоканал» обеспечить подачу холодной питьевой воды в соответствии с гигиеническими нормативами.
Во исполнение решения суда в рамках реализации государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 года № 1330-ПП, реализуется инвестиционный проект «Модернизация насосно – фильтровальной станции Верхне – Шайтанского водохранилища с целью увеличения пропускной способности до 36 тыс.м?/сутки. Модернизация станции подготовки питьевой воды из Верхне – Шайтанского водохранилища г. Первоуральск».
Вместе с тем, реализация указанных мероприятий не может являться достаточной для обеспечения населения качественной питьевой водой в городском округе Первоуральск в связи с тем, что размер статьи затрат утвержденного тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение – капитальный ремонт, не покрывает объем денежных средств, необходимый на восстановление, реконструкцию и содержание сетей водоснабжения и водоотведения с учетам фактического износа, что в свою очередь также в последствии создаст проблемы при реализации национального проекта «Жилье и городская среда» региональной составляющей которого является «Чистая вода».
Исходя из вышеизложенного, наблюдается негативная тенденция в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения населения городского округа Первоуральск качественным холодным водоснабжением за счет большого износа сетей холодного водоснабжения, снижения объемов работ по замене ветхих и авариный сетей, а также не соблюдения ППМУП «Водоканал» обязательных санитарно – эпидемиологических требований.
Также в результате ненадлежащего контроля за ППМУП «Водоканал» и исполнения Администрацией городского округа Первоуральск полномочий по распоряжению муниципальным имуществом, нарушаются права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с тем, что не проводится надлежащим образом ремонт и модернизация коммунальной инфраструктуры, которые должны быть осуществлены в рамках концессионного соглашения, так как объекты, имеющие особое значение для обеспечения жизнедеятельности населения, находящиеся в муниципальной собственности, требуют существенных затрат на их содержание.
По информации, представленной администрацией городского округа Первоуральск, работы по инвентаризации и оценки объектов коммунальной инфраструктуры для целей заключения концессионного соглашения, не проведены. Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 планируется заключение концессионных соглашений, не утверждён.
До настоящего времени Администрацией городского округа Первоуральск конкурс по передаче вышеуказанного имущества по концессионному соглашению в установленном законодательством о концессионных соглашениях порядке также не проведен, объекты переданы ППМУП «Водоканал на праве хозяйственного ведения без условий о создании или реконструкции недвижимого имущества, что значительно увеличивает сроки по капитальному ремонту, необходимые затраты на восстановление, реконструкцию и содержание сетей водоснабжения и водоотведения.
В результате ненадлежащего исполнения администрацией городского округа Первоуральск полномочий по распоряжению муниципальным имуществом, нарушаются права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что в свою очередь, влечет невозможность своевременного решения вопроса улучшения качества жизни населения.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа Первоуральск (далее – Устав), утвержденного решением Первоуральского городского совета от 23.06.2005 № 94, к вопросам местного значения городского округа Первоуральск (далее – ГО Первоуральск) относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 31 Устава организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям Администрации ГО Первоуральск.
В соответствии с пунктом 1 части 4 ст. 38 Устава к компетенции УЖКХ относится реализация муниципальной политики в сфере организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно вышеизложенному УЖКХ является структурным (отраслевым) подразделением Администрации ГО Первоуральск, поэтому наделение управления полномочиями по организации водоснабжения, не освобождают Администрацию от обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом и Уставом.
На основании вышеизложенного, просят обязать администрацию городского округа Первоуральск в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 необходимо заключение концессионного соглашения и обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в собственности городского округа Первоуральск, в соответствии с требованиями закона, а именно: в течение 1 года со дня утверждения Перечня объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21 февраля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора г. Первоуральска Гильманшина А.И. исковые требования поддержала доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск Аржанникова И.С., действующая на основании доверенности № от 23.03.2022, в ходе судебного разбирательства исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск Администрации городского округа Первоуральск, дополнительно пояснив, что согласно статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее № 131 - ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе:
составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа;
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 49 № 131 - ФЗ, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Согласно части 1 статьи 51 № 131 - ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения, водоотведения регламентирован Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» (далее № 416-ФЗ).
Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении», а именно частью 1 статьи 41.1 передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
С частью 3 указанной статьи, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
С учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
На сегодняшний день не имеется доказательств того, что переданные в хозяйственное ведение объекты являются создаваемыми или реконструируемыми.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Заключение концессионного соглашения осуществляется по инициативе концедента либо по инициативе концессионера.
Согласно статье 13 22 данного Федерального закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 закона (заключение концессионного соглашения без проведения конкурса).
Решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.
В настоящее время потребителям городского округа Первоуральск ППМУП «Водоканал» обеспечивается бесперебойное предоставление коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению надлежащего качества, их права не нарушены.
На сегодняшний день, с целью формирования сведений о составе имущества, в отношении которого планируется заключение концессионного соглашения, необходимо определить перечни объектов:
коммунальной инфраструктуры (систем водоснабжения и водоотведения) концессионного соглашения, подлежащих строительству или реконструкции;
перечень объектов, входящих в состав иного имущества (здания и помещения);
объектов инженерной инфраструктуры и иное.
Требуется проведение работ по технической инвентаризации, в том числе проведение кадастровых работ сетей водоснабжения и водоотведения протяженностью порядка 349,9 км., регистрации права порядка 461 объекта.
Для выполнения кадастровых работ, подготовки декларации на объект требует не менее трех лет.
В расчет времени входит подготовка исходной технической информации (схем, паспортов) на трубопроводы представителем ресурсоснабжающей организации, полевые работы кадастрового инженера с привлечением представителя ресурсоснабжающей организации, сбор необходимых справок, подготовка декларации кадастровым инженером, с учетом проведение конкурсных процедур в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Этапы формирования и заключения концессионного соглашения, с целью выполнения всех необходимых условий, установлены статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и статьей 42, что отнесено к существенным условиям проектов концессионного соглашения.
Статьями 21-37 Федерального закона № 115-ФЗ, определен порядок проведения конкурса на право заключения концессионных соглашений.
Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия, устанавливаемый соглашением с учетом следующих факторов, определенных частью 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ:
срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением;
срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.
Конкурсная документация согласно статье 23 Закона N 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:
условия конкурса;
состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;
указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 42 Закона N 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере.
В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и решением концедента установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, конкурсная документация должна содержать такие параметры (часть 1.1 статьи 23 Закона N 115-ФЗ).
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсную документацию также включаются сведения и параметры, предусмотренные статьей 45 Закона №115-ФЗ (часть 1.2 статьи 23 Закона N 115-ФЗ), то есть в решении концедента о заключении концессионного соглашения наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 22 Закона N 115-ФЗ, устанавливаются:
задание и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера (задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации. Задание не может содержать требования, ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе).
Таким образом, без проведения инвентаризации объектов коммунальной инфраструктуры городского округа Первоуральск, государственной регистрации объектов, определения балансовой стоимости объектов, оценки объемов стоимости незарегистрированного имущества, не возможно формирование перечня объектов, предполагаемых к передаче по концессионному соглашению.
Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ, без разработки и утверждения финансово-экономической модели концессионного соглашения, долгосрочных параметров регулирования, определения мероприятий по созданию и (или реконструкции) объектов, обеспечение передачи права пользования объектами водоснабжения и водоотведения, проведения открытого конкурса, не представляется возможным.
Таким образом, принимая во внимание сложность и длительность процедур заключения концессионального соглашения с проведением конкурса, длительность процедур проведения технической инвентаризации, кадастровых работ объектов, с учетом проведение конкурсных процедур в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», полагаем сроки, указанные в исковом заявлении не разумны.
Кроме того, на органы местного самоуправления возложена обязанность по реализации полномочий, установленных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При формировании бюджета городского округа Первоуральск на очередной финансовый год и плановый период Министерством финансов рассчитывается оценка расходных полномочий по всем вопросам местного значения в рамках имеющихся государственных и муниципальных программ.
Бюджет городского округа Первоуральск на 2022 - 2024 годы утвержден с предельным дефицитом и удовлетворение исковых требований истцов, ставят бюджет в критическое состояние и невозможность реализации иных вопросов местного значения.
Кроме того, предельный дефицит бюджета - это невозможность принятия дополнительной долговой нагрузки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83, статьи 169 Бюджетного кодекса РФ, статьей 23 Устава городского округа Первоуральск, статьей 6 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе Первоуральск», утвержденного Решением Первоуральской городской Думы от 27.07.2017 года № 649, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расход обязательств может осуществляться при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете в текущем финансовом году, после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете и при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, то есть путем перераспределения денежных средств между действующими муниципальными программами и запланированными мероприятиями.
Возложение на Администрацию городского округа Первоуральск новых расходных обязательств, при отсутствии дополнительных поступлений в бюджет, нарушит указанные выше нормы права.
В соответствии с требованиями статьи 33 Бюджетного кодекса РФ объем предусмотренных бюджетом расходов на 2022 год, соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Отсутствие возможности принять в текущем году организационно - технические меры по перераспределению бюджетных средств таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность органа местного самоуправления, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 года № 8-П, Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1312-0-0, приведет к нарушению обеспечиваемых функционированием Администрации прав и свобод иных граждан.
С учетом изложенного, Администрацией городского округа Первоуральск проводятся необходимые подготовительные мероприятия, после окончания проведения которых будет заключено концессионное соглашение.
На основании изложенного, просила исковые требования прокурора г. Первоуральска, оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Татаурова Л.А., действующая по доверенности №8 от 19.07.2022, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала пояснения представителя администрации ГО Первоуральск, пояснила, что Администрацией городского округа Первоуральск проводятся необходимые подготовительные мероприятия, после окончания проведения которых будет заключено концессионное соглашение. В сроки указанные в исковом заявлении, данные работы не могут быть выполнены, поскольку не могли быть предусмотрены в бюджете на 2023 год, кроме того также не утвержден перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключение концессионного соглашения, который необходимо было составить в 2022 году, эти мероприятия могут быть предусмотрены только в следующем году, так же необходимо проводить техническое обследование, которое проводится раз в 5 лет. Но перед заключением концессионного соглашения должно быть произведено, так же требует физических и материальных затрат. Считает, что необоснованно заявлены требования об обеспечении в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и утвердить Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключение концессионного соглашения и обеспечении передачи права пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в собственности городского округа Первоуральск, в соответствии с требованиями закона, а именно: в течение 1 года со дня утверждения Перечня объектов водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.02.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск, поскольку, для проведения обоих мероприятий требуется значительное время.
Представитель третьего лица ППМУП «Водоканал» Нуждина Л.С., действующая по доверенности от 01.11.2022, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что поддерживает пояснения представителей Администрации ГО Первоуральск и УЖКХ и С, пояснила, что, но нужно обговаривать срок выполнений мероприятий.
Суд, выслушав в ходе судебного разбирательства прокурора, представителя ответчика Администрации городского округа Первоуральск, представителя третьего лица без самостоятельных исковых требований Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, представителя третьего лица без самостоятельных исковых требований ППМУП «Водоканал», исследовав письменные доказательства по делу, считает иск подлежащим удовлетворению по - следующим основаниям.
На основании ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
На основании ст. ст. 17,18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
На основании ч.1 ст. 10 закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Согласно ч.1 ст. 26 вышеуказанного закона предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор, в том числе, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
В силу положений ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на основании ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании ч.ч.1-3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В силу п.п.3-4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п.1 ч.1ст. 50, ч.1 ст. 51 закона в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 6 Устава городского округа Первоуральск к вопросам местного значения городского округа Первоуральск относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.20 ч. ст. 31 Устава 1 к полномочиям Администрации городского округа отнесены, в том числе, создание условий для организации в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения в передах полномочий, установленных законодательством РФ.
В силу п.1 ч.4 ст. 38 Устава к полномочиям Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск относится реализация муниципальной политики, в том числе, в сфере водоснабжения, водоотведения.
Вместе с тем, возложение на Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск полномочий в сфере реализация муниципальной политики, в том числе, в сфере водоснабжения, водоотведения не освобождают Администрацию городского округа Первоуральск от обязанностей, возложенных на нее Федеральными законами РФ и Уставом.
Согласно распоряжениям за № 241 от 18.09.1997 г. № 319 от 09.12.1997 г. Председателем комитета по управлению имуществом городского округа Первоуральск отозвано из хозяйственного ведения МУП «ЖЭТ № 3» муниципальное имущество виде объектов водоснабжения и водоотведения и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал».
В соответствии с Уставом ППМУП «Водоканал» основанными видами деятельности предприятия являются забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд; сбор и обработка сточных вод; строительство инженерных коммуникаций для водоотведения и водоснабжения.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что муниципальное имущество виде объектов водоснабжения и водоотведения и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал».
Согласно статистическим данным по аварийным ситуациям на централизованной системе водоснабжения городского округа Первоуральск, подставленным ППМУП «Водоканал», за период 2019 года произошло 94 аварийных ситуации на централизованной системе водоснабжения городского округа Первоуральск, за 2020 год -126, за 2021 год – 142 (л.д.15).
Согласно сведениям, содержащимся в оперативных сводках, на территории городского округа еженедельно происходят порывы труб холодного водоснабжения и водоотведения, вследствие чего многоквартирные дома, а также детские сады, школы и другие социальные объекты остаются без услуги по холодному водоснабжению.
Анализ поступающей в прокуратуру города информации, обращений граждан свидетельствует о высокой степени износа коммунальной инфраструктуры городского округа, связи с повреждениями трубопроводов вследствие коррозионного износа и длительного срока эксплуатации.
Общая протяженность сетей холодного водоснабжения составляет 247,17 км, из них подлежат замене 148,8 км.
Общая протяженность сетей водоотведения составляет 182,36 км, из них
подлежат замене 63,8 км.
Общий процент износа по сетям холодного водоснабжения - 60% по сетям водоотведения - 35%.
Вместе с тем, согласно сведениям о замене ветхих и аварийных сетей, представленной ППМУП «Водоканал», имеется значительное снижение объемов проводимых работ так, как в 2020 году заменено 4,0 км, в 2021 - 1,8 км, а в 2022 всего - 0,5 км сетей водоснабжения. Аналогичная ситуация складывается и с сетями водоотведения.
Согласно государственному докладу «О состоянии санитарно - эпидемиологического благополучия населения в городском округе Первоуральск Свердловской области в 2021 году» Территориального отдел Управления Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда (далее – Роспотребнадзор) за период с 2019 по 2021 г.г. состояние воды водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения по санитарно-химическим показателям ухудшилось: превышение нормативов в 2021 году зафиксировано в 7,25 % исследованных проб (в 2020 году – 7,19 %, в 2019 году - 0).
В воде централизованного питьевого водоснабжения превышение ПДК по содержанию (по максимальным концентрациям) железа и марганца может являться следствием их повышенного содержания в источниках водоснабжения, также причиной превышения гигиенических нормативов по содержанию железа в питьевой воде является вторичное загрязнение воды в распределительной сети в связи с высоким удельным весом изношенных водопроводных сетей, их несвоевременной ревизией и заменой.
Степень загрязнения питьевой воды по органолептическому ЛПВ оценивается как высокий, в этой ситуации необходимо обеспечить глубокую очистку питьевой воды; по санитарно-токсикологическому ЛПВ уровень загрязнения оценивается как умеренный, в этой ситуации необходимо обеспечить дополнительные мероприятия по водоподготовке питьевой воды; по эпидемиологическому ЛПВ качество питьевой воды централизованного водоснабжения остается удовлетворительным.
На территории городского округа Первоуральск имеется 5 очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, на 3-х из которых осуществляется сброс сточных вод в поверхностные водные объекты. Все очистные сооружения имеют полный цикл биологической очистки с последующим обеззараживанием хлорными препаратами, бактерицидные установки для обеззараживания не используются (л.д.16-21).
Ранее в 2020 году прокуратурой города, совместно со специалистами Роспотребнадзора, в ходе осуществления надзора за исполнением водного, санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что качество питьевой холодной воды в городском округе Первоуральск перед поступлением в распределительные сети не соответствует гигиеническим нормативам по органолептическим и микробиологическим показателям (ежемесячная концентрация показателя мутность, цветность превышает допустимый предел).
Согласно информации, представленной Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по свердловской области в г. Первоуральске, Шалинском, Нижнесергинском районах и г. Ревда от 08.07.2022 г,. следует, что за период 2021 года и истекший период 2022 г. было проведено 5 контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов, осуществляющих водоснабжение на территории городского округа Первоуральск. Были выявлены нарушения санитарного законодательства в качеству питьевой воды на объектах, в том числе, «ПМУП Водоканал», выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Согласно статистической ежегодной форме № 18 за 2021 г. – 7734 чел. в г. Первоуральск не обеспечены качественной питьевой водой (л.д.13).
Имеется вступившие в законную силу решение Первоуральского городского суда о возложении обязанности на ППМУП «Водоканал» обеспечить подачу холодной питьевой воды в соответствии с гигиеническими нормативами.
В рамках реализации государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 года № 1330-ПП, реализуется инвестиционный проект «Модернизация насосно – фильтровальной станции Верхне – Шайтанского водохранилища с целью увеличения пропускной способности до 36 тыс.м?/сутки. Модернизация станции подготовки питьевой воды из Верхне – Шайтанского водохранилища г. Первоуральск».
Согласно ч.ч.2-4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу ч.1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Проанализировав представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу том, что подобная реализация Администрацией городского округа Первоуральск своих прав и осуществление обязанностей, относительно надлежащей организации деятельности в сфере реализация муниципальной политики, в том числе, в сфере водоснабжения, водоотведения, нарушает права жителей города Первоуральска на получение качественной услуги по подаче в их дома питьевой воды и отведение воды, что не допустимо, поскольку местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно лишь до тех пределов, пока это не приводит к угрозе нарушения или нарушению права и свободы человека и гражданина, гарантированных ему Конституцией РФ (ст. 17,18).
Согласно ч.1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу ч.ч.1-2 ст. 1 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
Согласно ч.ч.1,3 ст. 3 Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
На основании п.п.11.п.1 ст. 4 закона объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу п. 5 ст. 4 закона концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 настоящей статьи. Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно п.1.1 ст.5 закона в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 10, 11 и 17 - 20 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.
Статьей 10 закона оправлены условия концессионного соглашения.
Порядок заключения концессионного соглашения определен гл.3 приведенного выше закона.
Как следует из ответа Администрации городского округа Первоуральск Прокурору г. Первоуральска от 12.10.2022, правовой акт, которым утвержден перечень объектов холодного водоснабжения и водоотведения, в отношении которого планируется заключение концессионных соглашений, отсутствует, поскольку формирование такого перечня продолжается по настоящее время в связи с проводимой инвентаризацией, кадастровыми работами и оценкой имущества в соответствии с ФЗ РФ от 21.07.2005 г. № 115 –ФЗ «О концессионных соглашениях». Кадастровые работы и техническая инвентаризация объектов водоснабжения и водоотведения проводится балансодержателем ППМУП «Водоканал» в плановой режиме (л.д.14).
Вместе с тем, ненадлежащий учет, содержание и распоряжение муниципальным имуществом Администрацией городского округа Первоуральск в части объектов водоснабжения и водоотведения не должны нарушать прав и законных интересов жителей муниципального образования г. Первоуральск.
В связи с чем, суд находит исковые требования прокурора, действующего в рамках предоставленных ему законом полномочий, с целью предупреждения и устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов жителей города Первоуральска органами местного самоуправления законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что заключение концессионного соглашения является правом, а не обязанностью Администрации городского округа Первоуральск, поскольку данная позицию противоречит принципам как гражданского законодательства, так и целям и задачам органов местного управления. Принцип самостоятельности муниципальной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, реализуемый Администрацией городского округа Первоуральск до 25.11.2022, свидетельствует о неэффективности политики ответчика в данной области, что ведет к нарушению конституционных прав и свобод неопределённого круга лиц жителей города Первоуральска, и необходимости прокурорского реагирования на данную ситуацию с целью восстановления поражённых прав.
В силу положений ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Определяя срок, в течение которого должна быть выполнена ответчиком возложенная на него обязанность, суд исходит из тех обстоятельств, что рассматриваемая правовая ситуация носит длительный характер, с учетом принятых мер реагирования контрольных и надзорных органов, а также судом, не является новостью для ответчика, ответчик является в силу законом собственником данных объектов и должен вести их надлежащий учет, проводить инвентаризацию.
В связи с чем, отклоняет возражения представителя ответчика и третьих лиц о неразумном сроке для выполнения данных обязанностей, поскольку внутренние организационные затруднения данных органов, уже приведших к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц, не могут и дальше является оправданием такого нарушения конституционных прав граждан.
руководствуясь ст. ст. 12, 14, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора г. Первоуральска в интересах неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности разработать и у твердить перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключить концессионное соглашение, обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, провести открытый конкурс на прав заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Первоуральск в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и утвердить Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключение концессионного соглашения.
Обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в собственности городского округа Первоуральск, в соответствии с требованиями закона, а именно: в течение 1 года со дня утверждения Перечня объектов водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.02.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. Л.М. Сухоплюева