Дело № 2а-1607/2020
74RS0028-01-2020-002074-16
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
06 июля 2020 года
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Соколовой А.А.,
РїСЂРё помощнике СЃСѓРґСЊРё Тесленко Р.Рђ.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной РФНС в„– 10 РїРѕ Челябинской области Рє Ковалеву Р.Рќ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам, пени,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Межрайонная РФНС в„– 10 РїРѕ Челябинской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Ковалеву Р.Рќ. Рѕ взыскании задолженности Р·Р° 2018 Рі.: РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование работающего населения РІ фиксированном размере, зачисляемым РІ бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р·Р° расчетные периоды, начиная СЃ 01.01.2017 Рі. – налог РІ размере 1083 СЂСѓР±. 23 РєРѕРї. Рё пени РІ размере 92 СЂСѓР±. 56 РєРѕРї., РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере, зачисляемым РІ бюджет Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка Рё задолженность РїРѕ соответствующему платежу, РІ том числе РїРѕ отмененному, Р·Р° расчетные периоды, начиная СЃ 01.01.2017 Рі.) - налог РІ размере 4923 СЂСѓР±. 67 РєРѕРї. Рё пени РІ размере 469 СЂСѓР±. 76 РєРѕРї., всего РїСЂРѕСЃСЏС‚ взыскать 6569 СЂСѓР±. 22 РєРѕРї.
Административный истец - Межрайонная РФНС в„– 10 РїРѕ Челябинской области Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства извещен, представитель РІ судебное заседание РЅРµ явился, РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Ковалев Р.Рќ. РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Ковалева Г.В. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на пропуск срока обращения в суд налоговым органом.
Суд, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговое законодательство определяет, кто является плательщиком того или иного вида налога.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые в силу п. 2 ст. 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно ст. 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 1).
Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:
1) на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента; на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов (в редакции федерального закона на дату исчисления взносов); 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Ковалев РРіРѕСЂСЊ Николаевич являлся индивидуальным предпринимателем СЃ 11 марта 2004 Рі. Статус индивидуального предпринимателя прекращен 07 марта 2018 Рі. (Р».Рґ. 10-13)
Согласно расшифровке задолженности Ковалев Р.Рќ. имеет задолженность Р·Р° 2018 Рі.: РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование работающего населения РІ фиксированном размере, зачисляемым РІ бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р·Р° расчетные периоды, начиная СЃ 01.01.2017 Рі. – налог РІ размере 1083 СЂСѓР±. 23 РєРѕРї. Рё пени РІ размере 92 СЂСѓР±. 56 РєРѕРї., РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере, зачисляемым РІ бюджет Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка Рё задолженность РїРѕ соответствующему платежу, РІ том числе РїРѕ отмененному, Р·Р° расчетные периоды, начиная СЃ 01.01.2017 Рі.) - налог РІ размере 4923 СЂСѓР±. 67 РєРѕРї. Рё пени РІ размере 469 СЂСѓР±. 76 РєРѕРї. (Р».Рґ. 23).
Согласно данным РљР РЎР‘ Ковалевым Р.Рќ. указанные страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅРµ оплачены (Р».Рґ. 7).
Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 названной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеуказанных РЅРѕСЂРј права следует, что требование Рѕ взыскании пени РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРЅРѕ РѕС‚ взыскания РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ платежа, поскольку пени начисляются только РїСЂРё наличии недоимки. Обязанность РїРѕ уплате пени оканчивается СЃ прекращением РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ обязательства.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела Ковалеву Р.Рќ. выставлено требование НОМЕРпо состоянию РЅР° 05 апреля 2018 Рі. РѕР± уплате страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РЅР° обязательное медицинское страхование Р·Р° 2018 Рі., РІ размере 6006 СЂСѓР±. 90 РєРѕРї., пени РІ размере 562 СЂСѓР±. 32 РєРѕРї. (Р».Рґ. 26)
Предоставлен срок для исполнения требования до 25 апреля 2018 г.
05 апреля 2018 РіРѕРґР° заказным РїРёСЃСЊРјРѕРј Ковалеву Р.Рќ. направлено требование НОМЕР(Р».Рґ. 21).
Согласно п. 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего административного РёСЃРєР° Рѕ взыскании СЃ Ковалева Р.Рќ. недоимки РїРѕ налогам Рё пени имеют обстоятельства, связанные СЃ соблюдением налоговым органом СЃСЂРѕРєР°, установленного Рї.3 СЃС‚.48 РќРљ Р Р¤.
Р’ установленный налоговым органом СЃСЂРѕРє, задолженность РїРѕ уплате налога Рё пени РЅРµ была оплачена, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области 31 октября 2018Рі. направила РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ заявление Рѕ выдаче судебного приказа (Р».Рґ. 56). РўРѕ есть Р·Р° пределами 6-месячного СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ, который истекал 25 октября 2018 Рі.
20 ноября 2018 г. был вынесен судебный приказ (л.д. 69).
30 января 2020 года в связи с поданными административным ответчиком возражениями, судебный приказ отменен (л.д. 72).
18 мая 2020 Рі. налоговый орган обратился РІ Копейский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Челябинской области СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Ковалеву Р.Рќ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам Рё пени.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Учитывая, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока на подачу административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд-
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Межрайонной РФНС в„– 10 РїРѕ Челябинской области Рє Ковалеву Р.Рќ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам, пени - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий: