Город Старица 25 апреля 2017 года
Судья Старицкого районного суда Тверской области Белякова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловой Ю.Ю., с участием законного представителя Старицкого райпо Федорова В.В., должностного лица Куракина В.Г.,
рассмотрев дело по жалобе Старицкого районного потребительского общества на постановление № 0116 по делу об административном правонарушении, вынесенное 06.02.2017 государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Куракиным В.Г.,
установил:
постановлением от 06.02.2017 № 0116, вынесенным государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Старицкое районное потребительское общество (далее также - Старицкое райпо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Старицкое райпо обратилось в суд с жалобой на это постановление, в которой просило его отменить как вынесенное с нарушением законодательства, изменить с учетом совершения правонарушения впервые субъектом малого предпринимательства, освободить от административной ответственности по малозначительности, ограничиться предупреждением, замечанием.
Обосновывая такие требования, Старицкое райпо считает привлечение к административной ответственности, наложение штрафа в размере 100000 руб. несоразмерным совершенному проступку. Государственный инспектор Куракин В.Г. установил нарушение ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части требований, установленных п. 14.3 Приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287 в том, что начальник гаража перестал соответствовать профессиональным и производственным требованиям. Однако начальник гаража С. имеющий диплом о высшем образовании, прошел дополнительное образование и аттестацию в Ространснадзоре ранее вступления в силу указанного Приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287. Полученные им при аттестации удостоверения на момент проверки 26.12.2016 были действительны.
При рассмотрении жалобы законный представитель Старицкого райпо Федоров В.В. поддержал ее доводы, просил отменить постановление как незаконное, ссылаясь на то, что начальник гаража С. исполнявший в Старицком райпо обязанности диспетчера автомобильного транспорта, контролера технического состояния автотранспортных средств и специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, на основании приказа Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 прошел аттестацию, имел соответствующие удостоверения и свидетельство № 6981 от 31.03.2012 о прохождении обучения, действительные на момент проверки, то есть соответствовал всем предъявляемым требованиям. Поэтому приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287, предусматривающий наличие специального образования, на него не распространяется.
Проверив материалы дела, заслушав законного представителя Старицкого райпо Федорова В.В. и государственного инспектора Куракина В.Г., полагавшего, что вынесенное им постановление соответствует требованиям закона, оценив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления.
Частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в частности, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 названого Федерального закона Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 утверждены Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее также - Приказ Минтранса России № 287), которые устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
В соответствии с пунктом 13.3 Приказа Минтранса России № 287 к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:
наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта";
наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Согласно пункту 14.3 Приказа Минтранса России № 287 к контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:
наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Пункт 16.3 Приказа Минтранса России № 287 предусматривает, что к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Как видно из материалов дела, Старицкое райпо является юридическим лицом, включено в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.41-55).
Управлением государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее также - Управление) на основании приказа начальника Управления от 10.11.2016 № 0564, копия которого получена Старицким райпо 17.11.2016, в отношении Старицкого райпо в период с 26 по 30 декабря 2016 года была проведена плановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 30 декабря 2016 года № 573 (л.д. 34-40, 56, 60-67). Копия акта проверки вручена Старицкому райпо 11.01.2017 (л.д.28 оборот).
Из акта следует, что Старицкое райпо осуществляет перевозки грузов автомобильным транспортом, что подателем жалобы не оспаривается и подтверждается Уставом Старицкого райпо, согласно пункту 2.2 которого, райпо осуществляет деятельность автомобильного грузового транспорта, организацию перевозок грузов.
Таким образом, Старицкое райпо является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С. принят на работу в Старицкое райпо в должности механика автотранспортного предприятия с 14.04.2014 года, приказом от 04.10.2016 № 176/1-к/л.с. переведен на должность начальника гаража.
Приказом от 04.10.2016 № 60-пр С. назначен лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и проведение работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Согласно должностной инструкции начальника гаража, путевым листам грузового автомобиля, выданным Старицким райпо в период 19.12.2016 - 23.12.2016, С. исполнял в Старицком райпо и обязанности диспетчера и контролера технического состояния автотранспортных средств, что также не оспаривалось законным представителем Старицкого райпо.
Так, путевые листы на перевозку грузов (товара) выдавались начальником гаража С. Он же осуществлял проведение ежедневного контроля технического состояния автотранспортных средств Старицкого райпо перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с отметкой в путевом листе о технической исправности (неисправности), а также проводил техническое обслуживание и ремонт транспортных средств Старицкого райпо.
С. аттестован в качестве начальника автотранспортного подразделения, диспетчера, механика Старицкого райпо, о чем Федеральной службой по надзору в сфере транспорта ему выданы удостоверения № 3165 от 18.04.2012, № 3216 от 30.05.2012, № 3191 от 23.05.2012 в соответствии с Приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (л.д.75).
Вместе с тем, С. имеет высшее образование по специальности «Торфяные машины и комплексы», то есть не соответствует профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым в пунктах 13.3, 14.3, 16.3 Приказа Минтранса России № 287 к диспетчеру автомобильного транспорта, контролеру технического состояния автотранспортных средств и специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения.
В связи с выявлением при проведении государственного контроля указанных нарушений 23 января 2017 года госинспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Куракиным В.Г. в присутствии законного представителя Старицкого райпо Федорова В.В. составлен протокол № 0065 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ (л.д.16 оборот-28).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении госинспектором Куракиным В.Г. в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Старицкого райпо вынесено обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, которым Старицкое райпо, осуществлявшее перевозки грузов автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», пунктами 13.3, 14.3, 16.3Приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287, обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом в пределах полномочий, предоставленных ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, которым дана правильная оценка. Установлены все, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.
Содеянное Старицким райпо правильно квалифицировано должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, по части 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями названого Кодекса, а наказание назначено с учетом санкции указанной статьи.
Доводы жалобы о том, что С. прошедший аттестацию как диспетчер, механик и обучение как специалист по безопасности дорожного движения не должен соответствовать требованиям, указанным в пунктах 13.3, 14.3, 16.3Приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании законодательства.
Согласно пункту 1 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11, аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.
Факт того, что С. прошел аттестацию, не освобождает Старицкое райпо от выполнения требований приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287, введенного в действие 14.06.2016, которым к сотрудникам, выполняющим функции диспетчераавтомобильного транспорта, контролера технического состояния автотранспортных средств и специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения,предъявляется новые требования, дополняющие ранее установленные.
С введением Приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287 приказ Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 каких-либо изменений не претерпел, требования обоих приказов обязательны к исполнению, друг друга не подменяют, в противоречие не вступают.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления, при производстве по данному делу об административном правонарушении не допущено.
Ходатайство законного представителя Старицкого райпо о применении в отношении райпо, являющегося субъектом малого и среднего бизнеса, наказания в виде предупреждения в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Куракиным В.Г. было рассмотрено и отклонено с приведением в обжалуемом постановлении мотивов принятого решения, с которыми нет основания не согласиться.
Старицкое райпо включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д.24-25).
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, безопасностью жизни и здоровья человека при организации и осуществлении, в том числе, перевозок грузов автомобильным транспортом.
Поэтому не соблюдение профессиональных и квалификационных требований, предъявляемым к соответствующим работникам, существенно нарушает охраняемые общественные отношения, создает угрозу безопасности жизни и здоровья человека, иным охраняемым законом объектам при осуществлении дорожного движения.
Поэтому в данном случае нет оснований ни для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни положений ст. 2.9 названого Кодекса.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным, и не подлежащим отмене или изменению.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление от 06.02.2017 № 0116, вынесенное государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которым Старицкое районное потребительское общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя Старицкого райпо Федорова В.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Старицкий районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: