Решение по делу № 77-143/2022 от 29.03.2022

Председательствующий: Емашова Е.В.                                                Дело № 77- 273(143)2022

                      Р Е Ш Е Н И Е

            12 апреля 2022 года                                                                                    г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главы Грибановского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Литвиненко С.В. на решение судьи Марьяновского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:

«Жалобу представителя администрации муниципального образования <...> удовлетворить частично.

Постановление заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Омской области Скворцова А.Д. № <...> от <...> о привлечении администрации муниципального образования <...> по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить, исключив указание на нарушения, указанные в п. п. 10, 15, 16 постановления.

В остальной части постановление оставить без изменения»,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору от <...> администрация муниципального образования <...> привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Защитник администрации <...> Шарапов Д.В. обжаловал постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе глава <...> Литвиненко С.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что в д. <...> фактически проживает 7 человек, поэтому в соответствии с ч. 5 ст. 68 Федерального закона от <...> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов числом жителей до 50 человек. Обследования не проводились с применением каких-либо измерительных приборов и способов. Возможность прекращения производства по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ не обсуждалась. Кроме того, ссылается на то, что судом в решении неверно указано вмененное нарушение, указанное в пункте 11, при этом не учтено, что обкос обочин внутрипоселковых дорог был выполнен администрацией самостоятельно и в срок. Также указывает, что несанкционированный съезд (колея по поляне) с <...> напротив <...> не является дорогой и в реестре муниципальной собственности не включен (на поляне осуществляется выпас домашних животных), в связи с чем, данное нарушение вменено необоснованно.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав главу <...> Литвиненко С.В., поддержавшего доводы жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.

На основании положений ст. 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от <...> № 69-ФЗ (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно статьи 6 Федерального закона от <...> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62 Федеральный закон № 123-ФЗ).

В силу п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...> (далее – Правила противопожарного режима) органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

В соответствии с п. 4.1 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от <...> № <...> (далее - СП 8.13130.2020), в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.

Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил (п. 10.4 СП 8.13130.2020).

Исходя из положений п. 10.10 СП 8.13130.2020, к водоемам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

Согласно п. 67 Правил противопожарного режима, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что <...> в 15 ч. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Грибановского СП Марьяновского МР Омской области были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности.

Имеющиеся на территории населенного пункта <...> источники наружного противопожарного водоснабжения (насосная станция, расположенная по адресу: <...>; водоем, расположенный на удалении 70 метров к западу относительно ориентира – домовладение, расположенное по адресу: <...>; водоем, расположенный на удалении 100 метров к западу относительно ориентира – домовладение, расположенное по адресу: <...>, не обеспечивают полного охвата территории населенного пункта <...>, исходя из условия обслуживания ими зданий для целей пожаротушения.

К естественному водоему, расположенному на удалении 70 метров к югу относительно ориентира – домовладение, расположенное по адресу: <...>, не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) размерами не менее 12х12 метров с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды; не предусмотрены средства для увеличения радиуса обслуживания (покрытия) водоемами территории населенного пункта <...> (обустройство) тупиковых линий от водоемов протяженностью не более 200 м с устроенными приемными колодцами с возможностью забора воды пожарным автомобилем или иные).

К естественному водоему, расположенному на удалении 100 метров к западу относительно ориентира – домовладение по адресу: <...>, не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) размерами не менее 12х12 метров с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды; не предусмотрены средства для увеличения радиуса обслуживания (покрытия) водоемами территории населенного пункта <...> (обустройство тупиковых линий от водоемов протяженностью не более 200 м. с устроенными приемными колодцами с возможностью забора воды пожарным автомобилем или иные),

Имеющийся на территории населенного пункта д. <...> источники наружного противопожарного водоснабжения (водоем, расположенный на удалении 50 метров к северу относительно ориентира-домовладение, расположенное по адресу: <...>, д. Усовка, <...>) не обеспечивает полного охвата территории населенного пункта д. Усовка, исходя из условия обслуживания им зданий для целей пожаротушения,

К естественному водоему, расположенному на удалении 50 метров к северу относительно ориентира – домовладение по адресу: <...>, д. Усовка, <...>, не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) размерами не менее 12х12 метров с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды; не предусмотрены средства для увеличения радиуса обслуживания (покрытия) водоемами территории населенного пункта д. <...> (обустройство тупиковых линий от водоемов протяженностью не более 200 метров с устроенными приемными колодцами с возможностью забора воды пожарным автомобилем или иные);

Имеющийся на территории населенного пункта д. <...> источники наружного противопожарного водоснабжения (водоем, расположенный на удалении 100 метров к северо-западу относительно ориентира – домовладение, расположенное по адресу: <...>, д. Чебуренки, <...>) не обеспечивает полного охвата территории населенного пункта д. Чебуренки, исходя из условия обслуживания им зданий для целей пожаротушения;

К естественному водоему, расположенному на удалении 100 метров к северо-западу относительно ориентира – домовладение по адресу: <...>, д. Чебуренки, <...>, не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) размерами не менее 12х12 метров с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды; не предусмотрены средства для увеличения радиуса обслуживания (покрытия) водоемами территории населенного пункта д. <...> (обустройство тупиковых линий от водоемов протяженностью не более 200 метров с устроенными приемными колодцами с возможностью забора воды пожарным автомобилем или иные),

Имеющийся на территории населенного пункта д. <...> источник наружного противопожарного водоснабжения (водоем, расположенный на удалении 30 метров к юго-востоку относительно ориентира – домовладение, расположенное по адресу: <...>, д. Уютное, <...>), не обеспечивает полного охвата территории населенного пункта д. Уютное, исходя из условия обслуживания им зданий для целей пожаротушения,

К естественному водоему, расположенному на удалении 30 метров к юго-востоку относительно ориентира – домовладение по адресу: <...>, д. Уютное, <...>, не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) размерами не менее 12х12 метров с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды; не предусмотрены средства для увеличения радиуса обслуживания (покрытия) водоемами территории населенного пункта д. <...> (обустройство тупиковых линий от водоемов протяженностью не более 200 метров с устроенными приемными колодцами с возможностью забора воды пожарным автомобилем или иные),

Не произведена очистка территории общего пользования (улично-дорожная сеть) от сухой травянистой растительности по адресу: <...>, д. Уютное, <...>,

Имеющиеся на территории населенного пункта д. <...> источники наружного противопожарного водоснабжения (водоем, расположенный на удалении 110 метров к западу относительно ориентира – нежилое здание селькохозяйственного назначения, расположенное по адресу: <...>, д. Охровка, <...>), не обеспечивает полного охвата территории населенного пункта д. Охровка, исходя из условий обслуживания им зданий для целей пожаротушения,

К естественному водоему, расположенному на удалении 110 метров к западу относительно ориентира – нежилое здание сельскохозяйственного назначения, расположенное по адресу: <...>, д. Охровка, <...>, не предусмотрены подъезды с площадками (пирсами) размерами не менее 12х12 метров с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды; не предусмотрены средства для увеличения радиуса обслуживания (покрытия) водоемами территории населенного пункта д. <...> (обустройство тупиковых линий от водоемов протяженностью не более 200 метров с устроенными приемными колодцами с возможностью забора воды пожарным автомобилем или иные),

Территория населенного пункта д. <...> не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными гидрантами, пожарными резервуарами, водоемами и др.) исходя из условия обслуживания ими зданий для целей пожаротушения,

Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, распоряжением органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки органа местного самоуправления, актом проверки, предписанием, оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо административного органа и судья районного суда сочли, что администрация Грибановского СП Марьяновского МР Омской области имела возможность для соблюдения норм, требований пожарной безопасности, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако администрацией не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Оснований не согласиться с указанным выводом не имеется.

Доводы заявителя о том, что администрация не имеет достаточного финансирования для выполнения возложенных на нее функций по выполнению требований пожарной безопасности, не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Доводы жалобы о том, что на территории <...> где фактически проживает 7 человек, допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов, подлежат отклонению, поскольку опровергаются сведениями, полученными в ходе проведения плановой выездной проверки, согласно которым численность <...> составляет 59 человек, что подтверждается справкой, представленной <...> главой <...>

Ссылки в жалобе на то, что суд неверно изложил пункт 11 вмененных нарушений, не могут повлечь отмену решения, поскольку указанное является явной технической опиской, которая может быть устранена в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы представленный договор на предоставление услуг по обкосу обочин внутрипоселковых дорог от <...>, а также иные материалы дела не содержат сведений о произведенной очистке территории общего пользования (улично-дорожной сети) по адресу: <...>, д. Уютное, <...>, от сухой травянистой растительности.

Визуальный осмотр при проведении проверки и составлении акта допускается, применение специальных технических средств, измерительных приборов, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическию поверку, в данном случае не требовалось.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание юридическому лицу назначено ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при этом учитывались положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Существенный нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

                                                  РЕШИЛ:

решение судьи Марьяновского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, жалобу главы <...> Литвиненко С.В. - без удовлетворения.

Судья                                                                                  Д.И. Филимонов

77-143/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Администрация Калачинского МР Омской области
Суд
Омский областной суд
Судья
Филимонов Дмитрий Иванович
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
29.03.2022Материалы переданы в производство судье
19.04.2022Судебное заседание
19.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее