Решение по делу № 33а-8017/2019 от 06.06.2019

Судья Лемякина В.М. Дело № 33а-8017/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 24 июля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Антропова Е.А., Тертышной В.В.

при секретаре Козиной М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Васильченко ВТ на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 марта 2019 года по административному делу по иску Васильченко ВТ к администрации Волгограда об оспаривании решения и возложении обязанности,

которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Васильченко В.Т. обратился в суд с иском, в обосновании которого указал, что 15 марта 2019 года в качестве организатора массового мероприятия им было подано уведомление о проведении публичного мероприятия-пикетирования. На указанное уведомление им получен ответ от 15 марта 2019 года № КВсГО-499и об отказе в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия в форме шествия по основаниям, не предусмотренным законом, а также в связи с тем, что в определённых в уведомлении местах 31 марта 2019 года будут проводиться работы по уборке и благоустройству, с использованием специализированной техники, что создает угрозу участникам заявленного пикетирования. По мнению административного истца, в согласовании публичного мероприятия ему отказано необоснованно, отказом нарушаются его права и права других граждан на свободное проведение публичных массовых мероприятий, гарантированные ст. 31 Конституции РФ. Просил признать незаконным решение об отказе в согласовании поданного им уведомления на проведение пикетирования от 31 марта 2019 года. Возложить на административного ответчика обязанность согласовать поданные уведомления и не препятствовать проведению пикетирования в 1-м из заявленных мест.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Васильченко В.Т. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование ссылается на нарушение судом норм материального права, неправильную оценку судом представленных доказательств.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объёме, проверив материалы дела, выслушав административного истца Васильченко В.Т., поддержавшего доводы жалобы, возражения на них представителя администрации Волгограда Зацепиной Л.А., судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15 марта 2019 года в комитет взаимодействия с гражданским обществом администрации Волгограда поступило уведомление Васильченко В.Т. о проведении традиционного пикетирования «Стратегии-31» 31 марта 2019 года с 14.00 до 16.20 часов в одном из 43-х мест Центра Волгограда.

15 марта 2019 года начальник Управления по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Волгогрда Воробьева В.В. уведомила административного истца об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в связи с плановым проведением, в указанный день работ по уборке и благоустройству территории с привлечением специализированной техники, что создаёт угрозу участникам заявленного пикетирования. Истцу было предложено перенести заявленное публичное мероприятие в указанную дату и время в Краснооктябрьский район г. Волгограда (в специально отведенное место для проведения публичных мероприятий) на пл. Металлургов перед зданием ГУК «Волгоградский государственный театр Царицынская опера» (пр. Ленина, 97).

Принятие такого решения явилось поводом для обращения административного истца в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято с соблюдением нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, и не нарушает прав и свобод административного истца.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласна по следующим основаниям.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ). Помимо названного закона, проведение публичных мероприятий в Волгоградской области регламентируется Законом Волгоградской области № 1044-ОД от 7 апреля 2005 года «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области» (далее – Закон Волгоградской области № 1044-ОД).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ, проведение публичного мероприятия основывается, в том числе, на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации

На основании ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ в рамках организации публичного мероприятия определяют ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона и п. 1 ст. 2-1 Закона Волгоградской области № 1044-ОД, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места).

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Аналогичное положение предусмотрено п. 1 ст. 2.1 Закона Волгоградской области № 1044-ОД.

При этом, согласно п. 2 ст. 2.1 Закона Волгоградской области № 1044-ОД предельная максимальная численность участников публичного мероприятия, проводимого в специально отведенном месте, уведомление о проведении которого не требуется, составляет сто человек.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 декабря 2012 года № 1270 (в редакции от 1 ноября 2017 года) определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Волгоградской области.

В городском округе город-герой Волгоград такими специально отведенными местами являются - Волгоград, площадка вблизи теннисного корта в парке "Русь" (ул. Краснополянская); Волгоград, площадка в парке "Пионерский" (ул. 40 лет ВЛКСМ, в границах строений 21г и 23а); Волгоград, площадь Металлургов перед государственным учреждением культуры "Волгоградский государственный театр Царицынская опера" (просп. им. В.И. Ленина, д. 97).

В соответствии с Положением об управлении по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Волгограда, утвержденным постановлением главы Волгограда от 24 июля 2018 года № 967 (в редакции от 9 ноября 2018 года), управление по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Волгограда (далее – Управление) является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим исполнение и обеспечение полномочий администрации Волгограда в области развития общественных связей, организации взаимодействия администрации Волгограда с общественными объединениями Волгограда (по вопросам, не связанным с участием в избирательном процессе), органами территориального общественного самоуправления Волгограда, координации и проведения общегородских массовых мероприятий, официальных мероприятий с участием главы Волгограда, профилактики терроризма и экстремизма и осуществляет полномочия по реализации положений действующего законодательства о публичных мероприятиях (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях) на территории Волгограда, в том числе: осуществляет прием уведомлений на проведение публичных мероприятий; доводит до организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям действующего законодательства о публичных мероприятиях (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях); принимает решение об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Управление является структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным рассматривать уведомления о проведении публичных мероприятий.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 484-О-П от 2 апреля 2009 года указано, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий как «мотивированное предложение» и «согласование» не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

По смыслу взаимосвязанных законоположений Федерального закона № 54-ФЗ и Закона Волгоградской области № 1044-ОД необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено в ст. 5 ч. 4 п. 4, п. 5, п. 7.1, ст. 6 ч. 3п. 2, ст. 8 ч. 1, ст. 12 ч. 1 п. 5, ст.13 ч. 1 п. 3, ст. 14 ч. 1, ч. 3 п. 2, ст. 18 ч. 1 Федерального закона и ст. 2-1 Закона Волгоградской области от 7 апреля 2005 года № 1044-ОД.

При этом, названные законоположения требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.

В случае невозможности выполнения этих требований Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, убедительно мотивировав свое решение.

Как видно из содержания уведомления от 15 марта 2019 года № КВсГО-499и, отказывая в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия, Управление сослалось на то, что в заявленную дату – 31 марта 2019 года запланировано проведение работ по уборке и благоустройству территорий с привлечением крупногабаритного транспорта, специализированной техники, что создает угрозу безопасности участников заявленных пикетирований.

В связи с этим, истцу было предложено перенести заявленные публичные мероприятия в указанные сроки и время в специально отведенное место для проведения публичных мероприятий.

Невозможность проведения заявленных публичных мероприятий в указанную в уведомлении дату и время, подтверждается материалами дела, а именно письмом письмо администрации Центрального района Волгограда от 13 марта 2019 № 1926/02 о запланированных работах по уборке и благоустройству с привлечением специализированной техники следующих территорий: площадь им. В.И. Ленина, мемориальный парк по проспекту им. Ленина, площадка у Центробанка по пр-ту им. В.И. Ленина, д.18, проспект им. В.И.Ленина (четная и нечетная сторона, в границах от ул. Краснознаменская до ул. 13-й Гвардейской, включая бульварную часть), Аллея Героев, пл. Павших Борцов, парк «Комсомольский сад», Набережная 62-й Армии (в границах ул. 7-й Гвардейской и ул. Маршала Крылова).

В связи с этим, судебной коллегией установлено, что орган исполнительной власти вышеприведенные требования нормативных актов, регулирующих порядок проведения публичных мероприятий, выполнил, обосновав невозможность проведения публичного мероприятия по указанным административным истцом адресам.

По мнению судебной коллегии, принятое решение в полной мере отвечает требованиям ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона и ч. 1 ст. 21 Закона Волгоградской области № 1044-ОД ввиду наличия объективных данных, а именно запланированных работ по уборке и благоустройству улично-дорожной сети с привлечением крупногабаритного транспорта, чем создается угроза безопасности участников заявленного публичного мероприятия.

По своему содержанию ответ Управления не является отказом в проведении публичного мероприятия, поскольку содержит лишь запрет на проведение пикетирования в указанных заявителем местах и времени по объективным причинам. Само по себе решение уполномоченного органа не ограничивает административного истца на свободу выражения и формирования своего мнения, поскольку не лишает его возможности реализовать свое конституционное право путем проведения пикетирования, не требующего соблюдения уведомительной процедуры, в том числе в специально отведенных местах города Волгограда, перечень которых установлен Постановлением Губернатора Волгоградской области №1270 от 20 декабря 2012 года (в редакции от 1 ноября 2017 года), с ограничением численности участников митинга до установленных законом максимальных пределов и с учетом требований закона о соблюдении общественного порядка и безопасности людей, а также с соблюдением принципа законности проведения публичного мероприятия.

Таким образом, основания для вывода о нарушении прав административного истца в связи с отсутствием факта согласования ему администрацией Волгограда проведения пикетирования в Центральном районе Волгограда у суда первой инстанции отсутствовали.

В связи с этим, у суда первой инстанции отсутствовали и основания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения исковых требований.

Приведенные заявителем доводы, касающиеся доказательств по делу, в том числе о необоснованном отказе административному истцу в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей, подлежат отклонению, поскольку оценка доказательств, определение их достаточности, достоверности, относимости и допустимости являются компетенцией суда первой инстанции. Несогласие апеллянта с данной оценкой и иное видение обстоятельств спора, к которому сводятся доводы апелляционной жалобы, не являются основанием для отмены судебного постановления.

При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены решения суда оснований, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильченко ВТ – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи

33а-8017/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильченко Владимир Тихонович
Ответчики
Администрация г. Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Антропов Евгений Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
24.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее