Дело №
64RS0№-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2020 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лузановской И.С.,
с участием истца Утеповой О.В.,
представителя истца по доверенности Яковенко А.А.,
представителя ответчика Власенко О.А.,
третьего лица Утепова Б.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Утеповой О.В. к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
установил:
Истец Утепова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области о предоставлении ей и членам ее семьи вне очереди благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 74,7 кв.м. по договору социального найма, отвечающего требованиям ст. 15 ЖК РФ. Свои требования мотивирует тем, что она и члены ее семьи - супруг Утепов Б.Х. и несовершеннолетние дети ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлись собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, где фактически проживали. 23.02.2014г. в указанном жилом помещении произошел пожар, в результате которого жилье было уничтожено полностью. Впоследствии у нее родились также еще две дочери - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилья для проживания семья не имеет. 14.09.2017г. на ее обращение в администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области был получен ответ о постановке в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жилье не получено. Считает, что указанное бездействие администрации, связанное с неисполнением до настоящего времени требований ст. 57 ЖК РФ, нарушает ее жилищные и конституционные права. Просит обязать ответчика предоставить ей и членам ее семьи вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее площади ранее занимаемого жилого помещения.
Представитель ответчика администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, действующая на основании доверенности, Власенко О.А. представила письменные возражения на иск, в соответствии с которыми 16.08.2017г. истец обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося по договору социального найма. Постановлением администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 15.09.2017г. №1340 Утепова О.В. была принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении. Для внеочередной постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании Постановления администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 28.03.2017г. №376 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» для признания помещения непригодным для проживания заявителю необходимо представить в комиссию заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции жилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Утепова О.В. с заявлением о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к ответчику не обращалась, ответчик не отказывал ей в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, и помещение будет предоставлено в порядке очереди. Оснований для предоставления Утеповой О.В. жилого помещения по договору социального найма вне очереди нет. Просили в удовлетворении исковых требований Утеповой О.В. отказать в полном объеме.
В судебном заседании истец Утепова О.В., поддержав исковые требования в полном объеме по тем же основаниям, пояснила, что ранее принадлежавшее им жилое помещение, уничтоженное в результате пожара в 2014 году, было приобретено ими на средства материнского капитала с земельным участком и застраховано не было, их вины в возникновении пожара, в результате которого был уничтожен принадлежавший им дом, не имеется. Пожар в доме возник по причине неисправной электропроводки. Другого жилья у них не имеется. Она неоднократно обращалась в администрацию района об оказании ее помощи, постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, однако ей в постановке на учет отказывали. С заявлением о предоставлении ей и ее семье для временного проживания жилья из маневренного фонда она в администрацию района не обращалась, в связи с чем жилые помещения маневренного фонда для временного проживания им также не предоставлялись. На учет она была поставлена лишь в 2017 году, когда сведения об отсутствии у нее в собственности сгоревшего жилого помещения уже были внесены в ЕГРН и фактически собственником указанного жилого помещения на тот момент она не являлась. До настоящего времени она не обеспечена жилым помещением по договору социального найма. Самостоятельно жилье приобрести не имеет возможности, так как ее семья является малоимущей. В настоящее время многодетная семья вместе с ребенком-инвалидом ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вынуждена проживать в непригодных для проживания условиях в доме, предоставленном знакомыми. Ей и ее супругу министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области письменно неоднократно разъяснялось право воспользоваться мерами социальной поддержки многодетных семей в виде социальной выплаты на строительство либо приобретение жилых помещений либо предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области и заявительный порядок обращения за получением указанных мер социальной поддержки, указанным правом они воспользоваться не пожелали. С заявлением о предоставлении жилья маневренного фонда для временного проживания в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области она и ее супруг также не обращались. В 2018 году после ее неоднократных письменных обращений в различные инстанции ей предлагалось жилье маневренного фонда в г. Саратове, но она от предложенного жилья отказалась, не рассматривая для себя и своей семьи возможность переезда из села в город, поскольку считает переезд в город стрессом для детей, кроме того, в селе ее супруг имеет временную подработку. Поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить, предоставив жилое помещение площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения, утраченного в результате пожара.
Представитель истца Яковенко А.А., третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, Утепов Б.Х. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по тем же основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, действующая на основании доверенности, Власенко О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований в полном объеме, пояснив, что при постановке Утеповой О.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в 2017 г. тем же решением ее семья была признана малоимущей, соответствующие справки и все необходимые для этого документы Утеповой О.В. были представлены, при этом на момент постановки Утеповой О.В. на учет у администрации имелись сведения об утрате семьей Утеповой О.В. ранее принадлежавшего им жилого помещения в результате пожара, Утепова О.В. была поставлена на учет как малоимущая, не имеющая жилья. На территории Краснокутского муниципального района нет действующей программы (подпрограммы) по предоставлению жилых помещений малообеспеченным, многодетным семьям, а также семьям, жилые помещения которых были утрачены в результате пожара, маневренный фонд семье не предоставлялся, так как соответствующего заявления от Утеповой О.В. не поступало. Заявления о предоставлении жилого помещения вне очереди от нее также не поступало. В удовлетворении исковых требований Утеповой О.В. просила отказать в полном объеме.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства на основании ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно статье 6 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", заключенной в г. Риме 04.11.1950г. с изменениями от 13.05.2004г., каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, правосудие является условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 2 ГПК РФ обозначает задачи гражданского судопроизводства, одной из которых является защита нарушенных или оспоренных прав, а также способствование укреплению законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Как установлено судом и следует из свидетельства о браке I-РУ №, Утепова О.В. состоит в зарегистрированном браке с Утеповым Б.Х., актовая запись о регистрации брака № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 122).
Из материалов дела также следует, что Утепова О.В. и Утепов Б.Х. являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 128, 129, 131).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 08.09.2017г. Утепова О.В., ее супруг и несовершеннолетние дети ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлись собственниками по 1/5 доле в праве общей долевой собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, и земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1067, 2 кв.м. по указанному адресу, кадастровый номер № на основании договора купли-продажи части жилого дома и земельного участка от 20.10.2011г., дата регистрации 25.10.2011г., № (л.д. 137-138,139-140).
В соответствии с актом о пожаре от 23.02.2014г., имело место открытое горение кв. №2 по всей площади 120кв.м. жилого двухквартирного дома по адресу: <адрес>, жилой дом (две квартиры, в том числе кв.№, принадлежащая Утеповой О.В.) уничтожен пожаром, условия, способствовавшие развитию пожара: неблагоприятные метеорологические условия, позднее обнаружение, неудовлетворительное состояние дорог, удаленность от пожарной части (л.д. 19-20).
Согласно справке отделения надзорной деятельности по Краснокутскому району Главного управления МЧС России по Саратовской области, 23.02.2014г. в жилом частном доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Утеповой О.В. в результате пожара жилой дом огнем уничтожен полностью. Вероятной технической причиной пожара послужило замыкание электрической проводки внутри дома (л.д. 207).
Постановлением администрации Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области от 24.09.2014г. часть жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащего Утеповой О.В., была списана (л.д. 201)
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, от 27.02.2017г., по состоянию на указанную дату, объект недвижимости часть жилого дома общей площадью 74,7 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый №, расположенного в пределах земельного участка, кадастровый номер №, снят с кадастрового учета 17.01.2017г.(л.д. 157-160)
Таким образом из материалов дела следует, что 17.01.2017г. была произведена государственная регистрация прекращения права истца на указанное жилое помещение.
Из материалов дела следует, что семья Утеповой О.В. является многодетной, что подтверждается удостоверением многодетной семьи (л.д. 114), ФИО6 и ФИО9 также являются родителями ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 132,147).
Из представленных истцом медицинских документов, а также справки ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» Минтруда России следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.
Согласно справке администрации Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области от 15.08.2017г., семья Утеповой О.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 133).
Согласно акту обследования бытовых условий по указанному адресу, в указанном доме зарегистрирована семья ФИО10 (мать истца), которая является собственником жилья, дом отключен от системы газоснабжения и электроснабжения по причине задолженности, частично необходима замена крыши, дом непригоден для проживания, семья Утеповой О.В. проживает по адресу: <адрес> (л.д. 153).
16.08.2017г. Утепова О.В. обратилась с заявлением к ответчику о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с отсутствием жилого помещения (л.д. 84,110).
Как следует из протокола №9 заседания межведомственной комиссии по жилищным вопросам администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 12.09.2017г., комиссией было принято решение о принятии Утеповой О.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 105-106).
В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (л.д. 470-68) распоряжением главы Краснокутского муниципального района Саратовской области от 15.09.2017г. №221р указанный протокол был утвержден (л.д. 107), и постановлением от 15.09.2017 года № 1340 было постановлено принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Утепову О.В. с составом семьи 6 человек (л.д. 109), о чем Утеповой О.В. было сообщено письменно (л.д. 149).
Согласно книге очередности граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, порядковый номер Утеповой О.В. в 2017г. – 406, в 2018- 261, в 2019г. – 259 (л.д. 70-72).
Из материалов дела также следует и не оспаривалось сторонами, что Утепова О.В. и члены ее семьи не являются собственниками объектов недвижимости - жилых помещений, при этом, согласно сообщению Государственного казенного учреждения Саратовской области Управление социальной поддержки населения Краснокутского района Министерства социального развития Саратовской области от 20.01.2020г., семья Утеповой О.В. состоит на учете в качестве малоимущей, Утепова О.В. является получателем пособия на ребенка как многодетная мать на 5 детей (л.д. 150).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч.2 указанной статьи, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном непригодном для проживания и подлежащем сносу, подлежат выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 г. N 376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Таким образом федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по у установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В связи с этим малоимущим гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, если эти помещения в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, взамен могут быть вне очереди предоставлены жилые помещения по договору социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2009г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2010г.)
При этом, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и ст. 55 ЖК РФ).
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Утепова О.В. и ее супруг, приобретая жилой дом, в соответствии с нормами ст. ст. 20, 211 ГК РФ в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей взяли на себя бремя содержания имущества, а также несли риск гибели или повреждения жилого дома по адресу: <адрес>.
При этом в судебном заседании установлено и не оспаривалось истцом, что договор страхования жилого помещения, утраченного в результате пожара, Утеповой О.В. и членами ее семьи не заключался, страховых выплат в связи с пожаром им не осуществлялось.
Из материалов дела также следует, что жилой дом, принадлежащий Утеповой О.В. на праве собственности, в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавался, решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.
Согласно сообщению администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 10.01.2020г., на территории Крансокутского муниципального района отсутствуют программы (подпрограммы) по предоставлению (обеспечению) жилых помещений малообеспеченным, многодетным семьям, а также семьям, жилые помещения которых утрачены в результате пожара (л.д. 151)
Судом также установлено, что с заявлениями о предоставлении семье жилья маневренного фонда для временного проживания, о предоставлении жилья во внеочередном порядке Утепова О.В. и Утепов Б.Х. в администрацию района не обращались.
Ссылка истца и ее представителя на длительную переписку по вопросу постановки на учет, а также по вопросу отсутствия в с. Интернациональное дорог, пригородного сообщения, участкового врача, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.08.2017г. по заявлению Утепоывой О.В. о бездействии и незаконных действиях администрации Интернационального муниципального образования Краснокутского района Саратвоской области юридического значения для дела не имеет, поскольку юридически значимых для дела обстоятельств, относящихся к предмету доказывания, не подтверждает и не опровергает.
При этом судом на основании представленной истцом и ее представителем переписки было установлено, что Утеповой О.В. и ее супругу Утепову Б.Х. министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области как многодетной семье письменно неоднократно разъяснялось право воспользоваться мерами социальной поддержки многодетных семей в виде социальной выплаты на строительство либо приобретение жилых помещений либо предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области и заявительный порядок обращения за получением указанных мер социальной поддержки, разъяснялся соответствующий порядок, однако данным правом они воспользоваться не пожелали, что подтвердили в судебном заседании.
С заявлением о предоставлении жилья маневренного фонда для временного проживания в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Утепова О.В. и ее супруг также не обращались, что ими не оспаривалось, при этом Утепова О.В. пояснила суду, что в 2018 году после ее неоднократных письменных обращений в различные инстанции ей предлагалось жилье маневренного фонда для временного проживания в г. Саратове, но она от предложенного жилья отказалась.
Сам по себе факт признания истца малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не влечет за собой возникновения обязанности у органа местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения во внеочередном порядке.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления ответчиком истцу благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке, а, следовательно, и для удовлетворения исковых требований Утеповой О.В. к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, что не препятствует истцу реализации ее права на получение жилья по договору социального найма в порядке очереди, права обратиться с заявлением о получении мер социальной поддержки многодетных семей, предоставляемых министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, в том числе в виде социальной выплаты на строительство либо приобретение жилых помещений либо предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, а также права обратиться с заявлением о предоставлении жилья маневренного фонда для временного проживания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.01.2020░.